ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Ступеньки» 1 класса
методическая разработка (1 класс)

Программа «Тропинкой добра» рассчитана на учащихся начальной школы и предназначена для работы с обучающимися 1классов в любой системе начального образования.

Ценностью программы является то, что она направлена на расширение лексикона учащихся в сторону слов-носителей отечественного «нравственного кодекса», знакомство с основными нравственными понятиями и выработку нравственных качеств, взглядов и убеждений.

Цель программы: формирование у школьников нравственных понятий, оценок, мотивов, ценностных ориентаций, что в итоге и является процессом формирования нравственного сознания в целом.

Программа рассчитана на 1 год обучения. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 33 часа.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Программа включает в себя пояснительную записку, основные виды деятельности, содержание курса внеурочной деятельности, планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_guguchkina_m.v.docx47.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»

Рассмотрено                                Принято                                Утверждаю          

на заседании методического      педагогическим советом     И.О.директора школы

объединения, протокол № 1       протокол № 1                       _________ И.А.Савченко

от 28.08.2020 года                       от 31.08. 2020 года              приказ № ____ от ______ 2020 года

руководитель МО _______                                                                

Составлено на основе государственных требований к программам и стандартам

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Тропинкой добра»

1 класс 

1 год обучения

Автор: Гугучкина Мария Валерьевна, учитель начальных классов

г. Нижневартовск

2020 год

Пояснительная записка

Согласно ФГОС НОО внеурочная деятельность – это специально организованная образовательная деятельность обучающихся, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для педагогически целесообразной занятости обучающихся на первой ступени в их свободное время В основу программы внеурочной деятельности «Тропинкой добра» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  

Проблема духовно-нравственного воспитания с каждым годом приобретает все более особое значение. В современном мире стерлись моральные ориентиры, обесценились многие нравственные понятия.

Формирование нравственных знаний, нравственная деятельность и нравственные отношения человека невозможны без участия эмоционально-чувственной стороны, т. к. ребенок должен внутренне принять и пережить всё происходящее, личностно мотивировать своё суждение или выбор. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. В христианско-ориентированной педагогике подчеркивается, что "с пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий".

Актуальность программы определяется тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей.  Именно формирование у детей правильных духовно-нравственных понятий и выработка нравственных качеств, взглядов и убеждений составляет сущность данной программы.

Курс «Тропинкой добра» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности.

Цель программы: формирование у школьников нравственных понятий, оценок, мотивов, ценностных ориентаций, что в итоге и является процессом формирования нравственного сознания в целом.

Задачи учебного курса:

  1. Формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения через раскрытие сущности нравственных поступков;
  2. Формировать и развивать навыки нравственного поведения, мышления, нравственного выбора личности;
  3. Обогащать нравственно-ценный словарь учащихся;
  4. Формировать у младших школьников навыки речевого этикета.

Сроки реализации программы «Тропинкой добра»

Программа «Тропинкой добра» разработана для 1 класса начальной школы.

Возраст участников – 7 лет.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 33 часа.

Формы организации творческого коллектива: фронтальная, работа по группам; работа в парах, индивидуально-коллективная работа, практическая работа, игра, театрализация, проекты.

Содержание курса внеурочной деятельности

Я школьник (2 ч)

Я школьник. Правила поведения в школе.

Не позволяй душе лениться. Ленивый и прилежный. Как быть прилежным и старательным.

Я и моя семья (2 ч)

Род. Откуда я? Семья, родители, родные.

Моя семья – моя крепость. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Мои обязанности дома.

О добром отношении к людям (8 ч)

Мои друзья. Настоящая дружба. Законы дружбы. Портрет настоящего друга.

Простые слова. Вежливые слова. Разыгрывание инсценировок. 

У меня зазвонил телефон. Слушание отрывка из рассказа В. Голявкина «Разговор по телефону». Разыгрывание речевых ситуаций.

В гостях. Беседа о правилах поведения в гостях. Игра «Идем в гости». Составление правил поведения в гостях и гостеприимства. 

