Классный час "Космос -это мы"
классный час

Телицына Инесса Зиновьевна

Классный час "Космос -это мы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_den_kosmonavtiki_docx.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   МБОУ Дячкинская СОШ                    

                                                  Классный час ко Дню космонавтики

                                                                  «Космос –это мы»

                                                                                                                                        Подготовила  

                                                                                                                     учитель начальных классов  

                                                                                                                                  Телицына И.З.


Цель: обобщение знаний учащихся по теме космос
Задачи: систематизировать и расширить представление детей о том, что такое космос;

закреплять умение ребят работать в группах;
развивать память, внимание, стремление узнать новое;
воспитывать чувство уважения к космонавтам и людям, влияющим на развитие космонавтики в России.

                                                                             Ход занятия

  1. Организационный момент
    Посмотрите в окно на небо.

Вы каждый о чём – то подумали.
Это ваша тайна.
2.Сообщение темы

Ученик. Живем мы на нашей планете
В такой удивительный век.
И первым из первых в ракете
Советский летит человек.
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летит он один во Вселенной
Чтоб снова вернуться к Земле.
Учитель: На доске слова: Наука, апрель, космонавт, человек, собака, космос.
Какие из этих слов вы назвали бы главными, обобщающими для всех остальных слов? Почему?
Учитель: Скажите тему нашего классного часа.
Учитель: Космос- это мы.
3.Беседа
Учитель: Какая наука занимается изучением космических тел? Выберите ответ из слов:
биология, астрономия, энтомология, ихтиология.
Учитель: Повторите, что изучают эти науки.
Учитель: Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.
Наука, изучающая рыб, называется ихтиологией.
Учитель: Астрономия — наука о Вселенной. А что значит Вселенная?
Учитель: Вселенная — это весь окружающий нас мир, в том числе и то, что находится за пределами Земли — космическое пространство, планеты, звезды. Это материя без конца и края. Большинство астрономов уверены, что Вселенная началась с сильного взрыва примерно 15000 млрд. лет назад. Этот гигантский взрыв, который ученые называют «Большой Удар», разогнал горячие газы во всех направлениях, и в конце концов образовались галактики, звезды и планеты.
Астрономия — наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем. А что значит небесные тела?
Планета (с древне – греческого «странник») — это небесное тело. Что же изучает наука – астрономия?
Ученики В частности, астрономия изучает Солнце и другие звёзды, планеты Солнечной системы и их спутники, астероиды, кометы, метеориты, межпланетное вещество, межзвёздное вещество, чёрные дыры, галактики и многое другое.
Термин «астрономия» образован от древнегреческих слов (астер, астрон), «звезда» и (номос), «обычай, установление, закон».
Посмотрите на слова: 
Наука, апрель, космонавт, человек, собака, космос.
Про науку мы вспомнили материал, далее идет слово «апрель» Что же обозначает оно?
Ученики
Учитель: Люди мечтали о полетах по просторам Вселенной. 12 апреля 2016 года День космонавтики. Это праздник, который родился благодаря самоотверженному подвигу первого человека, побывавшего в космосе – Юрия Гагарина. 12 апреля – Международный праздник космонавтики 

1.Очень важно
Не забывать имён их –
Всех космонавтов и учёных,
Которые законы нужные открыли
И нам дорогу в космос проложили

2.Но кто построил первую ракету,
Вы знаете об этом
Конструктор, академик Королёв.
К полёту первый спутник был готов
В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.

3.Через четыре года новый был успех –
Поднялся в космос первый человек
Гагарин Юрий выполнил полёт
Вокруг земли наш облетел пилот.
Благополучно завершил виток
Космический корабль «Восток»

4Титов, Попович, Николаев и Быковский
После Гагарина слетали в космос.
Всё больше космонавтов новых
И Валентина Терешкова
Была средь первых космонавтов.

