ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА-ГЕРОЯ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ
статья (4 класс)

Акимова Татьяна Николаевна

В статье говорится об особенностях воспитания школьников, о включении их в деятельность, ролевую игру для изучения истории родного края, воспитания патриотизма и развития социальной активности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.Н. Акимова

Директор ГБОУ СОШ № 79, Калининский район, Санкт-Петербург

А.Ю. Акимов,

Педагог дополнительного образования  ГБОУ СОШ № 119, Калининский район, Санкт-Петербург,  руководитель ДОО Георгиевская Дружина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ГОРОДА-ГЕРОЯ В ФОРМИРОВАНИИ  СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: город-герой, социальная активность, детское общественное объединение, воспитательный потенциал, ролевая игра

Аннотация: В статье говорится об особенностях воспитания школьников, о включении их в деятельность, ролевую игру для изучения истории родного края, воспитания патриотизма и развития социальной активности.

Более 50 лет прошло с того момента, как был издан  Указ Президиума Верховного совета СССР от 08.05.1965 г. «Об утверждении положения о высшей степени отличия – звания «Город-Герой»[1]. 12 городов-героев и Брестская крепость-герой являются образцом героизма и самоотверженности. В каждом из этих городов есть улицы и переулки, памятники и монументы, площади и набережные, которые напоминают о стойкости жителей и защитников городов-героев. Первое упоминание о городах-героях в официальных документах состоялось уже  в 1942 году [2], когда были утверждены медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда», которые символизировали мужество, стойкость советского народа в борьбе с фашистскими захватчиками и только 20 лет спустя городам Ленинград, Одесса, Севастополь и Сталинград было присвоено это почетное звание.

В каждом из 12 городов можно найти уютные уголки, которые скрывают под сенью деревьев от посторонних глаз имена, жителей-защитников и тружеников, ковавших Великую Победу, высеченные в бронзе и граните. Современные жители не имеют права забывать об этих именах.

Школьники - участники детского общественного объединения Георгиевская Дружина 79-й школы Калининского района Санкт-Петербурга провели исследование, выявив, что в городе-герое Ленинграде открыто более 200 памятников, напоминающих о событиях военных дней.

13 улиц, 9 переулков, 1 мост, 1 сквер и 2 парка в Санкт-Петербурге  названы именами городов, проявивших героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Так, например, Москва, Одесса, Сталинград, на защиту которых были направлены многочисленные силы. Взгляды населения и защитников были направлены в сторону столицы, в надежде на то, что никогда нога фашиста не ступит на Красную площадь. Звание «города-героя» столице принесла битва за Москву 1941–1942 гг. В ходе битвы под Москвой произошёл коренной перелом, в результате которого развернулось наступление по всему советско-германскому фронту. Жители нашей страны поверили в мощь и величие советского народа. Призывы «За нами Москва! Отстоим Москву!» стали показателем мужества и стойкости.

Педагоги, правительство Москвы широко используют потенциал города-героя: Ежегодно 7 ноября на Красной площади перед ветеранами Великой Отечественной войны маршируют в одном строю с курсантами военных училищ, офицерами различных родов войск юнармейцы, которые борются на протяжении года за право принять участие в параде.

На долю города-героя Ленинграда выпало беспрецедентное испытание – 872-х дневная блокада. В ноябре 1941 года ежедневная норма хлеба для рабочих составляла всего 250 г., для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше. Более 500 тысяч ленинградцев выходили на работы по строительству оборонительных сооружений; ими были построены более 35 км баррикад и противотанковых препятствий, а также более 4 000 дзотов и дотов; оборудовано 22 000 огневых точек. Ценой собственного здоровья и жизней мужественные ленинградцы-герои отремонтировали и выпустили с конвейера 2 000 танков, изготовили 10 млн. снарядов и мин, 225 000 автоматов и 12 000 минометов.

22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой наградили около 1500000 защитников города. 8 мая 1965 года Ленинграду было присвоено звание Город – Герой [10].

В Петербурге разработано множество экскурсионных образовательных маршрутов, связанных с формированием гражданско-патриотического самосознания школьников, их социальной активности. На наш взгляд, целесообразно начинать изучение особенностей родного края с ближнего окружения: микрорайона, округа, обращая внимание на достопримечательности, находящиеся в непосредственной близости от школы, места проживания обучающихся.[8] Формируя гражданское мировоззрение, активную жизненную позицию и социальную активность, необходимо обратить внимание на то, что зачастую, школьники изучают памятники, достопримечательности в местах боевых действий Сестрорецка, Зеленогорска, Синявино и других пригородов Санкт-Петербурга, и не знают, что в парке, расположенном неподалеку от их школы, находился в годы Великой Отечественной войны аэродром, действовало подразделение девушек-зенитчиц, и еще в нем располагается памятник летчикам, защищавшим ленинградское небо.

