Специфика работы на музейной экспозиции с детьми младшего школьного возраста
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Металлова Елена Витальевна

В возрасте 6-9 лет дети способны к активному общению с музейными памятниками на экспозициях музеев различных типов – художественного историко-краеведческого, этнографического. Это именно тот возраст, когда складывается стойкий интерес и потребность к систематическому и регулярному посещению музея и к музейным формам обучения. Им предлагаются экскурсионные циклы, в процессе реализации которых решаются конкретные педагогические цели и задачи, имеющие развивающий и образовательный характер. Их содержание и методы обусловлены психологическими особенностями данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Специфика работы на музейной экспозиции с детьми младшего школьного возраста.

В возрасте 6-9 лет дети способны к активному общению с музейными памятниками на экспозициях музеев различных типов – художественного историко-краеведческого, этнографического. Это именно тот возраст, когда складывается стойкий интерес и потребность к систематическому и регулярному посещению музея и к музейным формам обучения. Им предлагаются экскурсионные циклы, в процессе реализации которых решаются конкретные педагогические цели и задачи, имеющие развивающий и образовательный характер. Их содержание и методы обусловлены психологическими особенностями данного возраста.

Формирование знаний и развитие личности младшего школьника происходит на основе двух взаимосвязанных процессов:

  • непосредственного восприятия;
  • усвоение словесного описания тех или иных предметов и явлений.

Познавательный процесс у младших школьников становится более глубоким и осмысленным благодаря увеличению количества сведений, представлений и понятий, полученных в школе. Дети этого возраста постепенно приходят к усвоению причин и закономерностей различных явлений, знания приобретают до известной степени упорядоченный характер. В связи с этим обучение младших школьников в музее должно основываться не только на памяти учеников, но и на осмыслении ими полученных сведений и на самостоятельном поиске ответов на поставленные перед ними вопросов.

В то же время дети рассматриваемого возраста во многом сохраняют психологические качества старших дошкольников. Так,  им свойственна острота и свежесть восприятия, созерцательная любознательность. Они с живым любопытством и ярко выраженной эмоциональностью реагируют на окружающее. Вместе с тем их мышление, во многом продолжая сохранять наглядно-образный характер, уже начинает приобретать вербально-логические черты[1].

В процессе обучения у младших школьников совершенствуется воссоздающее воображение и развивается творческое, продуктивное. Они склонны к фантазированию и сочинительству, склонны комбинировать знакомые образы, сочиняя фантастические рассказы и сказки и создавая изображения, иллюстрирующие собственные фантазии. Внимание младших школьников имеет непроизвольный характер и отличается неустойчивостью. Поэтому в ходе обучения следует развивать произвольное внимание, прививать навыки, способствующие его концентрации, однако при этом сохранять увлекательность содержания и формы проведения музейно-педагогического занятия, поскольку это  остается главной побудительной причиной интереса к искусству.

Знание педагогом-экскурсоводом возрастной специфики восприятия экспонатов поможет ему при построении зрительного ряда и выборе правильной методики обучения. Детей 6-8 лет увлекает сюжет, следуя за которым они вместе с героями «проживают» изображенное событие, стараясь вынести свою нравственную оценку. При этом однозначность оценок и деление персонажей по принципу положительных и отрицательных характеристик («плохие» и «хорошие») продолжает оставаться особенностью их восприятия[2].

Дети 8-9 лет, усваивая некоторый минимум информации и терминологии по культуре, уже способны сопоставлять  и элементарно  анализировать факты культурной жизни. Они оказываются в состоянии систематизировать материал занятий, что позволяет расширить экскурсии.

Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал посредством осязания. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка является манипулирование предметами, ибо осязание дополняет и обогащает зрительную информацию. Работающие с детьми специалисты стремятся вводить в экспозицию или специально приносить на занятие экспонаты (копии, дубликаты, модели), которые дети могут взять в руки. Если для самых маленьких непосредственное манипулирование с предметом практически обязательно, то для более старших детей достаточно «зрительное ощупывание» предмета, мысленные действия с ним. Моделирование формы предмета движением руки в воздухе значительно облегчает его восприятия детьми. Психологи выявили, что использование приема моделирования движением в работе с детьми 7-8 лет увеличивает запоминание ими информации более чем на 40%,а также обеспечивает точность описания и изображения исторических предметов и ситуаций.[3] 

В экскурсионной работе с детьми этого возраста наиболее результативна диалоговая форма проведения экскурсии, широкое использование дидактических игр, развивающих упражнений, творческих заданий. Можно сделать больший акцент на словесные формы выражения впечатлений от произведения, чем на изобразительную практику (маленькие сочинения, игры в экскурсовода, в музейных сотрудников, коллекционеров, рассказ о своей домашней коллекции и др.) Учитывая тот факт, что отношение к окружающему миру у младшего школьника становится более осмысленным, необходимо в процессе экскурсии уделять внимание сознательному усвоению навыков постижения мира культуры через музейный памятник.

Общей целью такого рода экскурсий можно считать формирование музейной культуры, то есть осознание ценностного потенциала музея, внутренней потребности посещения музеев, бережного отношения к музейному предмету как части материальной и духовной культуры.


[1] Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2004. – 152с.

[2] Столяров Б.А., Соколова Н.А., Алексеева Н.А. Основы экскурсионного дела: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – СПб.: ГРМ, 2002. – 100с.

[3] Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике. – М.Рос. инст. Культурологи, 2001. – 135с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».

Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...

Основные направления работы психолого-педагогической службы с детьми младшего школьного возраста.

Презентация для студентов психологов-педагогов, для школьных психологов, педагогов....

ТЕМА: «Специфика коррекционно-логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью и ДЦП»

Выступление учителя-логопеда МБОУ «Гатчинская НОШ №5» Федоровой Екатерины Викторовны  на заседании МО....

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста

Особенности работы учителя начальных классов с детьми младшего школьного возраста...