ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Ступеньки» 1 класса
методическая разработка (1 класс)

Программа «Тропинкой добра» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы с обучающимися 1классов в любой системе начального образования.

Ценностью программы является то, что она направлена на расширение лексикона учащихся в сторону слов-носителей отечественного «нравственного кодекса», знакомство с основными нравственными понятиями и выработку нравственных качеств, взглядов и убеждений.

Цель программы: формирование у школьников нравственных понятий, оценок, мотивов, ценностных ориентаций, что в итоге и является процессом формирования нравственного сознания в целом.

Программа рассчитана на 1 год обучения. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 33 часа.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Программа включает в себя пояснительную записку, основные виды деятельности, содержание курса внеурочной деятельности, планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_guguchkina_m.v.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»

Рассмотрено                                Принято                                Утверждаю          

на заседании методического      педагогическим советом     И.О.директора школы

объединения, протокол № 1       протокол № 1                       _________ И.А.Савченко

от 28.08.2020 года                       от 31.08. 2020 года              приказ № ____ от ______ 2020 года

руководитель МО _______                                                                

Составлено на основе государственных требований к программам и стандартам

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Тропинкой добра»

1 класс 

1 год обучения

Автор: Гугучкина Мария Валерьевна, учитель начальных классов

г. Нижневартовск

2020 год

Пояснительная записка

Согласно ФГОС НОО внеурочная деятельность – это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся на первой ступени в их свободное время В основу программы внеурочной деятельности «Тропинкой добра» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  

Проблема духовно-нравственного воспитания с каждым годом приобретает все более особое значение. В современном мире стерлись моральные ориентиры, обесценились многие нравственные понятия.

Формирование нравственных знаний, нравственная деятельность и нравственные отношения человека невозможны без участия эмоционально-чувственной стороны, т. к. ребенок должен внутренне принять и пережить всё происходящее, личностно мотивировать своё суждение или выбор. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что "с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий".

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.  Именно формирование у детей правильных духовно-нравственных понятий и выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Курс «Тропинкой добра» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности.

Цель программы: формирование у школьников нравственных понятий, оценок, мотивов, ценностных ориентаций, что в итоге и является процессом формирования нравственного сознания в целом.

Задачи учебного курса:

  1. Формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения через раскрытие сущности нравственных поступков;
  2. Формировать и развивать навыки нравственного поведения, мышления, нравственного выбора личности;
  3. Обогащать нравственно-ценный словарь учащихся;
  4. Формировать у младших школьников навыки речевого этикета.

Сроки реализации программы «Тропинкой добра»

Программа «Тропинкой добра» разработана для 1 класса начальной школы.

Возраст участников – 7 лет.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 33 часа.

Формы организации творческого коллектива: фронтальная, работа по группам; работа в парах, индивидуально-коллективная работа, практическая работа, игра, театрализация, проекты.

Содержание курса внеурочной деятельности

Я школьник (2 ч)

Я школьник. Правила поведения в школе.

Не позволяй душе лениться. Ленивый и прилежный. Как быть прилежным и старательным.

Я и моя семья (2 ч)

Род. Откуда я? Семья, родители, родные.

Моя семья – моя крепость. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Мои обязанности дома.

О добром отношении к людям (8 ч)

Мои друзья. Настоящая дружба. Законы дружбы. Портрет настоящего друга.

Простые слова. Вежливые слова. Разыгрывание инсценировок. 

У меня зазвонил телефон. Слушание отрывка из рассказа В. Голявкина «Разговор по телефону». Разыгрывание речевых ситуаций.

В гостях. Беседа о правилах поведения в гостях. Игра «Идем в гости». Составление правил поведения в гостях и гостеприимства. 

Как аукнется, так и откликнется. Беседа о сквернословии. Притча «Плохие слова». Словесная игра «Эстафета добрых слов».

Дерево ценят по корням, а человека по делам.        Что значит стать заметным?

Учимся дарить добро. Притча «Пришло Добро в гости к Злу». Притча «Всё оставляет свой след».

Цветик-семицветик. Беседа о людях с ограниченными возможностями. Терпимость.

О добродетелях (10 ч)

О жадности.        Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка». Щедрость. Как бороться с жадностью?

О клевете.         Просмотр видео к рассказу «Почему?» В. Осеевой. Клевета. Честность.  Притча «Солгать или правду сказать?».

Простая истина. Притча «Простая истина».  Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри. Зависть. Как победить зависть?

