Что такое деньги?
методическая разработка (2 класс)

Разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka._chto_takoe_dengi._salahutdinova_z.t.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 п.г.т. Актюбинский»  Салахутдинова З.Т.

Тема: Что такое деньги?

Цель: создание условий для формирования  начальных представлений о деньгах как средстве приобретения товаров. 

Задачи:

Образовательные:

- Дать определение понятию «деньги», познакомить с историей возникновения денег.

- Определить функции денег.

Развивающие:

- Учить анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, работать в группах.

- Развивать познавательный интерес, логическое мышление, кругозор детей, наблюдательность, любознательность.

- Развивать фантазию и творческое воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать положительное отношение к богатству как результату труда человека; способствовать формированию экономического мышления; побуждать детей к экономии, бережливости, сдержанности.

Возраст аудитории: 2 класс

Форма проведения:  занятие-исследование

Оборудование: учебная презентация, видеофрагмент,  раздаточный материал (карточки), толковые словари,  металлические деньги, бумажные купюры, предметы с ценниками.

Предметные результаты:  знакомство  с понятием денег, их функциями и историей возникновения.

Метапредметные  результаты:

познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения задач поискового характера.

регулятивные:  проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей.

коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные  результаты: осознание необходимости получения знаний по финансовой грамотности,   осознание того, что деньги не являются основой счастья;  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Ход занятия

I. Организационно-мотивационный этап

- Настроение у нас отличное, а улыбка - дело привычное. Пожелаем друг другу добра, нам занятие начинать пора!

II. Предъявление практической задачи

Детям предлагается подойти к импровизированному «Магазинчику»  и  приобрести   различные товары.

- Загляните в магазин, он богат товарами. Полюбуйтесь, выбирайте и скорее покупайте.

Дети подходят и рассматривают товары.

- Какой из товаров вас заинтересовал? Почему?

Дети называют товар и объясняют причину   выбора.

- Я предлагаю вам приобрести понравившийся товар.

Ребята желают  купить определённые вещи, и понимают, что им не хватает денег.

III. Определение  темы занятия. Целеполагание

Учащиеся разгадывают загадку о деньгах.

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (деньги)

- Сформулируйте тему нашего занятия.  

- Что вы знаете о деньгах?  (По ходу беседы учитель делает записи на доске)

- Что хотите узнать?  (По ходу беседы учитель делает записи на доске)

IV. Открытие нового знания

1.Работа в группах

- Как вы думаете, с чего мы начнем изучение  новой темы? Что же такое деньги?

- Найдите в толковом  словаре определение слова «деньги».

- Соотнесите ваше определение  с тем, что нашли в словаре. («Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.)

- Сколько значений у слова «деньги»?

(Дети находят нужную информацию в  словаре)

2. Фронтальная беседа

- Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человечества.

- Для чего людям нужны деньги? (ответы детей)

- Деньги определяют меру стоимости вещей, являются средством платежа и одним из средств накопления.  Какую из данных функций вы можете объяснить?                (Цены, выраженные в деньгах, позволяют нам сравнить: насколько одни товары дороже других, сколько мы можем позволить себе на  те деньги, которые зарабатываем и накопили).

- Какой денежной единицей мы пользуемся?

- Рубль – универсальная денежная единица. Куда бы мы ни пришли в России, везде с  помощью рубля можно расплатиться. А всегда ли деньги выглядели таким образом?

3. Просмотр видеофильма «История денег»

- На заре становления человеческой цивилизации денег не было. Но постепенно человечество пришло к осознанию того факта, что им необходимы деньги. Давайте посмотрим, что такое деньги  и как они появились.

4. Обсуждение просмотренного

(Дети работают в группах по карточкам. Приложение 1)

5. Практическая работа в парах

-У вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.

- Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? Сравните их.

- Используя демонстрацию на экране,  найдите на монетах:

А) лицевую сторону;

Б) оборотную сторону;

В) ребро;

Г) номинал;

Д) легенду.

 - Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»?

- Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели  серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».  

- Сторона монеты, на которой изображен герб,  портрет или какой-то другой рисунок - лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».  

 V.Физминутка

- А всё ли можно купить за деньги? Всё ли имеет свою цену?

Слушайте внимательно,  и если я назову то, что  можно купить за деньги - хлопаете, нет – топаете.

- Книга, тетрадь, стол, знания, лекарство, автомобиль, дружба,  счастье, мороженое, велосипед, любовь, компьютер, трудолюбие, телефон, здоровье.

VI. Первичное закрепление

1. Работа с пословицами

- В народе существует много пословиц о значении и роли денег в жизни человека. Перед вами конверт с пословицами, ваша задача дополнить  пословицу и объяснить её смысл.

(Работа в группах с последующим  обсуждением)

1 группа.        Не имей 100 рублей, а имей 100 (друзей).

                   Нелегко деньги нажить, а легко (прожить).

                   Тот без нужды живет, кто деньги (бережет).

2 группа.   Уговор дороже (денег).

                  Был бы ум, будет и рубль, не будет ума, не будет (рубля).

                  Денег ни гроша, да слава (хороша).

                   На деньги ума (не купишь).

3 группа.   Деньги – хороший слуга, но плохой (хозяин).

                   На деньги друга (не купить).

                   Вовремя копейка дороже (рубля)

2.Самостоятельная работа

Графический диктант

-  Если высказывание верное, поставьте знак «+», если неверное, поставьте знак «-»

- Деньги - все, что принимается в уплату за товары и услуги (+)

- Прямой обмен одних товаров на другие – это купля-продажа (-)

- Плата за работу – это зарплата (+)

- Деньги, которые откладывают на будущее, - это сбережения (+)

- Оборотная сторона монеты – это гурт (-)

- Надпись на монете называется легендой (+)

-Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка» (+)

- Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» (+)

(Проверка по эталону)

VII. Включение в систему знаний

1. Творческое задание. Составление синквейна 

(Работа в группах)

- Предлагаю вам составить синквейн по новой теме.

1-ая строка – имя существительное, обозначающее тему занятия;

2-ая строка – имена прилагательные, раскрывающие признаки данного предмета;  

3-ья строка – три-четыре глагола, раскрывающие действия данного предмета ;

4 строка – фраза, раскрывающая суть предмета темы  (пословица, поговорка, фразеологический оборот);

5 строка – имя существительное, как итог, вывод.

VIII. Итог занятия

- Почему деньги называют великим изобретением человечества?

- Что нового узнали?

- Что нельзя купить за деньги?

- Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего?

(5руб.08.коп.)

IX. Рефлексия

- Понравилось вам занятие?

- Чему удивились?

- Что было особенно сложным?

- Что показалось самым интересным?

- Довольны результатом своей работы?

- Что помогало вам в работе? (дружба, взаимовыручка, помощь)

- В заключение  хотелось бы отметить, что хотя богатый человек и может себе многое позволить, но ни деньги, ни любое другое имущество не может сделать людей счастливыми. Я бы всем детям посоветовала не забывать пословицу: «Доброе имя дороже богатства».

Список используемой литературы:

1.Абрамов С.А. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для преподавателей. Волгоград ГБОУ СПО «ВТЭК», 2015.

2. Исаева О.Г. Детская энциклопедия. Я познаю мир "Экономика". АСТ, Астрель, 2017.

3. ФединС.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях.  М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Материалы сайтов интернет:  

https://youtu.be/i1Ofahsq1pQ

http://www.bibliotekar.ru/dengi1.htm

http://www.denznak.ru/

Приложение 1

1.        Что такое бартер?

2.        Почему людям приходилось меняться?

3.        Какие товары обладали высокой ликвидностью?

4.        Что такое деньги?

5.        Какие деньги были в обиходе в Древней Руси?

6.        Какие функции имеют деньги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....