Как аукнется, так и откликнется. Беседа о сквернословии. Притча «Плохие слова». Словесная игра «Эстафета добрых слов».

Дерево ценят по корням, а человека по делам.        Что значит стать заметным?

Учимся дарить добро. Притча «Пришло Добро в гости к Злу». Притча «Всё оставляет свой след».

Цветик-семицветик. Беседа о людях с ограниченными возможностями. Терпимость.

О добродетелях (10 ч)

О жадности.        Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка». Щедрость. Как бороться с жадностью?

О клевете.         Просмотр видео к рассказу «Почему?» В. Осеевой. Клевета. Честность.  Притча «Солгать или правду сказать?».

Простая истина. Притча «Простая истина».  Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри. Зависть. Как победить зависть?

Ложь без слов. Рассказ «Ложь без слов». Анализ и обсуждение поступка главной героини.  Словарная работа над понятиями «ложь», «совесть».

О скромности.  Сказка «Аист и Соловей» В. Берестов. Что значит быть скромным? Скромность. Хвастовство.

Это Любовь        Притча о холодном северном ветре. Составление ассоциативного ряда слова «Любовь». Мультфильм «Просто так».

О милосердии. Стихотворение В. М. Найденова «Не стой в стороне равнодушно…». Притча о милосердии. Жестокосердие. Равнодушие. Отзывчивость. Человеколюбие. Милосердие. Песня «Дорога добра».

О прощении. Мультфильм «Прими мои извинения». Повинную голову меч не сечет. Разыгрывание ситуаций.

Маленькое дело лучше большого безделья.        Чтение рассказа "Помощница". Н. Павловой. Сказка К. Ушинского «Два плуга». «Золотые руки»- когда так говорят? Трудолюбие. Пословицы о трудолюбии и лени.

Братья наши меньшие. Стихотворение Т. Агибалова «Друг». Беседа «Ты в ответе, за тех, кого приручил». Ответственность. Чтение и обсуждение рассказа «Собака яростно лаяла» В. Осеевой. Правила ухода за домашними" питомцами.

О традициях русского народа (3 ч)

Традиции русского народа. Рождественская звезда.        Из истории праздника. Мультфильм «Рождество Христово». Разучивание колядок. Изготовление сувенира «Ангел».

Традиции русского народа. Рождественская елочка        Сказка о елочке. Беседа «Чему нас учит елочка?». Разучивание колядок. Изготовление игрушки для елочки.

Традиции русского народа. Светлый праздник Пасха. Традиции Светлой Пасхи. Пасхальные игры. Изготовление крашенок.

В мире книг (3 ч)

Книга – твой лучший друг.         Из истории создания книги. Беседа «Берегите книгу». Правила чтения для учащихся.

В мире сказок. Сказка ложь да в ней намек…        Беседа «Сказка ложь да в ней намек…». Беседа о том, какие мечты русского народа отражались в сказках (например, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги… - желание летать; яблочко на тарелочке, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебный клубок и т.д.). Проектная работа по сказкам.

        О мужестве (5 ч)

Жизнь дана на смелые дела. Л. Н. Толстой «Два товарища». Мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате». Смелость. Мужество.

Мы – патриоты России.        Беседа «Такие разные профессии». Эрудит-викторина.

Мы этой памяти верны.        Стихотворение «Не забыть нам этой даты». Рассказ и презентация о ВОВ. Работа над пословицами «Прежде думай о Родине, а потом – о себе», «Побеждает тот, кто меньше себя жалеет». Самопожертвование. Беседа «Дети войны».

О героях наших дней. Стихотворение «Что мы Родиной зовем?». Патриот. Герой. Подвиг. Стихотворение «Издревле в России, рождались герои». Рассказ “О подвигах и героях Югры”

Кто труд уважает, тот хлеб не бросает. Просмотр видео «Откуда хлеб пришел». Викторина «Хлебные профессии». Стихотворение Сергея Михалкова «Булка». Рассказ учителя о Блокаде Ленинграда. Беседа «Хлеб бросать- труд не уважать». 

