Традиции и народные куклы
статья

Дьяченко Инна Михайловна
Наши дети наше будущее, и от того на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей страны. Духовный, творческий патриотизм – чувство любви к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно формируется зрелая личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_i_novatsii_vospitatelnyh_sistem.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и народные куклы.

С целью умственного и нравственного развития детей родители стараются передать им то, что сами считают хорошим, что составляет так называемую народную мудрость, выработанную народом в течение многих веков своей культурно-исторической жизни.

А.Е.Богданович

Наши дети наше будущее, и от того на каких культурных ценностях мы их воспитаем, зависит будущее нашей страны. Духовный, творческий патриотизм – чувство любви к Родине, надо прививать с раннего детства. Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно формируется зрелая личность.

В последнее время многие родители стали всё больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы о своем ребёнке на детский сад, школу, ссылаясь на свою непосильную занятость на работе. За последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть духовно-нравственных ценностей. Результаты этого не заставили себя долго ждать – это равнодушие, грубость, невежество, жестокость. Всё это мы можем наблюдать ежедневно и повсеместно.

Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра- жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучились играть. Это беспокоит специалистов – психологов и педагогов во всем мире. Оказалась прервана многовековая непрерывная цель передачи игровой традиции от одного детского поколения – другому. Замена игр другими видами деятельности обедняет личность ребёнка, препятствуя развитию воображения, тормозит развитие общения, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Во многих языках понятие «игра» передаётся словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра- деятельность, которая доставляет ребёнку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъёмом. Современный ребёнок всё реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование.

Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. В давние времена игрушку чаще всего делали в семье сами. Пожалуй, самой любимой игрушкой на Руси была кукла, сделанная из тряпок. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет такую куколку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. При их изготовлении дети познавали мир природы, в своей работе они использовали шишки, веточки, цветы, листочки и даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданное. Играя с куклой, дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы и праздники. Это побуждало ребёнка к труду, творчеству. Ребёнок набирался жизненного опыта. Думаю, что поэтому необходимо возрождать утратившие традиции русского народа. Часы внеурочной деятельности в школе, дают такие широкие возможности для творчества педагога.

Знакомясь с историей возникновения кукол, технологией её изготовления учащиеся получают знания о культуре и быте своего народа, его обычаях и традициях. Традиционная тряпичная кукла - это не только источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

Начиная с 1 класса в нашем классе проводятся мастер-классы, которые показывают, что девочки и мальчики с одинаковым удовольствием втягиваются в игру с куклами, на равных осваивают основы изготовления тряпичных кукол, успешно развивают внимательность, усидчивость, умение видеть в лоскутке цельный образ куклы. Тряпичная кукла хороша тем, что для её изготовления можно не использовать иголку. Только обрезки (лоскуты) ткани и нитки. Работа с натуральным материалом развивает мелкую моторику и художественный вкус детей.

Ребята научились делать «Масленницу», «Мартиничку», «Ангела», «Филлипповку», «Куклу – отдарок на подарок», « Кувадку», «Весёлую козу» , «Кукла день - ночь», «Птичка» и многие другие.

Изготовление кукол доставляет детям радость. Она воспитывает у ребят доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживёт лоскуток как в кукле, сделанной своими руками. А педагог получает огромное удовольствие, увидев прекрасный результат – яркий праздничный кукольный хоровод.

Все занятия проходят в неформальной обстановке и предполагают небольшую помощь взрослого - родителя. Чем чаще родители будут привлекаться непосредственно к такой помощи, тем крепче будет связь с ребёнком, со школой. Такая связь постепенно перерастёт во взаимодействие, основанное на поддержке и взаимовыручке. Родители, присутствующие на таких мастер-классах легко могут изготовить народную игрушку в кругу своей семьи. Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.

Своими впечатлениями поделилась учитель начальных классов ГБОУ средняя школа №511 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга Дьяченко Инна Михайловна.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Народная кукла

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и обществ...

Русская народная кукла. (доклад)

Ах ты, куколка моя!Ах ты, умница моя!Прародительница,Берегинюшка моя.  С лоскутков, сучков И лыка соберу.Сшить наряд иглой тебеЯ никому не разрешу. Чтоб была бы Очень счастлива се...

Тема проекта: «Кукла-колокольчик» Номинация: «Традиционная народная кукла»

Изготовление тряпичной народной куклы по традиционной технологии.Ознакомиление  с культурными традициями предков,Повышение интереса у детей к русской тряпичной кукле как к виду народно...

Методическое пособие "Кукла-столбушка" (традиционная народная кукла")

Столбушка или закрутка -одна из самых древних кукол и самая простая в изготовлении. Для изготовления куклы можно использовать разные материалы: бересту, солому и ткань. В методическом пособии описывае...

Народные куклы. Изготовление куклы «столбушки» 2 класс

Тема: Народные куклы. Изготовление куклы  «столбушки».Цель: ознакомление и приобщение детей школьного возраста к народной культуре с помощью изготовления куклы «столбушки»...

Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Народная кукла» Кукла «Кувадка» (для учащихся начальной школы)

Цель: пробудить интерес учащихся к русской культуре, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой....