Урок доброты
план-конспект занятия (3 класс)

ovechkinanm

Внеклассное мероприятие "Урок доброты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobroty.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Урок доброты», проведённый в 3 «В» классе

Цель:

 Формирование в сознании детей понятие «доброта»; расширение знаний школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека.

Задачи:

 – учить употреблять вежливые слова, прививать этические нормы поведения, общения людей в обществе;

– развивать коммуникативные навыки, речь;

 – воспитывать чувство коллективизма, сплочённости, умения работать в команде.

Материал и оборудование: 

  • Четыре  «дерева доброты» -плакаты с названиями конкурсов;
  • Карточки со словами- однокоренными слову «доброта»;
  • Карточки с пословицами;
  • Плакаты с буквами славянской азбуки (кириллицы);
  •  Запись песен «Улыбка» В. Шаинского и «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»;

Ход занятия:

1.Организационный момент

 

 Под музыкальное сопровождение (В. Шаинский «Дорога добра») ребята рассаживаются

 - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками.

 Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдет стороной,

Озарится душа красотой…

 Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия, а чтобы узнать её, давайте послушаем наших ребят, которые выучили стихотворения.

 1. В доме добрыми делами занята,

 Тихо ходит по квартире доброта.

 Утро доброе у нас,

 Добрый день и добрый час,

 2. Добрый вечер, ночь добра,

 Было доброе вчера.

 И откуда, спросишь ты,

 В доме столько доброты.

 3. Добрым быть совсем – совсем не просто,

 Не зависит доброта от роста,

 Не зависит доброта от цвета.

 Доброта не пряник, не конфета.

 

- Как вы думаете, о чём эти стихотворения? (Ответы детей).

II.Основная часть

 - Верно, тема нашего занятия: «Урок доброты».

 Мы сегодня будем говорить о доброте, о качествах присущих доброму человеку, поиграем с вами в различные игры, выполним творческую работу, а также будем анализировать добрые и злые поступки.

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» Добро- все положительное, хорошее, полезное.

 Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям.

 У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношении с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя В. Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце».

-Ребята, как вы думаете, где живет доброта? (ответ детей)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, добра ночь,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца- это сады.

Добрые слова- это корни.

Добрые мысли- цветы.

Добрые дела- плоды

Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, «наполняйте» его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Сегодня мы с вами попробуем создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша, доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад.

Дерево первое «Где спряталось добро»

Задание- вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро» (добродушны, доброта, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добропорядочный, доброго здоровья, добросовестный, добрый день и т.д.)

Дерево второе «Пословицы о доброте»

В народе всегда относились к добру по особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно»

Пословицы о дружбе и доброте.

* Доброе слово лечит, а злое калечит.* Злой не верит, что есть добрый.* Добрая слава лежит, а худая бежит.* Доброго чтут, а злого не жалуют.* Учись доброму, худое на ум не пойдёт.* Добра желаешь, добро и делай.* Добро поощряй, а зло порицай.* Сделаешь худо, не жди добра.* Добро творить – себя веселить.* Делать добро спеши.* С добрым жить хорошо.* Добрый человек добру и учит.

Дерево третье «Добрые сказки»

Жизнь, достойная человека- это жизнь, построенная на доброте. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник и представители добрых сил. Назовите их. (Василиса Премудрая, Варвара-краса-дивная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница и др.)

В. Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей)

Правильно. Плохие слова. А ласковое, доброе слово душу согреет.

Дерево шестое «Добрые слова»

В. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

Ведущий показывает детям карточки с изображением солнца, на лучах которого записаны плохие слова: грубый, злой, жадный, грустный, вражда, обман, жестокость.

Задание детям- подобрать к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые (дети заменяют и солнце улыбается)

Если солнце большое- оно на небе. А есть маленькое солнце- оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек- тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь согревает нас самих, как солнце. Доброта- это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого- одно удовольствие, честное слово. Может быть поэтому, еще в старой азбуке буквы назывались словами.

Ведущий показывает плакат с буквами славянской азбуки (кириллицы):

Аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, земля, люди, мыслете, покой.

В. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро.» Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.

Вот наш сад и наполнился «добрыми деревьями». Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. А закончить нашу встречу мне бы хотелось песней кота Леопольда. Кто знает слова, подпевайте.

Звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождение кота Леопольда»

                                                      Игра «Вежливые слова».

(Задача: формировать у детей понимание важности вежливого отношения к окружающим людям.)

 - Первый шаг к доброте – это доброе слово. Пожалуйста, добавьте строчки вежливыми словами:

 Если встретился знакомый,

 Хоть на улице, хоть дома –

 Не стесняйся, не лукавствуй,

 А скажи погромче…(здравствуй)

 Вылез крот на белый свет,

 И сказал ежу …(привет)

 Если просишь что-нибудь,

 То сначала не забудь

 Разомкнуть свои уста

 И сказать…(пожалуйста)

 Порвал воробей

 Паутинные нити.

 Чирикнул смущённо:

 Ну…(извините)

 Если, словом или делом

 Вам помог кто-либо,

 Не стесняйтесь громко, смело

 Говорить:…(спасибо)

 

Зазеленеет старый пень,

 Когда услышит …(добрый день)

 Когда нас бранят за шалости,

 Говорим мы,…(простите, пожалуйста)

 

Если вы друзей уважаете,

 При встрече спросите,…(как поживаете)

 Не забудьте, что на прощанье

 Говорить всем нужно…(до свидания)

 

- Молодцы, как хорошо вы знаете добрые слова! Но вот сила вежливых слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным, приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо они перестают быть волшебными.