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

У учащихся будут сформированы:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе и творческого характера;
  • находить и оценивать информацию;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащиеся научатся:

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • формулировать собственное мнение;
  • разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Предметные результаты:

  • сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать нравственную оценку поступков;
  • сформированность уважительного отношения к своей семье, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  • педагогическое наблюдение, тестирование;
  • выполнение практических и творческих заданий.

Календарно-тематическое планирование курса «Тропинкой добра»

занятия

Название занятия

Содержание

Я школьник 2 ч

Я школьник

Приветствие «Давай поздороваемся». Беседа «Зачем говорят «здравствуй?». Игра “Если весело живётся, делай так…” С. Маршак «Что случилось нынче в школе».  Беседа «Школьный этикет». Правила поведения: игра «Верно-неверно».

Не позволяй душе лениться

Мультфильм «В стране невыученных уроков». Беседа по содержанию сказки. Словарная работа над понятиями «ленивый» и «прилежный». Беседа «Как быть прилежным и старательным». Составление рецепта от лени. Игра «Для чего ходят в школу?».

Я и моя семья 2 ч

Род. Откуда я?

Приветствие – игра «Ручеек радости». Загадки про семью. Прием «Проверь себя» (что мы знаем о своих близких). Практическая работа: рисунок «Моя семья».

Моя семья – моя крепость.

Чтение рассказа «Печенье» В. Осеевой.  Анализ и обсуждение поступка главных героев.

Беседа «Правила семейного этикета». Практическая работа: «Мои обязанности дома». Прием «Закончи предложение».

О добром отношении к людям 8 ч

Мои друзья

Мультфильм "Настоящая дружба". Беседа «Ты мой друг и я твой друг». Примеры о том, как друзья приходят на помощь. Законы дружбы. Практическая работа: «Портрет настоящего друга».  Игра «Закончи предложение».

Простые слова

А. Усачёв «Здравствуйте, спасибо и до свидания!». Обсуждение.

Беседа о вежливых словах. Театрализация - разыгрывание инсценировок. Чтение стихотворения «Первородство»  С. Островой.

У меня зазвонил телефон

Игра «Ласковое имя». Слушание отрывка из рассказа В. Голявкина «Разговор по телефону». Разыгрывание речевых ситуаций.

В гостях

Приветствие - игра «Волшебный стул». Мультфильм «Винни- Пух идет в гости к Кролику». Беседа о правилах поведения в гостях. Игра «Идем в гости». Просмотр киножурнала «Ералаш»- «Гостеприимство». Практическая работа: составление правил поведения в гостях и гостеприимства. Игра «Найди ошибки».

Как  аукнется так и откликнется

Отрывок мультфильма «Избушка на курьих ножках». Беседа о сквернословии. Притча «Плохие слова». Беседа по содержанию притчи. Словесная игра «Эстафета добрых слов». Дидактическая игра  «Правильные и неправильные поступки».

Дерево ценят по корням, а человека по делам

Мультфильм «Самый маленький гном». Беседа «Что значит стать заметным?». Собери пословицы.  Словарная работа над понятиями «добро», «добродетель», подбор синонимов и антонимов. Игра «Узнай героя сказки» (положительный или отрицательный).

Учимся дарить добро

Приветствие «Комплименты». Притча «Пришло Добро в гости к Злу». Мультфильм Притча «Всё оставляет свой след». Беседа по содержанию притчи. Составление ассоциативного ряда слова «Доброта» (анаграмма).

Цветик-семицветик

В. Крапивин «Самолет по имени Сережка». Беседа о людях с ограниченными возможностями. Словарная работа над понятиями «терпимость».  Игра «Подари цветок». Игра «Сиамские близнецы».

О добродетелях 5 ч

О жадности

Мультфильм о жадности. Обсуждение. Анализ ситуаций. Словарная работа над понятиями «щедрость» и «жадность».

Чтение и обсуждение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Пословицы. Беседа «Как бороться с жадностью?».

