Педагогический опыт
материал

Каримова Рамиля Равильевна

Педагогическая проблема, над которой ведется работа «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности учащихся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dbdf94698b0a493a925cc0090e386221.docx277.69 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ «Средне общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №38

города Саранска Республики Мордовия

Каримовой Рамили Равильевны

Педагогическая проблема, над которой ведется работа «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности учащихся».

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло.

Цель: создать условия для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время, сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, которые позволят им решать творческие задачи.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что проектно-исследовательская деятельность позволяет обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования, вместе с тем повысить интерес учащихся к познавательной деятельности и активизировать мотивацию к учению, предусматривая разные формы усвоения программного материала.

Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности. Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - наличие у них потребности узнавать новое.

В работе с детьми я определила приоритетную воспитательную задачу: сформировать у учащихся потребности и желания реализации:

- самоорганизации;

- самодеятельности;

- самоуправления;

- самообучения;

- самоуправления;

Необходимым компонентом личностно - ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт вопросы, поддерживает, но для учащихся он партнер по обучению. Ученики получают новую роль – «исследователи».

Чтобы сделать процесс обучения личностно - ориентированным нужно: признать право каждого ребенка на индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их. Дети привыкают сами добывать знания, а не получать готовые выводы учебника.

Мой педагогический принцип – осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с ребенком использую улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена. Думаю, что ученик в таких условиях будет развиваться как личность. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который является важнейшим качеством личности. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе. А отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, настойчивым, уметь чётко объяснять свои мысли.

3. Теоретическая база опыта

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная проектно–исследовательская деятельность обучающихся и педагога во внеурочное время будет способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

В основе педагогического опыта лежат идеи Якиманской И. С., Лернера И. Я., Богоявленской Д. Б., Дружинина В. Н., Леонтовича А. В. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать  новые сведения в мире, традиционно рассматриваются  как важнейшие черты детского творческого поведения. Богоявленская Д. Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей идет нелинейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится юношескому возрасту.

В исследованиях Л. В. Гурьева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и др. подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

На современном этапе перед учителем стоит задача взаимодействия новых образовательных технологий с традиционными. Для реализации этого использую технологии: учебно-игровой деятельности, дифференцированного обучения, проектной деятельности, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного обучения, коммуникативно-диалоговой деятельности, развивающего обучения, компьютерные.

В работе активно использую технологии проектно-исследовательской деятельности. Проекты практикуются как на уроках, так и во внеурочное время.

Как показали исследования немецких учёных, человек запоминает только 10 % того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминает при участии в дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведённым данные были получены американскими и российскими исследователями.

По оценкам психологов, около 38% учащихся нуждаются в повышении мотивации к учению, а это обеспечит успешность ученика. Поэтому одной из главных моих задач становится формирование устойчивых мотивов к учению. А это возможно при использовании проектно-исследовательского метода и во внеурочной работе. Различные конкурсы, олимпиады- это возможность для ученика проявить себя и сформировать мотив: учиться- интересно. Все вопросы проектно-исследовательской работы во внеурочное время решаются в тесном контакте с семьей обучающегося.

Проектная деятельность в начальной школе.

  • Выбор темы.
  • Сбор сведений.
  • Выбор проектов.
  • Реализация проектов.
  • Презентация.
  • Рефлексия.

Опираясь на собственный опыт считаю целесообразным и эффективным применение метода проектов в работе с детьми младшего школьного возраста.

5. Анализ результативности

Я считаю, что главный результат работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований. Организуя исследовательскую  деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы.

Наблюдения за учащимися показали, что от занятия к занятию растёт самостоятельность детей в проведении исследований, в основании проблем, в планировании своей деятельности. Кроме того, вовлечение детей в исследовательскую деятельность способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков. У детей, включённых в исследовательский поиск, развиваются мыслительные умения и навыки. Им предоставляется возможность творить в основной для младших школьников деятельности – учебной. У ребят повысился уровень познавательной активности: они выполняют творческие задания, участвуют во всероссийских конкурсах.

Результативность применения данной проблемы проявляется в:

- участии детей в конкурсах, конференциях, форумах.

ФИО учащегося

Наименование мероприятия

Результат (победитель, 1 место, участник и т.д.)