5Конечно, каждый может захотеть
Из космоса на Землю посмотреть
Но хватит ли терпения и сил?
Лишь тот, кто храбро всё переносил,
Отправится в космический полёт.
Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

Сообщение учеников
История праздника
1 ученик. В 1961 году СССР сделал невиданный прорыв: в марте была закончена подготовка стартового комплекса на космодроме Байконур (Казахстан), а 12 апреля с него был выведен на околоземную орбиту «Восток» - космический корабль, пилотируемый первым советским космонавтом, старшим лейтенантом Юрием Гагариным.
Он совершил исторический полет вокруг планеты Земля. Люди всего земного шара, затаив дыхание, наблюдали за смелым и решительным шагом первого космонавта.
2 ученик. Полет Гагарина продолжался 1 час 48 минут. После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля совершил посадку в Саратовской области. На высоте нескольких километров Гагарин катапультировался и совершил мягкую посадку на парашюте недалеко от спускаемого аппарата. Первому космонавту планеты было присвоено звание Героя Советского Союза, а день его полета стал национальным праздником — Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.
Сообщение о биографии Ю.Гагарина.

Ученик 1. Обычным шумом улица полна
Идёт весна. Рабочий день в разгаре,
И из вселенной радиоволна
Приносит имя русское: ГАГАРИН!

Ученик 2. Оно во все врывается края,
Во все сердца, как ласточка взлетает
И мать – Земля, дыханье затая,
Полёт героя – сына наблюдает!

Ученик 3. И день обычный праздником цветёт,
Вся жизнь отныне – сказочный полёт,
Гигантский шаг космического века.
С победой люди! Поздравляю вас!
Свершилось! Пробил долгожданный час!
Рванулось к звёздам сердце человека!

 3 ученик. Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в крестьянской семье. Его мать, Анна Тимофеевна, и отец, Алексей Иванович, были из деревни Клушино, Гжатского района. Пережив трудное время немецкой оккупации, семья Гагариных в 1945 году переехала из Клушино в город Гжатск. Закончив школу, Юрий поступил в Люберецкое ремесленное училище, которое окончил по специальности формовщик-литейщик.
4 ученик Затем он поступил в Саратовский индустриальный техникум и начал заниматься в Саратовском аэроклубе. Гагарин с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, а также — Саратовский аэроклуб. 27 октября 1957 года он женился на Валентине Горячевой, которая стала его верной соратницей на многие годы. В их семье выросли две дочери — Елена и Галина.
5 ученик. Отбор в отряд первых космонавтов начался за два года до легендарного старта. Главный конструктор Сергей Королев изложил требования — возраст примерно 30 лет, вес до 72 килограммов, рост — не выше 170 сантиметров.
Программа подготовки космонавтов первого набора отличалась предельной жесткостью. Всем летчикам пришлось пройти строжайший медицинский отбор, испытания на центрифуге, в барокамере, на вибростенде, вращающемся кресле, а также пройти испытания на полную изоляцию в так называемой «камере тишины» размером примерно три шага в длину и полтора — в ширину. Юрий Гагарин наравне со всеми успешно прошел испытание в период с 26 июля по 5 августа 1960 года.
6 ученик
Старт был осуществлен с первого стартового комплекса космодрома Байконур. Ракета-носитель «Восток» вывела на околоземную орбиту космический корабль «Восток», пилотируемый первым советским космонавтом Юрием Гагариным. Дублером, который имел возможность в любой момент до старта заменить Гагарина, стал Герман Титов. Для подстраховки был также назначен запасной космонавт — Григорий Нелюбов.


7 ученик. Погиб первый космонавт планеты 27 марта 1968 года при выполнении тренировочного полета в сложных метеоусловиях. По официальной версии, самолет «МиГ-15», пилотируемый Гагариным и командиром учебного полка Центра подготовки космонавтов полковником Серегиным, вошел в штопор, а для его вывода якобы не хватило высоты. Самолет упал в лес и разбился вблизи деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области.
Учитель: посмотрите на наши слова: Наука, апрель, космонавт, человек, собака, космос.
Про кого мы с вами не говорили. Расскажите, что вы знаете?
Учитель: Первой была – маленькая собачка Лайка в 1957 году.
Физкультминутка
На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжимание-разжимание кистей вверху, впереди, внизу).
Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

Викторина
1.Назови планеты солнечной системы?
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн ,Уран, Нептун,
Плутон.
2.Назовите планету – Малыш.
Плутон
3.Назовите Красную планету?
Марс
4.Назовите планету – гигант.
Юпитер
5.Какую планету назвали в честь богини красоты и любви?
Венера
6.Назовите третью по величине планету Солнечной системы.
Уран
7.Самая лёгкая планета в Солнечной системе?
Сатурн
8.Почему планету Сатурн называют самой лёгкой планетой?
Она состоит из газов.
9. Эту планету называют «Окольцованная планета»
Сатурн
10. Назовите самую близкую к Солнцу планету? Меркурий
11. Эту планета появилась «на кончике пера», а потом была обнаружена в небе.
Нептун
12. Как зовут французского астронома, открывшего планету Нептун?
Астроном Урбен Леверье
11.Сколько у Нептуна спутников?
11
12. Назовите небесного соседа Земли?
Луна
13. Заполните пропуски
На границе Солнечной системы, движутся ……………………….– небольшие тела
изо льда , пыли и камней – у которых при приближении к Солнцу появляются …………………….