О клевете

Просмотр видео к рассказу «Почему?» В. Осеевой. Словарная работа над понятиями «клевета», «честность».  Подбор слов-синонимов. Притча «Солгать или правду сказать?». Игра «Правда или ложь».

Простая истина

Притча «Простая истина».  Беседа по содержанию притчи. Что значит выражение «Ведь дело не в том, кто и каков ты снаружи, а что у тебя внутри…»?  Словарная работа над понятием «зависть». Анализ пословиц о зависти. Притча «О зависти и злости». Беседа по содержанию притчи. Как победить зависть?

Ложь без слов

Рассказ «Ложь без слов». Анализ и обсуждение поступка главной героини.  Словарная работа над понятиями «ложь», «совесть». Работа с пословицами. Составление правила честности «Продолжи фразу…»

О скромности

Сказка «Аист и Соловей» В. Берестов. Обсуждение сказки. Что значит быть скромным? Словарная работа над понятиями «скромность», «хвастовство». Стихотворение «Скромность всякому к лицу» М. Скребцова.

О традициях русского народа 2 ч

Традиции русского народа. Рождественская звезда.

Из истории праздника. Мультфильм «Рождество Христово». Игра «Пожелания друзьям». Разучивание колядок. Практическая работа: изготовление сувенира «Ангел».

Традиции русского народа. Рождественская елочка

Сказка о елочке. Беседа «Чему нас учит елочка?». Что такое смирение? Игра: "Чего на елке не бывает?". Театрализация сказки.

О добродетелях 5 ч

Это Любовь

Притча о холодном северном ветре. Беседа по содержанию притчи. Составление ассоциативного ряда слова «Любовь». Упражнение «Шкатулка с сюрпризом».Просмотр мультфильма «Просто так».

О милосердии

Стихотворение В. М. Найденова «Не стой в стороне равнодушно…». Притча о милосердии. Словарная работа над понятиями «жестокосердие», «равнодушие», «отзывчивость», «человеколюбие», «милосердие». Разучивание песни  «Дорога добра».

О прощении

Мультфильм «Прими мои извинения». Беседа. Работа над пословицей «Повинную голову меч не сечет». Театрализация - разыгрывание инсценировок. Игра «Извини меня, пожалуйста, за то, что…»

Маленькое дело лучше большого безделья

Чтение рассказа "Помощница". Н. Павловой. Сказка К. Ушинского «Два плуга». «Золотые руки»- когда так говорят? Словарная работа над понятием «трудолюбие». Пословицы о трудолюбии и лени. Игра «Кому скажем спасибо».

Братья наши меньшие.

Приветствие «Мое настроение». Стихотворение Т. Агибалова «Друг». Беседа «Ты в ответе, за тех, кого приручил». Словарная работа над понятием "ответственность». Чтение и обсуждение рассказа «Собака яростно лаяла» В. Осеевой. Игра «Собери картинку». Правила ухода за домашними" питомцами. Викторина.

О традициях русского народа 1 ч

Традиции русского народа. Светлый праздник Пасха.

Традиции Светлой Пасхи. Пасхальные игры. Практическая работа: изготовление крашенок.

В мире книг 3 ч

Книга – твой лучший друг.

Из истории создания книги. Беседа «Берегите книгу». Задание «Четвертый лишний», «Собери картинку». Практическая работа: правила чтения для учащихся.

В мире сказок. Сказка ложь да в ней намек…

Беседа «Сказка ложь да в ней намек…». Загадки о сказочных предметах. Беседа о том, какие мечты русского народа отражались в сказках (например, ковер-самолет, ступа Бабы-Яги… - желание летать; яблочко на тарелочке, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебный клубок и т.д.)

Проектная работа по сказкам. Работа в группах:

  1. Обозначить главных героев сказки.
  2. Выделить добродетели и пороки героев сказки (черты характера, поступки…)
  3. Чему учит сказка.

Защита проектов.