 Баляева Виктория Рустамовна

Всероссийская занимательная викторина «В гостях у мультиков»

 1 место

Защита мини-проектов. «Я и моя семья»

участник

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

 1 место

Гридневская Полина Вячеславовна

Защита мини-проектов. «Моя родословная»

 1 место

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

 1 место

Всероссийский творческий конкурс «Пластилиновая фантазия»

Участник

Всероссийская занимательная викторина «В гостях у мультиков»

 1 место

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики»

 4 место в РФ

1 место по региону

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

 105 баллов

Всероссийский математический турнир «Зеленая математика»

4 место в РФ

1 место по региону

Защита проекта «Лакомство для Снежной Королевы»

 1 место

Открытая российская интернет-олимпиада по русскому языку МетаШкола

 Диплом 3 степени

Открытая российская математическая интернет-олимпиада МетаШкола

участник

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

1 место

Школьная олимпиада по окружающему миру

Призер

Международный дистанционный конкурс проекта «Инфоурок»

1 место

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

 42 место в школе

Олимпиада по математике «Плюс»

 Победитель

Гущин Данила Александрович

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

 1 степень

Дистанционная олимпиада по русскому языку «Видеоурок»

 1 место

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

 39 место в школе

Елизарова Диана Александровна

Международный дистанционный конкурс по математике проекта «Новый урок»

 1 место

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

победитель

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики»

4 место в РФ

1 место по региону

Школьная олимпиада по русскому языку

Победитель

Школьная олимпиада по литературному чтению

Призер

Открытая российская математическая интернет-олимпиада МетаШкола

1 степень

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

 44 место в школе

 Олимпиада по математике «Плюс»

 Победитель

Конкурс чтецов «И нет конца есенинскому чуду…»

 Участник

Клемашов Иван Алексеевич

Всероссийский математический турнир «Зеленая математика»

4 место в РФ

1 место по региону

Марусев Даниил Александровия

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики»

7 место в РФ

4 место по региону

Всероссийский конкурс рисунков «Мой учитель»

 Участник

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

 32 место в школе

Маскинсков Владислав Евгеньевич

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

  105 баллов

 Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

 27 место в школе

Моисеенкова Ксения Вячеславовна

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

 1 место

Всероссийский математический турнир «Зеленая математика»

4 место в РФ

1 место по региону

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Классики»

 14 место в РФ

10 место по региону

Открытая российская математическая интернет-олимпиада МетаШкола

 2 степень

Олимпиада по математике«Плюс»

 Победитель

Никитина Дарья Ильинична

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

 1 степень

Всероссийский математический турнир «Зеленая математика»

 8 место в РФ

4 место по региону

Открытая российская математическая интернет-олимпиада МетаШкола

 1степень

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

 8 место в школе

 Паненков Кирилл Михайлович

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

 107 баллов

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

36 место в школе

Паненкова Екатерина Михайловна

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

 110 баллов

Дистанционная олимпиада по русскому языку «Видеоурок»

 1 степень

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

 36 место в школе

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

 5 место в школе

 Панфилкина Софья Александровна

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

 32 место в школе

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

23 место в школе

Пищальникова Влада Владимировна

Международный дистанционный конкурс по русскому языку проекта «Новый урок»

 1 степень

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

 106 баллов

Всероссийский творческий конкурс «Пластилиновая фантазия»

 Участник

Всероссийский математический турнир «Зеленая математика»

4 место в РФ

1 место по региону

Школьная олимпиада по литературному чтению

 Победитель

Международный дистанционный конкурс проекта «Инфоурок»

 Победитель

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

 28 место в школе

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

 25 место в школе

Олимпиада по математике «Плюс»

 Сирлов Михаил Дмитриевич

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

 31 место в школе

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

 110 баллов

Всероссийский математический турнир «Зеленая математика»

4 место в РФ

1 место по региону

Стешина Кира Михайловна

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

 107 баллов

Всероссийский конкурс рисунков «Мой учитель»

Участник

Международный дистанционный конкурс проекта «Инфоурок»

 Победитель

Международный математический конкурс – игра «Кенгуру»

 31 место в школе

 Столбова Ольга Александровна

Всероссийский творческий конкурс «Пластилиновая фантазия»

 Участник

Игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

 110 баллов

Дистанционная олимпиада по математике «Видеоурок»

 1 степень

Щербатых Александр Витальевич

Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»

 5 место в школе

Открытая российская математическая интернет-олимпиада МетаШкола

 2 степень

Проектная деятельность во внеклассной работе особенно способствуют развитию коммуникативной компетентности у младших школьников: дети учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в группах, уважать мнение других и доказывать свою точку зрения. Кроме этого формируются организационные умения– учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов; оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности.