Ложь без слов. Рассказ «Ложь без слов». Анализ и обсуждение поступка главной героини.  Словарная работа над понятиями «ложь», «совесть».

О скромности.  Сказка «Аист и Соловей» В. Берестов. Что значит быть скромным? Скромность. Хвастовство.

Это Любовь        Притча о холодном северном ветре. Составление ассоциативного ряда слова «Любовь». Мультфильм «Просто так».

О милосердии. Стихотворение В. М. Найденова «Не стой в стороне равнодушно…». Притча о милосердии. Жестокосердие. Равнодушие. Отзывчивость. Человеколюбие. Милосердие. Песня «Дорога добра».

О прощении. Мультфильм «Прими мои извинения». Повинную голову меч не сечет. Разыгрывание ситуаций.

Маленькое дело лучше большого безделья.        Чтение рассказа "Помощница". Н. Павловой. Сказка К. Ушинского «Два плуга». «Золотые руки»- когда так говорят? Трудолюбие. Пословицы о трудолюбии и лени.

Братья наши меньшие. Стихотворение Т. Агибалова «Друг». Беседа «Ты в ответе, за тех, кого приручил». Ответственность. Чтение и обсуждение рассказа «Собака яростно лаяла» В. Осеевой. Правила ухода за домашними" питомцами.

О традициях русского народа (3 ч)

Традиции русского народа. Рождественская звезда.        Из истории праздника. Мультфильм «Рождество Христово». Разучивание колядок. Изготовление сувенира «Ангел».

Традиции русского народа. Рождественская елочка        Сказка о елочке. Беседа «Чему нас учит елочка?». Разучивание колядок. Изготовление игрушки для елочки.

Традиции русского народа. Светлый праздник Пасха. Традиции Светлой Пасхи. Пасхальные игры. Изготовление крашенок.

В мире книг (3 ч)

Книга – твой лучший друг.         Из истории создания книги. Беседа «Берегите книгу». Правила чтения для учащихся.

В мире сказок. Сказка ложь да в ней намек…        Беседа «Сказка ложь да в ней намек…». Беседа о том, какие мечты русского народа отражались в сказках (например, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги… - желание летать; яблочко на тарелочке, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебный клубок и т.д.). Проектная работа по сказкам.

        О мужестве (5 ч)

Жизнь дана на смелые дела. Л. Н. Толстой «Два товарища». Мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате». Смелость. Мужество.

Мы – патриоты России.        Беседа «Такие разные профессии». Эрудит-викторина.

Мы этой памяти верны.        Стихотворение «Не забыть нам этой даты». Рассказ и презентация о ВОВ. Работа над пословицами «Прежде думай о Родине, а потом – о себе», «Побеждает тот, кто меньше себя жалеет». Самопожертвование. Беседа «Дети войны».

О героях наших дней. Стихотворение «Что мы Родиной зовем?». Патриот. Герой. Подвиг. Стихотворение «Издревле в России, рождались герои». Рассказ “О подвигах и героях Югры”

Кто труд уважает, тот хлеб не бросает. Просмотр видео «Откуда хлеб пришел». Викторина «Хлебные профессии». Стихотворение Сергея Михалкова «Булка». Рассказ учителя о Блокаде Ленинграда. Беседа «Хлеб бросать- труд не уважать». 

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

У учащихся будут сформированы:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;
  • находить и оценивать информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение;
  • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Предметные результаты:

  • сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать нравственную оценку поступков;
  • сформированность уважительного отношения к своей семье, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • педагогическое наблюдение, тестирование;
  • выполнение практических и творческих заданий.

Календарно-тематическое планирование курса «Тропинкой добра»

занятия

Название занятия

Содержание

Я школьник 2 ч

Я школьник

Приветствие «Давай поздороваемся». Беседа «Зачем говорят «здравствуй?». Игра “Если весело живётся, делай так…” С. Маршак «Что случилось нынче в школе».  Беседа «Школьный этикет». Правила поведения: игра «Верно-неверно».

Не позволяй душе лениться

Мультфильм «В стране невыученных уроков». Беседа по содержанию сказки. Словарная работа над понятиями «ленивый» и «прилежный». Беседа «Как быть прилежным и старательным». Составление рецепта от лени. Игра «Для чего ходят в школу?».

Я и моя семья 2 ч

Род. Откуда я?

Приветствие – игра «Ручеек радости». Загадки про семью. Прием «Проверь себя» (что мы знаем о своих близких). Практическая работа: рисунок «Моя семья».