О мужестве 5 ч

Жизнь дана на смелые дела

Чтение и обсуждение рассказа Л. Н. Толстого «Два товарища». Пословицы о страхе. Мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате». Словарная работа над понятиями «смелость», «мужество». Групповое задание «трусость и мужество» (героев сказок и мультфильмов разделить на 2 группы – «трусость» и «мужество».)

Мы – патриоты России.

Беседа «Такие разные профессии». Дидактическая игра: «Назови военную профессию». Встреча с интересными людьми. Эрудит-викторина.

Мы этой памяти верны

Стихотворение «Не забыть нам этой даты». Рассказ и презентация о ВОВ. Работа над пословицами «Прежде думай о Родине, а потом – о себе», «Побеждает тот, кто меньше себя жалеет». Словарная работа над понятием «самопожертвование». «Мультфильм «Воспоминание». Беседа «Дети войны».

О героях наших дней

Ребус «Родина». Стихотворение «Что мы Родиной зовем?». Словарная работа над понятиями «патриот», «герой», «подвиг». Стихотворение «Издревле в России, рождались герои». Рассказ “О подвигах и героях Югры”

(Легенда спорта Виктор Башмаков, ветеран Великой Отечественной;

Аня Рейнт - лауреат премии «Сибирское богатство», медаль МЧС России «За отвагу на пожаре»;

Володя Холодняк - медаль от МЧС «За содружество во имя спасения», медаль Следственного комитета Российской Федерации – «Доблесть и отвага»;

Алексей Ашапатов – чемпион и рекордсмен летних Паралимпийских игр 2008 и 2012г, чемпион мира 2006г, десятикратный чемпион России по легкой атлетике…). Встреча с интересными людьми.

Кто труд уважает, тот хлеб не бросает

Кроссворд «Хлебушко». Просмотр видео «Откуда хлеб пришел». Викторина «Хлебные профессии». Стихотворение Сергея Михалкова «Булка». Рассказ учителя о Блокаде Ленинграда. Беседа «Хлеб бросать- труд не уважать».

Приложение

Словарь нравственных понятий, рассматриваемых в программе курса внеурочной деятельности «Тропинкой добра»

АККУРАТНОСТЬ/                                     в словаре русских синонимов

- пунктуальность, верность, заботливость, усердие, скрупулезность, исполнительность, прилежность, точность, чистоплотность, исправность, тщательность, опрятность, чистота.

АККУРАТНЫЙ/                                                        толковый словарь Даля  

аккуратный лат. точный, верный; аккуратная вещь, тщательно, искусно и чисто обделанная; аккуратный человек, любящий точность, порядок; бережливый;

Аккурат нареч. ровно, точно, верно, точь-в-точь.

БЛАГОДАРНОСТЬ/

Чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание, услугу и т.п. Выражение такого чувства. Официальная положительная оценка чьего-л. труда, чьей-л. деятельности как мера поощрения. устар. Вознаграждение, плата.

ВЕЖЛИВОСТЬ/                                              Толковый словарь Ушакова

Учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий.

Ласковое слово — что весенний день.

Доброе слово и кошке приятно.

Покорное слово и гнев укрощает.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

ВЕРНОСТЬ/                                                             Толковый словарь Ожегова

Стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Вполне преданный, неизменный в своих чувствах, отношениях, в выполнении своих обязанностей, достойный полного доверия. Соответствующий истине, правильный, точный.

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ/                                           Толковый словарь Ушакова

1. Степень внимания, сосредоточенность внимания (книжн.). Внимательность слушателей. 2. Предупредительность, любезность в обхождении. Внимательность хозяина к гостям. Отнестись к чему-н. с внимательностью.

ГНЕВ/                                                       Толковый словарь Ожегова

Чувство сильного возмущения, негодования.

ГНЕВ/                                                       Толковый словарь Даля

Сильное чувство, озлобление, злоба.

ГНЕВ/                                                         Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Чувство сильного негодования, возмущения, раздражения.