На границе Солнечной системы, движутся кометы – небольшие тела
изо льда, пыли и камней – у которых при приближении к Солнцу появляются длинные хвосты.
14. Что называют« Падающие звёзды»
Это комки пыли, называемые метеорами.
15.Где нашли самый большой метеорит?
В Намибии
16. Что значит «Чёрные дыры»
Когда звезда взрывается, она сокращается очень сильно, что вся её материя сплющивается в небольшое тело. Такая звезда обладает настолько мощной силой притяжения, что захватывает в плен всё, окружающее её, даже свет, и поглощает это навсегда. Такое явление называется чёрной дырой.
17.От чего зависит цвет звезды?
От её температуры
18. Что называют «Космические узоры»
Созвездия
19. Как называется одежда для космонавтов?
Скафандр
20. Что значит спутники?
Это космические аппараты.
21.Что значит «Космический дом»
Орбитальная станция
22. Кто создал первую орбитальную станцию?
С.П. Королёв
23.К то первым полетел в космос?
Ю.А.Гагарин
Как называется место старта космического корабля? (космодром)
Почему космонавты не едят ложкой? (им мешает невесомость)
Какой самый быстрый вид транспорта? (ракета)

Подведение итогов по викторине.

Загадки

1) Угли пылают - совком не достать,

Ночью их видно, а днем не видать.  (Звезды.)

 

2) То он блин, то он клин,

Ночью на небе один.  (Месяц.)

 

3) Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд.   (Ракета.)

 1. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Кто же это? (космонавт)

2. Обгоняя ночь и день
Вокруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт.
Он – Вселенной следопыт. (спутник)

1. Искра небо прожигает,
А до нас не долетает. (метеорит)

2. Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь дорогу,
Которую днём увидеть не возможно. (млечный путь)

4) Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету

Дети, кто, скажите, это?   (Космонавт.)

 

5) Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь - поздно!

Потому что мать - луна,

А дочурки - ... (звезды).

Путешествие продолжается

Какую планету потеряли.
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн , Нептун, Плутон.
Уран.

 Дополни.
День полета……………….. стал национальным праздником — Днем космонавтики, начиная с 12 апреля ……………. года.
День полета Ю.А. Гагарина стал национальным праздником — Днем космонавтики, начиная с 12 апреля 1962 года.
Выберите, качества, которым должен обладать космонавт и докажите почему?
умным
здоровым
сильным
необщительным
добрым
находчивым
рассеянным
тренированным
Проверка задания.
Учитель:
«Космос – это не только удел мужественных и смелых. Он для любознательных и терпеливых, смекалистых и твёрдых, ищущих и верящих в будущее этого, пока ещё не познанного мира»
Ю.А.Гагарин.


Ведущий: Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя.
Чтоб космонавтом стать,
Здоровьем крепким надо обладать
И образ жизни правильный вести,
И подготовку долгую пройти.
И только после многих испытаний
Ты космонавтом станешь.
Сейчас мы проверим, можно вас отправлять в космос или нет. Вам нужно будет пройти несколько испытаний.
Итак, 1 испытание 10 человек. Вам нужно за 1 минуту как можно дольше простоять на одной ноге. (4 человека-победители в одну команду)
2 испытание 10 человек. Нужно простоять 1 минуту, вытянув вперёд левую ногу и подняв вверх правую руку. (4 человека-победители в другую команду)
3 испытание 3 человека (из 1 класса). Нужно повернуться вокруг себя несколько раз, затем пройти по разложенной прямо скакалке. (2 человека-победители, по одному в каждую команду)
Не зевай по сторонам
Ты сегодня космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким:
Встали, подтянулись,
Подпрыгнули и оглянулись,
И вновь подпрыгнули ещё,
И снова взгляд через плечо.
Теперь займите ваши кресла.
Надеюсь, всем хватило места?
Ведущий: Ребята! Что бы нам полететь в космос, нам нужен космический корабль. И построите вы его сами.
Конкурс  «Построй космический корабль».
Сейчас каждая команда получит по ватману и маркеру. Каждый участник команды должен подойти к столу и нарисовать деталь космического корабля
Конкурс  «Займи своё место».
Следующий конкурс называется «Займи своё место». Для этого конкурса нам понадобятся два добровольца из зала. Вы будете держать в руках люк-обруч. Каждый экипаж должен как можно быстрее подняться на свой космический корабль. Для этого вам нужно будет пройти через люк. Экипажи, построиться в колонну! Участники команд пролезают через обруч и занимают места в космическом корабле. Побеждает та команда, которая первой займёт своё место в космическом корабле.
Ведущий: Итак, экипажи заняли свои места в космических кораблях. Чтобы отправиться в полёт, вам нужно точно рассчитать курс. Следующий конкурс так и называется «Точный расчёт». Давайте откроем космическую карту и определим космическую широту и долготу. За правильный ответ вы получаете 3 звезды.
Конкурс  «Точный расчёт».
1. Какое число получится, если к количеству богатырей (33), которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка (7), вычесть количество весёлых поросят (3) и прибавить количество братьев Ивана-дурака (2). Ответ: 39.
2.К количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной полянке (12), прибавить количество козлят, которые остались дома одни (7) и минус количество сводных сестёр Золушки (2). Ответ: 17.
Ведущий: Ну что ребята, ракеты построены, точные расчеты произведены, пора отправляться в космическое путешествие. Сейчас мы посмотрим, чьи ракеты первыми долетят до Луны. Следующий конкурс называется «Кто первый до Луны».
Конкурс «Кто первый до Луны».
По 2 человека встают в круг, взяв в руки «Ракеты» (палочка, прикреплённая к верёвке, которая закреплена другим концом к диску «Луна»). По сигналу – Старт! Все игроки начинают наматывать верёвку на палочку. Побеждает тот, кто первым окажется у цели.
Ведущий: Далёкие звёзды на небе горят,
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу не долго для нас.
И вот мы к полёту готовы сейчас!
Пилоты, проверьте расчёты,
Заправьте топливом баки.
Слушайте команду:
5, 4, 3, 2, 1! Пуск!
Конкурс  «Планеты Солнечной системы».
Наша планета Земля находится среди 9 планет Солнечной системы. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Одни планеты находятся ближе к нему, другие дальше. Сейчас мы проведём конкурс, который называется «Планеты Солнечной системы». Вы должны будете из букв сложить название планет и приклеить на листочки, и сдать в судейскую команду. На выполнение даётся 5 минуты. Судейская команда оценивает быстроту и правильность выполнения.
( – Нептун, Юпитер;  – Сатурн, Плутон).
Конкурс  «Космонавты».
На полу в центре зала я положу кружочки, на 2 меньше, чем детей, это будут наши места в ракете. Вы, ребята, ходите по периметру зала, двигаясь под музыку. Одновременно со мной произносите слова:
Когда вы услышите слова: «Места нет» - вам необходимо занять место на кружочке. Детям, которым не хватило места, считаются опоздавшими и садятся на свои места. Игру повторяем 3 раза, каждый раз при повторе убираются несколько кружочков. Победитель получает приз.
Ведущий: Нашу планету можно назвать большим магнитом, который притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни. На Земле существует Всемирный Закон тяготения, поэтому мы не можем высоко прыгнуть; мяч, брошенный вверх, быстро возвращается назад. Но когда космический корабль уходит далеко от Земли, то Закон тяготения перестаёт действовать, и космонавты в кабинах почти ничего не весят. Они плавают, летают, висят вниз головой. Это – невесомость. Сейчас вы должны будете под «космическую» музыку показать космонавтов, как они ведут себя в космосе.
А в это время, пока вы танцуете, судейская команда подведет итоги нашего «Космического путешествия».
Ведущий: Вот и завершается наш космический полет. Мы благополучно приземлились на родной планете. Вот мы и дома опять, Вам понравилось летать? Мы летали далеко Выше даже облаков. В космос, выше тучи… Но а дома всегда лучше!
Друзья и одноклассники приветствуют космических путешественников аплодисментами. Они очень рады вашему возвращению.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...