Моя семья – моя крепость.

Чтение рассказа «Печенье» В. Осеевой.  Анализ и обсуждение поступка главных героев.

Беседа «Правила семейного этикета». Практическая работа: «Мои обязанности дома». Прием «Закончи предложение».

О добром отношении к людям 8 ч

Мои друзья

Мультфильм "Настоящая дружба". Беседа «Ты мой друг и я твой друг». Примеры о том, как друзья приходят на помощь. Законы дружбы. Практическая работа: «Портрет настоящего друга».  Игра «Закончи предложение».

Простые слова

А. Усачёв «Здравствуйте, спасибо и до свидания!». Обсуждение.

Беседа о вежливых словах. Театрализация - разыгрывание инсценировок. Чтение стихотворения «Первородство»  С. Островой.

У меня зазвонил телефон

Игра «Ласковое имя». Слушание отрывка из рассказа В. Голявкина «Разговор по телефону». Разыгрывание речевых ситуаций.

В гостях

Приветствие - игра «Волшебный стул». Мультфильм «Винни- Пух идет в гости к Кролику». Беседа о правилах поведения в гостях. Игра «Идем в гости». Просмотр киножурнала «Ералаш»- «Гостеприимство». Практическая работа: составление правил поведения в гостях и гостеприимства. Игра «Найди ошибки».

Как  аукнется так и откликнется

Отрывок мультфильма «Избушка на курьих ножках». Беседа о сквернословии. Притча «Плохие слова». Беседа по содержанию притчи. Словесная игра «Эстафета добрых слов». Дидактическая игра  «Правильные и неправильные поступки».

Дерево ценят по корням, а человека по делам

Мультфильм «Самый маленький гном». Беседа «Что значит стать заметным?». Собери пословицы.  Словарная работа над понятиями «добро», «добродетель», подбор синонимов и антонимов. Игра «Узнай героя сказки» (положительный или отрицательный).

Учимся дарить добро

Приветствие «Комплименты». Притча «Пришло Добро в гости к Злу». Мультфильм Притча «Всё оставляет свой след». Беседа по содержанию притчи. Составление ассоциативного ряда слова «Доброта» (анаграмма).

Цветик-семицветик

В. Крапивин «Самолет по имени Сережка». Беседа о людях с ограниченными возможностями. Словарная работа над понятиями «терпимость».  Игра «Подари цветок». Игра «Сиамские близнецы».

О добродетелях 5 ч

О жадности

Мультфильм о жадности. Обсуждение. Анализ ситуаций. Словарная работа над понятиями «щедрость» и «жадность».

Чтение и обсуждение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Пословицы. Беседа «Как бороться с жадностью?».

О клевете

Просмотр видео к рассказу «Почему?» В. Осеевой. Словарная работа над понятиями «клевета», «честность».  Подбор слов-синонимов. Притча «Солгать или правду сказать?». Игра «Правда или ложь».

Простая истина

Притча «Простая истина».  Беседа по содержанию притчи. Что значит выражение «Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри…»?  Словарная работа над понятием «зависть». Анализ пословиц о зависти. Притча «О зависти и злости». Беседа по содержанию притчи. Как победить зависть?

Ложь без слов

Рассказ «Ложь без слов». Анализ и обсуждение поступка главной героини.  Словарная работа над понятиями «ложь», «совесть». Работа с пословицами. Составление правила честности «Продолжи фразу…»

О скромности

Сказка «Аист и Соловей» В. Берестов. Обсуждение сказки. Что значит быть скромным? Словарная работа над понятиями «скромность», «хвастовство». Стихотворение «Скромность всякому к лицу» М. Скребцова.

О традициях русского народа 2 ч

Традиции русского народа. Рождественская звезда.

Из истории праздника. Мультфильм «Рождество Христово». Игра «Пожелания друзьям». Разучивание колядок. Практическая работа: изготовление сувенира «Ангел».

Традиции русского народа. Рождественская елочка

Сказка о елочке. Беседа «Чему нас учит елочка?». Что такое смирение? Игра: "Чего на елке не бывает?". Театрализация сказки.

О добродетелях 5 ч

Это Любовь

Притча о холодном северном ветре. Беседа по содержанию притчи. Составление ассоциативного ряда слова «Любовь». Упражнение «Шкатулка с сюрпризом».Просмотр мультфильма «Просто так».