ГНЕВ/   Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений Н. Абрамова

бешенство, досада, исступление, запальчивость, злоба, злость, негодование, недовольство, немилость, неудовольствие, нерасположение, несочувствие, озлобление.

Сердитый, гневливый, злопамятный человек бывает всегда себе во вред и другим на искушение.

Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.

Зло на зло не воздавай.

Гневающийся убивает душу свою.

ГОРДОСТЬ/                                                  Толковый словарь Ожегова

Чувство собственного достоинства, самоуважения.

Чувство удовлетворения от чего-н.

Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.).

Гордость первая породила грех.

Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

Гордость — глупости сосед.

Бог гордым противится, смиренным дает благодать.

ДОБРОДЕТЕЛЬ/                                       Толковый словарь Д.Н. Ушакова

Положительное нравственное качество человека.

ДОБРОТА/                                                            

Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Добрый человек всех людей добрыми видит.

Добрый человек добру и учит.

Доброму человеку – что ни день, то и праздник.

Доброе дело само себя хвалит.

Добрые умирают, да дела их живут.

Добро не умрет, а зло пропадет.

За добро плати добром.

Доброе дело и в воде не тонет.

ДРУЖБА/                                                               Толковый словарь Ожегова

Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Без беды друга не узнаешь.

Гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Кто в нраве крут, тот никому не друг.

Живи, не скупись, с друзьями делись.

Легко друзей найти, да трудно сохранить.

Добрый друг лучше ста родственников.

Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.

Назвался другом - помогай в беде.

Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Друзей много, а друга нет.

ЗАВИСТЬ/                                                       Толковый словарь Ожегова

Чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.

ЗАВИСТЬ/                                                        Толковый словарь Даля

Свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; завида, завидки; нежеланье добра другому, а одному лишь себе.

Завистливое око видит далеко.

Лучше подражать, чем завидовать.

Сытый волк смирнее завистливого человека.

Кто чужого желает, скоро свое утратит.

Кто обрел зависть, тот обрел с ней дьявола.

Зависть есть печаль о благополучии ближнего.

Завистливый вредит прежде всего самому себе.

КЛЕВЕТА/

Умышленная ложь, порочащая человека; вид словесного преступления, целью которого является уничтожение человека.

КОРЫСТЬ/                                                              Толковый словарь Ожегова

Выгода, материальная польза.

КОРЫСТЬ/                                Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

- стремление получить материальную выгоду любым путем.

За чужим погонишься - свое потеряешь.

Много желать - добра не видать.

Корысть глаза слепит.

ЛОЖЬ/                                                                Толковый словарь Ожегова

Намеренное искажение истины, неправда, обман.

Клеветник подлостью велик.

Не бросай ничего в грязь - тебя же обрызгает.

Клевета - змея: из-под куста укусит.

Лживый язык ненавидит уязвляемых им.

Кто правду хранит, того Бог наградит.

Кривдой весь мир обойдешь, да назад не воротишься.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

МИЛОСЕРДИЕ/                           Толковый словарь Ожегова

Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

МИЛОСЕРДИЕ/               Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

-  сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия - различного рода помощь, благотворительность и т. п.

Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.

Милостивому человеку и Бог подает.

Кто бедных напитает, тот Бога знает.

Рука дающего не оскудевает.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ/                                   Толковый словарь Ожегова

Необходимость, обязанность отдавать кому-н. отчет в своих действиях, поступках.

Имеющий высоко развитое чувство долга, ревниво относящийся к своим обязанностям

ОТЗЫВЧИВЫЙ/

Легко отзывающийся, откликающийся на что-л. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь.

Способность к сочувствию.

Сердечность, душевность, чуткость.

 Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.

ПОСЛУШАНИЕ/                                                           словарь Ефремовой

1. Беспрекословное подчинение чьей-л. воле; повиновение, покорность.

2. Определенная обязанность, выполняемая монахом или послушником в монастыре. // Обязанность, взятая на себя кем-л. как искупление за какую-л. вину.

