Работа педагога-психолога с детьми ОВЗ
план-конспект занятия (1 класс)

Куриленко Елена Евгеньевна

Каждый ребенок имеет возможность быть готовым к обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Различают категории детей:

  1. дети с нарушением слуха
  2. дети с нарушением зрения
  3. дети с нарушением речи
  4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. дети с умственной отсталостью;
  6. дети с задержкой психического развития;
  7. дети с нарушением поведения и общения;
  8. дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы  ( РАС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.09_ovz.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

                      Работа педагога-психолога с детьми ОВЗ

Каждый ребенок имеет возможность быть готовым к обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

Различают категории детей:

  1. дети с нарушением слуха
  2. дети с нарушением зрения
  3. дети с нарушением речи
  4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. дети с умственной отсталостью;
  6. дети с задержкой психического развития;
  7. дети с нарушением поведения и общения;
  8. дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы  ( РАС)

В нашей школе обучаются дети с нарушением эмоционально-волевой сферы РАС.

Придя в школу, родители могут не предоставлять  результаты ПМПК, но они должны понимать, что для ребенка не будут созданы специальные условия обучения, с ним не будут работать специалисты(дефектолог, логопед, тьютер, рекомендованные ПМПК.

Задача школы социализировать детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Если в конце обучения ребенок не освоил программу, то он получает свидетельство об обучении.

Если в конце обучения ребенок освоил программу, то он получает аттестат и может пойти в средне-профессиональное или высшее учебное заведение.

Коррекционная работа  направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы и  коррекцию недостатков в физическом и  психическом развитии, их социальную адаптацию.

Психологическое сопровождение дошкольников с ОВЗ направленно на создание максимально благоприятных условий  для формирования  системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками.

Направления психо-коррекционной работы с детьми с ОВЗ :

-диагностическая работа,

-коррекционно-развивающая работа,

-профилактическая и консультативная работа с родителями.

В процессе коррекционно-развивающей работы выполняются задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Одной из важных задач является разработка  программ психологической помощи, в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка .

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.

Педагог-психолог должен определить

-определить траекторию развития (индивидуальный маршрут развития ребенка);

- разработать программы коррекционной работы(социально-средовая и психологическая реабилитация, развитие психомоторики и сенсорных процессов)

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

определить направления консультативно-просветительской работы с родителями ребёнка.

Качественный анализ предполагает :

особенности контакта ребёнка;

эмоциональная реакция на ситуацию обследования;

реакция на одобрение;

реакция на неудачи;

эмоциональное состояние во время выполнения заданий;

эмоциональная подвижность;

особенности общения;

особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;

особенности моторики.

Структура коррекционно-развивающего занятия

Приветствие - ритуал (создание положительного настроя на совместную деятельность, общение).

 Мозговой штурм (стимуляция интеллектуального развития).

Игры, дидактические упражнения и игровые задания, направленные на коррекцию и развитие познавательных процессов, (развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, моторики).

Психогимнастика и этюды (развитие мимики и пантомимики).

Релаксационные упражнения (развитие умения расслабляться и распределять свои силы).

Коррекционно-развивающая работа в данном направлении ведется посредством дидактических игр, наглядных пособий.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В дидактической игре создаются условия, где  ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями, у которых опыт действий с предметами значительно  беден

Принцип отбора игр:

 доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Примером могут быть следующие игры, которые используются на занятиях«Игра сказка»«Игра-поручение»«Игры загадки».

Формирование пространственных и временных представлений об окружающем

-освоение пространства собственного тела

-уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве,

-определение пространственных направлений по отношению к себе

-определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование,

-пространственная ориентация на листе бумаги.

Формирование математических представлений

Учитывая низкий уровень развития мышления детей с ограниченными

возможностями здоровья, в занятия включены :

элементарные логические игры, задачи,

упражнения на классификацию,

задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой,

дидактические игры, направленные на развитие пространственных

представлений, построение рядов.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы

В развитии и коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы используются следующие методики:

 сказкотерапия

игротерапия цветотерапия

релаксотерапия

 тактильно-сенсорные панели и игры

 куклотерапия и др.

Сказкотерапия

С помощью сказкотерапии ребенок может побороть свои страхи, негативные черты личности, скорректировать поведение.

Для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью занятия проходят в игровой форме.

Куклотерапия

В качестве основного приёма коррекционного воздействия в куклотерапии используется кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого.

Игротерапия

Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Являясь уникальным средством реабилитации, игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации.

Развитие игровой деятельности

У детей с ограниченными возможностями здоровья игра развивается медленно и, без специального обучения, она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками

При подборе игр для детей с ОВЗ учитываются следующие условия:

игровая форма занятий выступают как средство побуждения, стимулирования к деятельности;

соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;

учет структуры дефекта;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребенка;

соответствие коррекционной цели занятия;

учет принципа смены видов деятельности;

Развитие мелкой моторики

• гимнастика в стихах,

• игры с палочками,

• игры с шариками,

• самомассаж пальчиков,

• массаж пальчиков массажером.

• штриховка,

• работа с трафаретами.

• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);

• дорисовка;

• волшебные узоры.

Состояние детей с ОВЗ, их индивидуальные особенности развития различны, в связи с этим, программы психологического сопровождения индивидуальны для каждого ребенка.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление

Работа по данному направлению обеспечивает оказание родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

На индивидуальных консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются  положительная  динамика развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.

У нас в школе обучаются дети с РАС по программе 8.3

«Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний» (Э. Блейлер).

Аутизм – как я уже сказала это медицинский диагноз, и конечно же, ставить его имеет право только специалист.

Детский аутизм –явление распространенное, проявляется в разных формах и на различных уровнях интеллектуального и речевого развития У нашего обучающегося были зачатки мышления, отсутствовала речь, издавал звуки, крики, был агрессивный , шипал за руки, ритуал.

Характеристики ребенка с РАС

-общается с 1 взрослым

-не смотрит в глаза

-не играет со сверстниками

-не разговаривает с окружающими

- играет один

-повторяет одни и те же слова

Особенности восприятия:

-играет с одними и теми же игрушками

 -предпочитает избранно питаться

- боится испачкаться

Особенности поведения:

- бесцельные движения

-выполнение действий в определенном порядке

-хаотично передвигается по помещению

Особенности сенсорного развития:

 - не любит телесный контакт

- боится громких звуков

 -закрывает уши руками

- избегает яркого света

(Перое, что ребенок сделал, это выключил свет.)

У детей с РАС страдает эмоциональная сфера

Детям с РАС характерны:

-сопротивление с малейшими изменениями в обстановке, страх , однообразные действия, раскачивания, взмахивания, потряхивания руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков,слов фраз, пристрастие к одним и тем же предметам.

-особая задержка и нарушение речи, проявляется как мутизм, (отсуствие использования речи, может произносить отдельные слова, фразы.

- раннее проявление растройств до 2,5 лет

У таких детей отсутствует  потребность в контакте с окружающими:

-эмоциональная холодность с близкими и безразличие

-страх новизны любых перемен

-однообразие поведения

Области в которых аутизм проявляется ярко :

-речь

-социальное взаимодействие

-воображение, эмоциональная сфера

Дети с нарушениями в общении придерживаются ритуалов.(На занятиях выключает свет, круг почета)

Малейшие изменения в их жизни, (пошел не той дорогой), может стать травмирующим. Бывает и уход в себя, вспышки агрессии, стремление крушить и ломать , Самоогрессия(ребенок начинает бить сам себя.)

Психологическая помощь ребенку:

1.Установление контакта с ребенком с РАС

2. Общение с ребенком негромким голосом, избегать резких движений, длинных фраз, избегать прямого взгляда, нельзя обращаться с прямыми вопросами.

Установление контакта требует более длительного времени- задача психолога, научить ребенка преодолевать страх, поощрять даже при минимальной активности

2.Усиление психологической активности

Игры на рисование, рисуем вместе

3.Организация целенаправленного поведения аутичного ребенка

Игры Хоровод (преодоление страха тактильных прикосновений, преодоление страха  глаза в глаза

4.Преодоление страхов  в общении

Игра Моя семья – поздравь маму с днем рождения или друга

5. Этап Развитие сюжетной игры

Обезьянка –озорница.

Педагог показывает обезьянку, и рассказывает как она любит подражать

.Педагог предлагает выполнить движения вс усложнением: взмахи руками, хлопанье в ладоши, постукивание и т.д.

Педагог-психолог должен определить 2 важных правила :

- Сохранять спокойствие и уверенность

(хотя иногда это трудно,  ребенок не хочет выполнять задания, начинает щипать)

- постараться раствориться в ребенке

Рекомендации по работе с детьми  с РАС

1.Взаимодействуйте с ребенком , только тогда, когда он готов к этому.

2.Принимайте его таким, какой он есть.

3,Научитесь улавливать малейшие изменения в поведении ребенка, не дайте выйти в деструктивную деятельность

4.Соблюдайте ежедневные ритуалы

5.Не трогайте ребенка

6.Вступайте в тактильный контакт, тогда когда он сам этого просит.

7.Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

8.Не упускайте ребенка из поля своего зрения.

Он должен понимать, что всегда может подойти к вам.

9.Создайте место, где ребенку  можно посидеть  одному и ему никто не будет мешать

Школа должна создать все условия для полноценного воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы эффективной работы педагога-психолога с детьми в период адаптации к ОУ

Как педагог-психолог помогает создавать условия для позитивной адаптации школьников....

«Развитие речи детей на коррекционно – развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ»

Речевое развитие является важнейшим аспектом обще­го психического развития в детском возрасте. Речь нераз­рывно связана с мыслительной деятельностью, а мышление не может успешно развиваться бе...

"Коррекционная работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

laquo;Ребёнок должен знать, что есть дом, где его принимают и любят таким, какой он есть. Есть место – где его безумно любят. И это место – твоё сердце»....

Опыт работы педагога-психолога с детьми с РАС в 1 классе (обучение детей с РАС по модели "Ресурсный класс")

Опыт работы педагога-психолога с детьми с РАС в 1 классе (обучение детей с РАС по модели "Ресурсный класс")...