О милосердии

Стихотворение В. М. Найденова «Не стой в стороне равнодушно…». Притча о милосердии. Словарная работа над понятиями «жестокосердие», «равнодушие», «отзывчивость», «человеколюбие», «милосердие». Разучивание песни  «Дорога добра».

О прощении

Мультфильм «Прими мои извинения». Беседа. Работа над пословицей «Повинную голову меч не сечет». Театрализация - разыгрывание инсценировок. Игра «Извини меня, пожалуйста, за то, что…»

Маленькое дело лучше большого безделья

Чтение рассказа "Помощница". Н. Павловой. Сказка К. Ушинского «Два плуга». «Золотые руки»- когда так говорят? Словарная работа над понятием «трудолюбие». Пословицы о трудолюбии и лени. Игра «Кому скажем спасибо».

Братья наши меньшие.

Приветствие «Мое настроение». Стихотворение Т. Агибалова «Друг». Беседа «Ты в ответе, за тех, кого приручил». Словарная работа над понятием "ответственность». Чтение и обсуждение рассказа «Собака яростно лаяла» В. Осеевой. Игра «Собери картинку». Правила ухода за домашними" питомцами. Викторина.

О традициях русского народа 1 ч

Традиции русского народа. Светлый праздник Пасха.

Традиции Светлой Пасхи. Пасхальные игры. Практическая работа: изготовление крашенок.

В мире книг 3 ч

Книга – твой лучший друг.

Из истории создания книги. Беседа «Берегите книгу». Задание «Четвертый лишний», «Собери картинку». Практическая работа: правила чтения для учащихся.

В мире сказок. Сказка ложь да в ней намек…

Беседа «Сказка ложь да в ней намек…». Загадки о сказочных предметах. Беседа о том, какие мечты русского народа отражались в сказках (например, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги… - желание летать; яблочко на тарелочке, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебный клубок и т.д.)

Проектная работа по сказкам. Работа в группах:

  1. Обозначить главных героев сказки.
  2. Выделить добродетели и пороки героев сказки (черты характера, поступки…)
  3. Чему учит сказка.

Защита проектов.

О мужестве 5 ч

Жизнь дана на смелые дела

Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища». Пословицы о страхе. Мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате». Словарная работа над понятиями «смелость», «мужество». Групповое задание «трусость и мужество» (героев сказок и мультфильмов разделить на 2 группы – «трусость» и «мужество».)

Мы – патриоты России.

Беседа «Такие разные профессии». Дидактическая игра: «Назови военную профессию». Встреча с интересными людьми. Эрудит-викторина.

Мы этой памяти верны

Стихотворение «Не забыть нам этой даты». Рассказ и презентация о ВОВ. Работа над пословицами «Прежде думай о Родине, а потом – о себе», «Побеждает тот, кто меньше себя жалеет». Словарная работа над понятием «самопожертвование». «Мультфильм «Воспоминание». Беседа «Дети войны».

О героях наших дней

Ребус «Родина». Стихотворение «Что мы Родиной зовем?». Словарная работа над понятиями «патриот», «герой», «подвиг». Стихотворение «Издревле в России, рождались герои». Рассказ “О подвигах и героях Югры”

(Легенда спорта Виктор Башмаков, ветеран Великой Отечественной;

Аня Рейнт - лауреат премии «Сибирское богатство», медаль МЧС России «За отвагу на пожаре»;

Володя Холодняк - медаль от МЧС «За содружество во имя спасения», медаль Следственного комитета Российской Федерации – «Доблесть и отвага»;

Алексей Ашапатов – чемпион и рекордсмен летних Паралимпийских игр 2008 и 2012г, чемпион мира 2006г, десятикратный чемпион России по легкой атлетике…). Встреча с интересными людьми.

Кто труд уважает, тот хлеб не бросает

Кроссворд «Хлебушко». Просмотр видео «Откуда хлеб пришел». Викторина «Хлебные профессии». Стихотворение Сергея Михалкова «Булка». Рассказ учителя о Блокаде Ленинграда. Беседа «Хлеб бросать- труд не уважать».

Приложение

Словарь нравственных понятий, рассматриваемых в программе курса внеурочной деятельности «Тропинкой добра»

АККУРАТНОСТЬ/                                     в словаре русских синонимов

- пунктуальность, верность, заботливость, усердие, скрупулезность, исполнительность, прилежность, точность, чистоплотность, исправность, тщательность, опрятность, чистота.

АККУРАТНЫЙ/                                                        толковый словарь Даля  

аккуратный лат. точный, верный; аккуратная вещь, тщательно, искусно и чисто обделанная; аккуратный человек, любящий точность, порядок; бережливый;

Аккурат нареч. ровно, точно, верно, точь-в-точь.

БЛАГОДАРНОСТЬ/

Чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу и т.п. Выражение такого чувства. Официальная положительная оценка чьего-л. труда, чьей-л. деятельности как мера поощрения. устар. Вознаграждение, плата.

ВЕЖЛИВОСТЬ/                                              Толковый словарь Ушакова

Учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий.

Ласковое слово — что весенний день.

Доброе слово и кошке приятно.

Покорное слово и гнев укрощает.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

ВЕРНОСТЬ/                                                             Толковый словарь Ожегова

Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Вполне преданный, неизменный в своих чувствах, отношениях, в выполнении своих обязанностей, достойный полного доверия. Соответствующий истине, правильный, точный.

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ/                                           Толковый словарь Ушакова

1. Степень внимания, сосредоточенность внимания (книжн.). Внимательность слушателей. 2. Предупредительность, любезность в обхождении. Внимательность хозяина к гостям. Отнестись к чему-н. с внимательностью.

ГНЕВ/                                                       Толковый словарь Ожегова

Чувство сильного возмущения, негодования.

ГНЕВ/                                                       Толковый словарь Даля

Сильное чувство, озлобление, злоба.

ГНЕВ/                                                         Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Чувство сильного негодования, возмущения, раздражения.

ГНЕВ/   Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова

бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление.

Сердитый, гневливый, злопамятный человек бывает всегда себе во вред и другим на искушение.

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

Зло на зло не воздавай.

Гневающийся убивает душу свою.

ГОРДОСТЬ/                                                  Толковый словарь Ожегова

Чувство собственного достоинства, самоуважения.

Чувство удовлетворения от чего-н.

Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.).

Гордость первая породила грех.

Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

Гордость — глупости сосед.

Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

ДОБРОДЕТЕЛЬ/                                       Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Положительное нравственное качество человека.

ДОБРОТА/                                                            

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Добрый человек всех людей добрыми видит.

Добрый человек добру и учит.

Доброму человеку – что ни день, то и праздник.

Доброе дело само себя хвалит.

Добрые умирают, да дела их живут.

Добро не умрет, а зло пропадет.

За добро плати добром.

Доброе дело и в воде не тонет.

ДРУЖБА/                                                               Толковый словарь Ожегова

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Без беды друга не узнаешь.

Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Живи, не скупись, с друзьями делись.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Добрый друг лучше ста родственников.

Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.

Назвался другом - помогай в беде.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Друзей много, а друга нет.

ЗАВИСТЬ/                                                       Толковый словарь Ожегова

Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

ЗАВИСТЬ/                                                        Толковый словарь Даля

Свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе.

Завистливое око видит далеко.

Лучше подражать, чем завидовать.

Сытый волк смирнее завистливого человека.

Кто чужого желает, скоро свое утратит.

Кто обрел зависть, тот обрел с ней дьявола.

Зависть есть печаль о благополучии ближнего.

Завистливый вредит прежде всего самому себе.

КЛЕВЕТА/

Умышленная ложь, порочащая человека; вид словесного преступления, целью которого является уничтожение человека.

КОРЫСТЬ/                                                              Толковый словарь Ожегова

Выгода, материальная польза.

КОРЫСТЬ/                                Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

- стремление получить материальную выгоду любым путем.

За чужим погонишься - свое потеряешь.

Много желать - добра не видать.

Корысть глаза слепит.

ЛОЖЬ/                                                                Толковый словарь Ожегова

Намеренное искажение истины, неправда, обман.

Клеветник подлостью велик.

Не бросай ничего в грязь - тебя же обрызгает.

Клевета - змея: из-под куста укусит.

Лживый язык ненавидит уязвляемых им.

Кто правду хранит, того Бог наградит.

Кривдой весь мир обойдешь, да назад не воротишься.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

МИЛОСЕРДИЕ/                           Толковый словарь Ожегова

Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

МИЛОСЕРДИЕ/               Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

-  сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.

Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.

Милостивому человеку и Бог подает.

Кто бедных напитает, тот Бога знает.

Рука дающего не оскудевает.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ/                                   Толковый словарь Ожегова

Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках.

Имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям

ОТЗЫВЧИВЫЙ/

Легко отзывающийся, откликающийся на что-л. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.

Способность к сочувствию.

Сердечность, душевность, чуткость.

 Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.