СМИРЕНИЕ/

смирение состояние духа человека, при котором он не высоко думает о себе (Екк.7:16) и целиком полагается на милость Божию. Смирение противоположно гордости. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия.

СКВЕРНОСЛОВИЕ/                                            Толковый словарь Ожегова

Речь, наполненная скверными, непристойными словами.

Язык мой – враг мой.

Лишняя соль портит пищу, лишнее слово – речь.

Бойся Вышнего, не говори лишнего.

Лишнее говорить — себе навредить.

Сила молчит, слабость кричит.

СКРОМНЫЙ/                              Толковый словарь Даля

- умеренный во всех требованиях, смиренный; кроткий и невзыскательный за себя; не ставящий личность свою наперед, не мечтающий о себе; приличный, тихий в обращении.

 Противоположный:. самоуверенный, самонадеянный, самолюбивый, себялюбивый; гордый, заносчивый, наглый, нахальный и пр.

СКРОМНЫЙ/                             Толковый словарь Ожегова

Сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый. Сдержанный, умеренный, простой и пристойный.

СМЕЛОСТЬ/                                                   Толковый словарь Ожегова

Смелое поведение, решимость. Взять на себя смелость (сделать) что –то, осмелиться, решиться на что-н.

Отважный, бесстрашный, неустрашимый, не(без)боязненый, храбрый, решительный

 Противоп. робкий, боязливый, малодушный, трусливый, страшливый, застенчивый.

Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

После драки кулаками не машут.

На трусливого и уж — змея.

Трусливому зайке и пенек — волк.

СОВЕСТЬ /                                            Толковый словарь Ожегова

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

СОВЕСТЬ/                              Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

-  понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Без совести и при большом уме не проживешь.

Чистым бельем грязной души не прикроешь.

Говори по делу, живи по совести.

Совесть без зубов, а загрызет.

СОСТРАДАНИЕ/

Чувство жалости, вызываемое чьим-л. несчастьем, горем; сочувствие.

Страдать вместе, переносить муки сообща; сочувствовать горю, сокрушаться за кого, соболезновать.

ТЕРПЕНИЕ/                                                        Толковый словарь Ушакова

настойчивость, упорство в каком-н. деле в ожидании результатов.

ТЕРПЕНИЕ/                                                          Толковый словарь Ожегова

Настойчивость, упорство и выдержка в каком-н. деле, работе.

Терпение – лучшее спасение.

Терпение и труд все перетрут.

На хотенье есть терпенье.

Терпение – мать мужества.

Лучше самому терпеть, чем других обижать.

За терпенье дает Бог спасенье.

Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели.

ТРУДОЛЮБИЕ/                                               словарь Ефремовой

Склонность, любовь к труду .

Усердие в труде.

У работящего в руках дело огнем горит.

Землю красит солнце, а человека труд.

Кто любит труд, того люди чтут.

Трудолюбив тот, кто не имеет лишнего времени.

ЧЕСТНОСТЬ/                                                     в словаре русских синонимов

Правдивый, прямой и добросовестный, свободный от всякого лукавства. добросовестность, прямодушие, неподкупность, беспорочность, правдивость, благородство; верность; беспристрастность, чистоплотность, чистосердечие, целомудрие, чистосердечность, прямолинейность, искренность, прямота, справедливость, непорочность, невинность, девственность, беспристрастие, порядочность, наивность, откровенность, кристальность, чистота, добропорядочность, неповинность, безгрешность, безупречность, невиновность, непогрешимость, незапятнанность, объективность, бесхитростность, совестливость, благородность, безукоризненность, открытость, нравственность

Кто много обещает, тот мало делает.

Уговор дороже денег.

Долг платежом красен.

Сказать легко, да сделать трудно.

ЩЕДРЫЙ/                                                           Толковый словарь Ожегова

Охотно тратящийся на других, не скупой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс «Азбука безопасности"

       Рабочая программа курса «Азбука безопасности»для 1 класса  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта  началь...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Консультант»(ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) Срок реализации программы: 1 год (34 часа, 4 класс)...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности 1 класс...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 2 класс...