Анализ научной литературы и современной практики показал, что вопросы, связанные с деятельностным характером воспитания рассматривали многие ученые: Е. В. Бондаревская, Е. А. Землянская, А. Н. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн и др. [4, 5, 7, 9]

Дети активно участвуют в работе, если им интересно. Необходимо организовать их деятельность так, чтобы им стало интересно и они увидели результат своей работы, представленный на выставке, напечатанный в книге или с использованием электронного ресурса, и, желательно, чтобы итоги были подведены, отражены в экране соревнований.

Человеку многое становится понятно и близко, если его включают в изучение материала через деятельность.

М.Ю. Корнилова, А.Н. Томилин [6], рассматривая вопрос патриотического воспитания курсантов, определяют основные концептуальные положения: опора на историю, социально-культурные особенности города, учет факторов построения системы воспитательной деятельности применимо к курсантам. Учитывая физиологические особенности школьников, мы не можем применять к ним такие же приемы воспитания, как к курсантам военных училищ. Воспитательная работа со школьниками работа должна вестись, с одной стороны доступнее, чем с ними, с другой стороны - эмоциональнее, не столько информативно, сколько чувственно, затрагивая струны души, применяя элементы сюжетно-ролевой игры  длительного действия.

Ролевая игра должна стать основным видом деятельности  школьников при изучении истории родного края, его героического прошлого [9]. Для более четкого подведения итогов соревнования, можно воспользоваться системой баллов, когда при выявлении кандидатов на роль командира, могут учитываться не только, и не столько итоги успеваемости, сколько  информация о «добрых делах», в которых принимали участие школьники. Чтобы ребятам итоги соревнования были доступнее к обозрению, можно использовать экраны соревнований. Здесь простор для фантазии…, которая поможет педагогу совместно с ребятами совершать полет к звездам, путешествовать по морям или на поездах - по карте нашей необъятной страны.

Ролевая игра в детском общественном объединении Георгиевская Дружина (79, 119 школа Калининского района Санкт-Петербурга ) позволяет школьникам изучать историю, будучи увлеченными игрой, благодаря исполнению  Устава, прохождению по лестнице знатности [3], помогает ребятам преодолевать шаг за шагом трудности, зарабатывая «баллы» за конкретные достижения (учеба, дисциплина, победа в интеллектуальном сражении «Кригшпиль» и др.).

Подводя итог вышесказанному, делаем вывод: систематичность, логика, учет возрастных особенностей школьников, четко организованная игровая деятельность может стать залогом успешной работы по изучению истории родного края, использованию его героического потенциала для развития социальной активности и воспитания патриотов своего Отечества.

Использованная литература

  1. Указ Президиума Верховного совета СССР от 08.05.1965 г. «Об утверждении положения о высшей степени отличия – звании «Город-Герой»» и др.
  2. Города-Герои. - Газета Красная звезда. -  № 278 (5342) - от 26.11.1942. - С. 1
  3. Акимова, Т. Н. Воспитание социальной активности школьников в условиях актуализации историко-героических традиций города-героя / Т. Н. Акимова // Человек и образование. – 2019. – № 2. – С. 35–41.
  4. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ч.1. / Е. В. Бондаревская.– Ростов-на-Дону, 1993. –– С. 11–42.
  5. Землянская, Е. А. Становление категории деятельности и деятельностного подхода в образовательной теории и практике / Е. А. Землянская. – Аналитика культурологии. – Тамбов: Тамбовский гос. ун-т – 2010. – С. 22 – 25, ISSN : 1990 – 4045.
  6. Корнилова, М. Ю., Томилин, А. Н. Основы патриотического воспитания курсантов морского вуза в условиях города-героя / М. Ю. Корнилова, А. Н. Томилин // Человек и образование. – № 4. – 2015. – С. 162 – 168.
  7. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 87 с.
  8. Марон, А. Е. Социо-культурные и образовательные смыслы использования средового подхода в системе муниципального образования / А. Е. Марон, Л. В. Резинкина // Материалы XI МНПК «Педагогический поиск: проблемы и пути решения». – СПб: ЛОИРО. – 2015. – С. 50 – 56.
  9. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков /Д. И. Фельдштейн. – М.: Просвещение, 1982. – 230 с.
  10. Фришман, И. И. Игра как средство гуманизации социальных отношений в детских и подростковых организациях / Фришман, Ирина Игоревна. : Автореф. дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Казань, 1992. – 19 c.
  11. URL ttps://74322s001.edusite.ru/p473aa1.html (Дата обращения  12/10/19)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.

Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...

Материал для выступления по теме " Использование краеведческого материала для формирования познавательной активности младших школьников"

Данный материл будет полезен  учителям начальной школы . Представленные формы  и методы работы с краеведческим материалом на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе помог...