 Послушайте, пожалуйста, притчу великого педагога В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек». (Читает учитель)

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

 – Это не человек, – ответил дед.

 В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.

 – Что это за человек? – спросил внук деда.

 – И это ещё не человек, – ответил дед.

 Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

 – А это что за человек? – спросил внук деда.

 – Обыкновенный человек, – ответил дед.

Вопросы к детям

– Какой человек оказался самым добрым?

 – А почему его дедушка назвал обыкновенным человеком?

 - Через что проявляется Доброта в этом рассказе?

 - Какой из проезжий проявил доброту?

 А ещё добрый человек обладает определенными качествами и чертами характера.

 

Пословицы о дружбе и доброте.

* Доброе слово лечит, а злое калечит.* Злой не верит, что есть добрый.* Добрая слава лежит, а худая бежит.* Доброго чтут, а злого не жалуют.* Учись доброму, худое на ум не пойдёт.* Добра желаешь, добро и делай.* Добро поощряй, а зло порицай.* Сделаешь худо, не жди добра.* Добро творить – себя веселить.* Делать добро спеши.* С добрым жить хорошо.* Добрый человек добру и учит.

«Наши поступки». 
А сейчас мы проверим, как вы поступите в различных ситуациях.
Твой друг заболел , не ходит в школу ,как ты поступишь ? 
( буду навещать его , расскажу о жизни в школе , принесу задание , объясню , помогу выполнить его ,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение )
Расскажи, как в нашем классе мальчики относятся к девочкам ? Есть ли у нас рыцари в классе ?
( Иногда мальчики обижают девочек . Мне кажется у нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый внимательный с девочками , поможет открыть дверь , пропускает девочек вперед , помогает во всем )
Ты идешь мимо дерутся два малыша. Твои действия? 
( разберусь в конфликте, постараюсь помирить, объяснить, кто неправ и как надо правильно поступать)
Часто ли в нашем классе оскорбляют друг друга и как ты к этому относишься ?
( Иногда оскорбляют , чаще всего мальчики . Мне не нравится такое поведение .Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно , тому , кого оскорбили )
Мальчики играют в футбол. К ним подошел Андрей и спросил: « Можно мне с вами поиграть? » Антон ответил: «Ты будешь должен за это свою булочку». Прав ли Антон ?
( Конечно, Антон неправ. В такой же ситуации может оказаться он сам. Думаю, что ему не понравилось бы такое условие и тогда он задумается о своем плохом поступке )
                                            Коллективная творческая работа

задание выполняется  под песню кота Леопольда «Если добрый ты».

(Задача: воспитывать стремление совершать добрые дела, чувство коллективизма, взаимопомощи, доброты.)

 -Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка». Давайте и мы сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.

На чистый лист бумаги  ребята вырезают и наклеивают детали из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки людей, фигурки птиц и зверей, облака, солнце. (можно заменить на коллективное рисование)

 - Как мы назовём нашу картину?

 Ответы детей («Добрый день»)

III.Заключительная часть

 - А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство вежливости и доброты?

 И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце тоже была только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и других людях.

 Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идёт: по дороге «добра» и «света» или по дороге «зла» и «тьмы». У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит» - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот. В заключение нашего занятия хочу пожелать, приучайте себя к добрым поступкам и у вас все будет хорошо.

 Ученые считают, что осознание сделанного добра- это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать Благодарности.

-Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу! От того какие у вас будут друзья, какими вы будете людьми, зависит только от вас. Я хочу, чтобы в заключении нашего разговора вы послушали бы небольшую притчу. 
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? 
- Как вы думаете, что ответил мудрец?
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: "Все в твоих руках”.
- Все в ваших руках, какие совершать поступки в своей жизни. Я надеюсь, что вы будете стараться совершать только добрые поступки, соблюдать правила, которые мы сегодня сами озвучили.

 Стихотворение Н. Тулуповой «Доброта»

Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста, 
Не зависит доброта от цвета, 
Доброта — не пряник, не конфета.


Только надо, надо добрым быть 
И в беде друг друга не забыть. 
И завертится земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей. 

Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста, 
Доброта приносит людям радость 
И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет, 
Доброта от холода согреет. 
Если доброта, как солнце, светит, 
Радуются взрослые и дети.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки Сказки - Уроки Доброты

Беседа для учащихся начального звенаОсновной целью мероприятия является напоминание учащимся рассказов и сказок, для  обращения внимания детей на необходимость внимательного и бережного отношения...

Открытый урок « Самый Большой Урок в Мире.Урок ДОБРОТЫ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14 с.КРИВЕНКОВСКОЕ...

«Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Уроки доброты» во втором классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. учитель: Сначала ответ...

«Урок доброты» . Тема классного часа «Нравственность и доброта»

laquo;Урок доброты» в первом классе. Тема классного часа «Нравственность и доброта»Тема сегодняшнего часа общения “ Нравственность и доброта”.1. Восптитатель: Сначала от...

сценарий урока Доброты "Доброта спасёт мир"

В нашей школе регулярно проводятся уроки Доброты, на которых мы савим следующие цели и задачи: Цель: воспитание  уважительного,  гуманного, внимательного  отношения к инвалидам и п...

Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о доброте

Урок внеклассного чтения, 2 класс. Урок "открытия" нового знания с применением техноглогии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о доброте как важнейшей нравственной ценнос...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....