Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"
проект

 Александрова Светлана Сергеевна

Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа  разработана для занятий с учащимися 6-11 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

художественно-эстетического направления

 «Умелые ручки».

Составитель: Александрова С.С.

учитель начальных классов.

Агинское 2021-2022

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности. Программа  разработана для занятий с учащимися 6-11 лет во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.  Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.

Внеурочная деятельность «Умелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Данная программа позволяет создать условия для самореализации  личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству,  вовлекать детей  в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить  изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами.

Связь занятий «Умелые ручки», с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия внеурочной деятельности и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), технология (работа с разными материалами и др.), изобразительное искусство (применение фантазии, выдумки, развитие художественно-эстетического вкуса и др.), краеведение (изучение обычаев народа, обработка льна, шерсти и др.)

Активная работа внеурочной деятельности способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь на занятиях, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

           Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Особенности реализации программы:

Внеурочная деятельность «Умелые ручки» проводится во второй половине дня. Местом проведения занятий может быть кабинет технологии, кабинет начальных классов, библиотека, культурно-оздоровительный центр села.

Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:

- по количеству детей, участвующих на занятии в работе: коллективная, групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия: практическое занятие, беседа, рассказ, игра, самооценка и самоконтроль, взаимооценка и взаимоконтроль;

- по дидактической цели: вводное занятие, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях используются презентации, книги, иллюстрации, современное техническое оборудование в виде интерактивной доски.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Место программы внеурочной деятельности в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» рассчитана для проведения занятий  во второй половине дня. Продолжительность обучения 1 учебный год.  Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1,5 час. Количество часов за год: 34 часа.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий по предложенной программе:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Подведение итогов осуществляется в виде проведения выставок, участия в различных конкурсах, награждения лучших поощрительными призами, грамотами. Изделия используются для подарков родителям, близким, друзьям.

Тематический план.

 В программу внеурочной деятельности «Умелые ручки» входит ряд разделов «Работа с пластическими материалами»,  «Работа с тканью»,  «Работа с природным материалом»,  «Работа с бумагой и картоном» «Работа с тканью» «Текстильные материалы». В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

1 класс

№ п/п

Тема занятия

Техника, материалы

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1,5 час

I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

2.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

Оригами

1,5 час

3.

Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

1,5 час

4.

Аппликация из геометрических фигур.

Аппликация, вырезание.

1,5 час

5.

Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.

Аппликация, вырезание.

1,5 час

6.

Букет из роз.

Моделирование.

1,5 час

7.

Новогодний ангелок.

Бумагопластика.

1,5 час

8.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

1,5 час

9.

Цветочные фантазии. Продолжение работы.

Торцевание.

1,5 час

10.

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

1,5час

11.

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Моделирование, вырезание.

1,5час

12.

«Робот». Подготовка модулей.

Оригами-мозаика.

1,5 час

13.

«Робот». Сборка изделия.

Оригами-мозаика.

1,5 час

II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

14.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

1,5 час

15.

Поделки из кленовых «парашютиков».

Аппликация.

1,5 час

16.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1,5 час

17.

Картины из листьев. Продолжение работы.

Аппликация.

1,5 час

III. «Работа с тканью». (5 часов)

18.

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1,5 час

19.

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1,5 час

20.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1,5 час

21.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1,5 час

22.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Шитье.

1,5 час

IV. «Работа с пластическими материалами». (7 часов)

23.

Рисование пластилином

Рисунок

1,5 час

24.

Рисование пластилином

Рисунок

1,5 час

25.

Разрезание смешанного пластилина

Рисунок

1,5 час

26.

Рисование пластилином

Рисунок

1,5 час

27.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1,5 час

28.

Лепка из солёного теста

Лепка

1,5 час

29.

Лепка из солёного теста

Лепка

1,5 час

V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

30.

Куколка-оберег из ткани.

Изделие из ткани

1,5 час

31.

Аппликация из пуговиц и ткани.

Аппликация.

1,5 час

32.

Аппликация из пуговиц и ткани.

Аппликация.

1,5 час

33.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1,5 час

2, 3 класс

 п/п

Разделы программы, темы занятий

Техника. Материалы.

Кол-во часов

11.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1 час

2. «Работа с природным материалом». (4 часа)

2.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

1 час

3.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1 час

4.

Картины из листьев. Продолжение работы.

Аппликация.

1 час

5.

Поделки из кленовых «парашютиков».

Аппликация.

1 час

3. «Работа с бумагой и картоном». (11 часов)

6.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

Оригами

1 час

7.

Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

1 час

8.

Аппликация из геометрических фигур.

Аппликация, вырезание.

1 час

9.

Фантазии из «ладошек».

Аппликация, вырезание.

1 час

10.

Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка».

Цветная бумага. «Стрелочка», «Оригинальные закладки».

1 час

11.

Объёмное изделие «Сундучок санбо».

Цветная бумага. Бумагопластика.

1 час

12.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

1 час

113.

Симметричное вырезание. «Наряд для баночки».

Баночка, цветная бумага.

1час

14.

Симметричное вырезание. «Наряд для баночки». Продолжение работы.

Баночка, цветная бумага.

1час

15.

Чудо-елочка.

Оригами-мозаика.

1 час

16.

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Оригами-мозаика.

1 час

4. «Работа с пластическими материалами». (8 часов)

17.

