ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
методическая разработка

Бородкина Елена Валерьевна

 

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических,     психолого-педагогических,     медико-биологических     и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи. Выявление и развитие способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях                рынка. Она реализуется  через     учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profoorientatsiya_pdf.io_.docx152.99 КБ

Предварительный просмотр:

             

                  МБОУ «Серго - Ивановская основная школа»

ПРОГРАММА

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В ШКОЛЕ

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических,        психолого-педагогических,        медико-биологических        и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи. Выявление и развитие способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях        рынка. Она реализуется        через     учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

1. Актуальность разработки программы профориентационной работы в общеобразовательном учреждении

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять        все        более        высокие        требования        к        индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается      напряженность,        требуется        высокий      профессионализм, выносливость и ответственность.

В рамках модернизации образования Российской Федерации на новый план в деятельности общеобразовательных        школ выходит программа предпрофильной и профильной подготовки подрастающего поколения, которую целесообразно рассматривать параллельно с организацией всей системы профориентационной работы в школе.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной        профориентационной        работы        среди        молодежи        и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

2.        Цели и задачи профориентационной работы

Цель: оказаниепрофориентационной поддержки учащимся в процессе выбора        профиля        обучения        и        сферы        будущей        профессиональной деятельности.

Задачи:

1.получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

2.обеспечениедиапазонавариативностипрофильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

3.способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов.

3.       Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы

Профессиональная        ориентация        -        это        целенапрвленная        система, включающая        в        себя        просвещение,         воспитание,         изучение психофизиологических     особенностей,     проведение        психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный        аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании        профессиональной        направленности        (способность        к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологическийаспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1 - 4 классы:

-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

-развитие интереса к  учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5 - 7 классы:

-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

-представления        о        собственных        интересах        и        возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных        сферах     социально-профессиональной     практики:        технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы:

-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

-формирование        образовательного        запроса,        соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

4. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности        учащихся (познавательной, общественно  полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью в школьные планы работы необходимо включать вопросы профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация.

Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, преподаватели-организаторы, учителя ОБЖ, учителя «Технологии».

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7 - 9 классов, которую проводит социальный педагог. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

5. Основные формы работы

Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.

 п/п

Форма работы

Краткое описание

1

Профпросвещение

Начальная  профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д.

2

Профинформация

Система мер по ознакомлению учащихся:

-с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда

-с характером работы по основным профессиям и специальностям

-с образовательными учреждениями начального, среднего и  высшего  профессионального образования, расположенными на территории Смоленской области

3

Профконсультация

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника

6. Направления работы

Организационно-методическая деятельность:

-работа координаторов по профориентационной работе с учащимися; -методическая        помощь        учителям        в        подборке        материалов        и

диагностических карт. Работа с учащимися:

-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

-консультации по        выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);

-анкетирование;

-организация и проведение экскурсий;

-встречи с представителями предприятий, учебных заведений. Работа с родителями

-проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с учащимися);

-лектории для родителей;

-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; -анкетирование родителей учащихся;

-привлечение        родителей        школьников        для        выступлений        перед учащимися с беседами;

-привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;

-помощь        родителей        в        организации        профессиональных        проб старшеклассников на предприятиях;

-помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

-избрание        родительского        комитета        школы        из        представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

7. Структура деятельности педагогического коллектива по проведению  профориентационной работы в школе

Координатор        деятельности        -        заместитель        директора        по воспитательной работе, в функции которого входят:

-выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую        поддержку        самоопределения        школьников        с        целью согласования и координации их деятельности;

-поддержание        связей        общеобразовательного        учреждения        с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и средней школы;

-планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

-осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся;

-проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;

создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

-организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

-организация        системы        повышения        квалификации        классных руководителей, учителей-предметников, по проблеме самоопределения учащихся;

-осуществление        контролирующих        функций        работы        классных руководителей, учителей-предметников, по проблеме профессионального самоопределения учащихся.

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

-составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства,        активизирующие        познавательную,        творческую        активность школьников;

-организует        индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

-помогает        обучающемуся        проектировать        индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального

7

становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

-организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

-оказывает        помощь        школьному        психологу        в        проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

-проводит        родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

-организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учитель-предметник:

-способствуют        развитию        познавательного        интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

-обеспечивают        профориентационную        направленность        уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей

учащихся;

-адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

-регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

-изучает        читательские        интересы        учащихся        и        рекомендует        им литературу, помогающую в выборе профессии;

-организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

-обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);

Социальный педагог:

-способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;

-оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

-осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

-изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

-осуществляет        мониторинг        готовности профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

-проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; -приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о

своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

9.        Оценка эффективности профориентационной работы

К        основным        результативным        критериям        и        показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является: ясное представление требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;

-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое)пробы своих сил в конкретных областях  деятельности,        самостоятельное составление        своего профессионального плана;

-степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;

-наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей.