ПОСЛУШАНИЕ/                                                           словарь Ефремовой

1. Беспрекословное подчинение чьей-л. воле; повиновение, покорность.

2. Определенная обязанность, выполняемая монахом или послушником в монастыре. // Обязанность, взятая на себя кем-л. как искупление за какую-л. вину.

СМИРЕНИЕ/

смирение состояние духа человека, при котором он не высоко думает о себе (Екк.7:16) и целиком полагается на милость Божию. Смирение противоположно гордости. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия.

СКВЕРНОСЛОВИЕ/                                            Толковый словарь Ожегова

Речь, наполненная скверными, непристойными словами.

Язык мой – враг мой.

Лишняя соль портит пищу, лишнее слово – речь.

Бойся Вышнего, не говори лишнего.

Лишнее говорить — себе навредить.

Сила молчит, слабость кричит.

СКРОМНЫЙ/                              Толковый словарь Даля

- умеренный во всех требованиях, смиренный; кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе; приличный, тихий в обращении.

 Противоположный:. самоуверенный, самонадеянный, самолюбивый, себялюбивый; гордый, заносчивый, наглый, нахальный и пр.

СКРОМНЫЙ/                             Толковый словарь Ожегова

Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный.

СМЕЛОСТЬ/                                                   Толковый словарь Ожегова

Смелое поведение, решимость. Взять на себя смелость (сделать) что –то, осмелиться, решиться на что-н.

Отважный, бесстрашный, неустрашимый, не(без)боязненый, храбрый, решительный

 Противоп. робкий, боязливый, малодушный, трусливый, страшливый, застенчивый.

Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

После драки кулаками не машут.

На трусливого и уж — змея.

Трусливому зайке и пенек — волк.

СОВЕСТЬ /                                            Толковый словарь Ожегова

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

СОВЕСТЬ/                              Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

-  понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Чистым бельем грязной души не прикроешь.

Говори по делу, живи по совести.

Совесть без зубов, а загрызет.

СОСТРАДАНИЕ/

Чувство жалости, вызываемое чьим-л. несчастьем, горем; сочувствие.

Страдать вместе, переносить муки сообща; сочувствовать горю, сокрушаться за кого, соболезновать.

ТЕРПЕНИЕ/                                                        Толковый словарь Ушакова

настойчивость, упорство в каком-н. деле в ожидании результатов.

ТЕРПЕНИЕ/                                                          Толковый словарь Ожегова

Настойчивость, упорство и выдержка в каком-н. деле, работе.

Терпение – лучшее спасение.

Терпение и труд все перетрут.

На хотенье есть терпенье.

Терпение – мать мужества.

Лучше самому терпеть, чем других обижать.

За терпенье дает Бог спасенье.

Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели.

ТРУДОЛЮБИЕ/                                               словарь Ефремовой

Склонность, любовь к труду .

Усердие в труде.

У работящего в руках дело огнем горит.

Землю красит солнце, а человека труд.

Кто любит труд, того люди чтут.

Трудолюбив тот, кто не имеет лишнего времени.

ЧЕСТНОСТЬ/                                                     в словаре русских синонимов

Правдивый, прямой и добросовестный, свободный от всякого лукавства. добросовестность, прямодушие, неподкупность, беспорочность, правдивость, благородство; верность; беспристрастность, чистоплотность, чистосердечие, целомудрие, чистосердечность, прямолинейность, искренность, прямота, справедливость, непорочность, невинность, девственность, беспристрастие, порядочность, наивность, откровенность, кристальность, чистота, добропорядочность, неповинность, безгрешность, безупречность, невиновность, непогрешимость, незапятнанность, объективность, бесхитростность, совестливость, благородность, безукоризненность, открытость, нравственность

Кто много обещает, тот мало делает.

Уговор дороже денег.

Долг платежом красен.

Сказать легко, да сделать трудно.

ЩЕДРЫЙ/                                                           Толковый словарь Ожегова

Охотно тратящийся на других, не скупой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ступеньки» Духовно – нравственное направлние для 2 - 4 класса

       Программа имеет три основных на­правления, которые присутствуют в каждом году обучения, уг­лубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Та...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математические ступеньки" разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта нач...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "По ступенькам грамотности"

Рабочая программа «По ступенькам финансовой грамотности» составлена на основе программы «Финансовая грамотность». Автор программы: Ю. Н. Корлюгова. Издательство «ВИТА-ПРЕ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс «Азбука безопасности"

       Рабочая программа курса «Азбука безопасности»для 1 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  началь...