Рисование пластилином

Рисунок. «Бабочка, цветок»

1 час

18.

Рисование пластилином

Рисунок. «Бабочка, цветок»

1 час

19.

Разрезание смешанного пластилина

Пластилин, тонкая проволока, картон. «Черепашка».

1 час

20.

Разрезание смешанного пластилина

Пластилин, тонкая проволока, картон. «Веточка с цветами».

1 час

21.

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка».

1 час

22.

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка»

1 час

23.

Лепка из солёного теста

Лепка. Соленое тесто.

1 час

24.

Лепка из солёного теста. Оформление работы.

Солёное тесто. Гуашь.

1 час

5. «Работа с тканью». (4 часа)

25.

 Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?».  Куколка-оберег из ткани.

Изделие из ткани

1 час

26.

Пришивание пуговиц. Аппликация из пуговиц и ткани.

Аппликация.

1 час

27.

Аппликация из пуговиц и ткани.

Аппликация.

1 час

28

Аппликация из пуговиц и ткани.

Аппликация.

1 час

6. «Текстильные материалы». (6 часов)

29.

Аппликация «Матрешка».

Лоскутки тонких тканей, картон.

1 час

30.

Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».

Лоскутки тонких тканей, картон.

1 час

31.

Аппликация из цельных нитей. «Снежинка».

Клубок шерстяных ниток, картон.

1 час

32.

Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик».

Клубок шерстяных ниток, картон.

1 час

33.

Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

Клубок шерстяных ниток, картон.

1 час

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1 час

4 класс

№ п/п

Тема

Техника, материалы

Кол-во часов

I. Работа с пластическими материалами (9 часов)

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

1 час

2.

Разрезание смешанного пластилина.

Пластилин, тонкая проволока, картон. «Черепашка».

1 час

3.

Разрезание смешанного пластилина. Барельеф.

Пластилин, тонкая проволока, картон. «Веточка с цветами».

1 час

4.

Разрезание смешанного пластилина. Барельеф.

Пластилин, тонкая проволока, картон. «Веточка с цветами».

1 час

5.

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка»

1 час

6.

«Расписной» пластилин, полученный способом резания.

Пластилин, прозрачные крышки. «Курочка»

1 час

7.

Торцевание на пластилине.

Пластилин, гофрированная бумага

1 час

8.

Пластилиновое рисование.

«Бабочка, цветок»

1 час

9.

Пластилиновое рисование.

«Бабочка, цветок»

1 час

II. Поделки из гофрированной бумаги

(3 часов)

10.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги. «Панно»

1 час

11.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

1 час

12.

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

«Панно»

1 час

3. Модульное оригами (5 часов)

13.

Треугольный модуль оригами.

Цветная бумага

1 час

14.

Замыкание модулей в кольцо.

Цветная бумага

1 час

15.

Объёмные фигуры на основе формы «Водяная бомбочка».

Цветная бумага. «Стрелочка», «Оригинальные закладки».

1 час

16.

Объёмное изделие «Сундучок санбо».

Цветная бумага

1 час

17.

Симметричное вырезание. «Наряд для баночки».

Баночка, цветная бумага.

1 час

4. Текстильные материалы (5 часов)

18.

Аппликация из цельных нитей. «Снежинка».

Клубок шерстяных ниток, картон.

1 час

19.

Аппликация из резаных нитей. «Одуванчик».

Клубок шерстяных ниток, картон.

1 час

20.

Аппликация из резаных нитей. «Африканская хижина».

Клубок шерстяных ниток, картон.

1 час

21.

Аппликация из скрученных ниток. «Улитка».

Клубок шерстяных ниток, картон.

1 час

22.

Аппликация из жатой ткани. «Грибы, деревья».

Лоскутки тонких тканей, картон.

1 час

5. Шитьё и вязание (12 часов)

23.

Шитьё медвежонка. Раскрой деталей.

Ткань, пуговицы, нитки.

1 час

24.

Сшивание деталей медвежонка.

Ткань, пуговицы, нитки.

1 час

25.

Сшивание деталей медвежонка.

Ткань, пуговицы, нитки.

1 час

26.

Оформление медвежонка: пришивание пуговиц (глаз). Набивание мягкой игрушки мягким материалом.

Ткань, пуговицы, нитки.

1 час

27.

Шитьё мягкой игрушки «Кругляш».

Ткань, пуговицы, нитки.

1 час

28.

Раскрой деталей «Кругляша».

Ткань, пуговицы, нитки.

1 час

29.

Сшивание деталей мягкой игрушки «Кругляш».

Ткань, пуговицы, нитки.

1 час

30-31.

Вязание крючком прихватки «Овечка».

Пряжа, крючок.

2 часа

32-33.

Вязание крючком прихватки «Овечка».

Пряжа, крючок.

2 часа

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.

1 час

Список литературы для учителя:

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

Список сайтов:

4. Сайт Страна Мастеров

http://stranamasterov.ru

5. Сайт Всё для детей

http://allforchildren.ru

Список литературы для учащихся

1. Т.Н. Проснякова  Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО "Умелые ручки"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности и развитие определенных профессиональных навыков. Целью про...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...

Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению « Умелые ручки» для обучающихся 1-х классов

        В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся,  разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КУРСУ «ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ЗОЛОТЫЕ РУЧКИ»

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Умелые ручки» 2 класс

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 34 часа в год по 1 часу в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма с...