-индивидуальный        характер        любого        профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных        взаимоотношений,        опыта     трудовых     действий,        развития профессионально важных качеств);

 

           План мероприятий профориентационной работы

№ п/ п

Содержание деятельности

Сроки

Ответствен-ные

1.Организационная работа в школе

1.

Оформление уголка по профориентации (например, «Твоя профессиональная карьера», «В мире профессий», «Слагаемые выбора профессии»).Регулярное обновление.

В течение года

Заместитель директора, классные руководители

2.

Проведение анализа результатов профориентации запрошлый год(мониторинг трудоустройства и поступления выпускников 9 классов в образовательные учреждения среднего, высшего профессионального образования).

Август

Заместитель директора,

соц. педагог

3.

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год. Составление планов воспитательной работы по профориентационной работе в классе».

Август

Заместитель директора, классные руководители

4.

Обеспечение школы документацией и методическими материалами по профориентации.

В течение года

Заместитель директора, библиотекарь

5.

Пополнение библиотечного фонда литературой по профориентации.

В течение года

Библиотекарь

6.

Проведение элективных курсов, факультативов, классных часов

В течение года

Заместитель директора, руководитель курсов

7.

Организация выпуска школьной газеты с разделом  по профориентации.

В течение года

Заместитель директора, школьный актив, соц. педагог

8.

Вовлечение  учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с  познавательными и профессиональными интересами.

В течение года

Заместитель директора, классные руководители

9.

Осуществление  взаимодействия с учреждениями дополнительного  образованиями, предприятиями.

В течение года

Заместитель директора, классные руководители

2. Работа с педагогическими кадрами

1.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы сучащимися.

В течение года

Заместитель директора, классные руководители

2.

Рассмотрение вопросов  профориентационной работы на  педсоветах школы.

В течение года

Заместитель директор

3.

Организация для  педагогов профконсультации  по изучению личности школьника

В течение года

Соц. педагог

4.

Заслушивание отчетов классных руководителей, о проделанной работе по профориентации

1 раз в квартал

Заместитель директора

5.

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности учащихся в педагогическом

В течение года

Соц. педагог

процессе.

6.

Организация методической помощи классным руководителям в разработке классных часов. подготовкевнеклассныхмероприятий.

В течение года

Соц. педагог

7.

Координация деятельности педагогов, решающих задачи профориентационной  работы. учащимися.

В течение года

Заместитель директора

3. Работа с родителями

1.

Организация для родителей лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении школьника».

В течение года

Заместитель директора, классные руководители

2.

Проведение индивидуальных консультаций с  родителями по вопросу выбора профессий учащимися.

В течение года

Заместитель директора, классные руководители

3.

Организация встречи учащихся с их родителями- представителями различных профессий.

В течение года

Классные руководители

4.

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия.

В течение года

Классные руководители

5.

Проведение родительских собраний (общешкольных, классных)с освещением вопросов  профориентации школьников.

1 раз в квартал

Заместитель директора, классные руководители, психолог

6.

Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации.

В течение года

Классные руководители

4.Работа с учащимися

1.

Проведение экскурсий на предприятия.

В течение года

Классные руководители

2.

Организация тестирования и анкетирования учащихся

В течение года

Классные руководители

3.

Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по профориентации.

Октябрь

Соц. педагог

4.

Проведение консультаций учащихся (индивидуальных и групповых).

В течение года

Соц. педагог

5.

Проведение месячников, конференций, конкурсов, интеллектуальных игр, выставок по профориентации.

В течение года

Заместитель директора, классные руководители

6.

Организация предметных недель, декад, олимпиад.

В течение года

Учителя-предметники

7.

Проведение классных часов с освещением вопросов профориентации.

В течение года

Классные руководители

8.

Организация и  проведение встреч с представителями различных профессий.

В течение года

Классные руководители

9.

Оформление на каждого учащегося 9 класса профориентационной карты.

В течение года

Классные руководители

10.

Организация работы кружков на базе школьных мастерских. Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества.

В течение года

Учитель технологии и учителя начальных классов

11.

Привлечение учащихся к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях  дополнительного образования.

В течение года

Классные руководители

12.

Изучение читательских интересов школьников.

В течение года

Библиотекарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы школы полного дня (ФГОС)

Презентация представляет собой режим работы образовательного учреждения, обеспечащего полноценное полнодневное пребывание ребёнка в школе, включающего в себя интеграцию основного и дополнительного ...

Организация правильного питания – одна из составляющих работы школы по здоровьесбережению на начальном этапе обучения

   Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о с...

Использование природоособразной технологии обучения чтению А.М. Кушнира в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы школ Бугульминского муниципального района Республики Татарстан)

Чтение – это труд, и труд тяжелый. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие д...

Совместная работа школы и родителей по патриотическому воспитанию

В условиях становления гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В связи с этим особую роль приобр...

Новые принципы работы школы в условиях введения ФГОС НОО

В эпоху быстрой смены технологий  речь  идёт  о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и ...

Предметная диагностика обучающихся 1 - х классов за 1 полугодие (комплексная работа) Школа "2100"

Цель работы – определить уровень сформированности предметных результатов у обучающихся 1 классов по итогам освоения программы по русскому языку, математике за 1 полугодие.Задачи:1....