Результаты диагностики формирования умений у детей моего класса показали, что систематическая работа проектно-исследовательской деятельностью помогает развивать важнейшие общеучебные умения.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта

В процессе работы над проектами и исследовательскими работами могут возникнуть трудности объективного характера. Это связанно с рядом возрастных особенностей. В работе над проектами необходимо участие взрослых, в той мере, которое необходимо детям. Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, которые ведут к сплочению детско – взрослого союза.

Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию чутких взаимоотношений между родителями, детьми, учителями».

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Данный педагогический опыт может быть адресован учителям образовательной области «Начальные классы», что особенно актуально в связи с переходом на новые образовательные стандарты. Опыт можно предложить всем учителям, кто использует активные формы обучения.

В целях обмена, повышения собственного опыта провожу открытые уроки. Для родителей обучающихся провожу индивидуальные беседы, на родительских собраниях провожу групповые и индивидуальные консультации. Мои статьи получили положительные оценки и опубликованы в журнале «Народное образование Республики Мордовия».

Принимаю участие в городских семинарах для учителей начальных классов. Но я не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации.

Посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.

Вывод.

Итак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни. Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».

Собственные наблюдения показали, что в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

8. Наглядное приложение.

Фрагмент занятия внеурочной деятельности.

- Здравствуйте! Начинаем наше занятие. Будьте активны, внимательны и у вас всё получится. Наше занятие  я предлагаю вам начать с разгадывания ребуса

(Проект). Давайте вспомним, что такое проект?

- Скажите, над каким проектом мы работаем? («Новогодний карнавал»).

- Давайте вспомним основные этапы проекта, назовите их.

(Это: проблема; планирование; поиск информации; продукт; презентация)

- Мы уже знаем, что проект – это пять «П».

- Какие этапы мы уже преодолели? (Преодолели этап «Проблема»)

- Давайте вспомним, в чём состоит проблема нашего проекта.

 (Скоро Новый год и нам нужно подготовить праздник. Мы остановились на празднике «Новогодний карнавал», но проблема в том, что не составлена программа и не придуманы конкурсы)

- А на каком этапе проекта мы сейчас работаем? (На этапе «Планирование»)

- Так какова же тема нашего занятия? (Планирование)

Запишите тему занятия в тетрадь.

Для того, чтобы достичь поставленных целей, на протяжении всего занятия мы будем работать в группах. Чтобы работа в группе была успешной, давайте выработаем правила работы в группе:

Подумайте, и сформулируйте правило работы в своей группе.

- помогать друг другу;

-распределять обязанности;

- следить за временем;

Ребята, прежде чем мы начнем нашу работу, я хочу обратить внимание на лист самооценки, в котором вам предстоит оценивать свою деятельность на занятии и то, как вы будете справляться с теми или иными заданиями. Обратите внимание на то, что даже если вы не сможете принять активного участия в работе вашей группы, вы сможете заработать себе балл, если будете внимательно слушать то, что говорят другие ребята. Обращаю ваше внимание на шкалу перевода заработанных за занятия баллов .

Чтобы стать «Успешным» вам нужно набрать более 10-15 баллов, ____от 5-9 баллов

- А, что такое план?

Для того чтобы детально разобраться с этим понятием, давайте поработаем с энциклопедиями, справочниками и словарями. Найдите в источниках определения план, планирование, проанализируйте их в группе и запишите в тетрадь одно наиболее вам понятное.

- В нашем проекте очень много разных дел, которые нам ещё предстоит выполнить. Так давайте мы с вами сейчас попытаемся распределить наши дела, связанные с выполнением проекта на более или менее важные и срочные.

- На доске таблица:

«Важно. Срочно»

Срочно

Не срочно

Важно

1

2

Не важно

3

4

- Назовите, какие дела находятся в таблице под номерами 1; 2; 3; 4?

- В таблице заполняются поля:

1) важно, срочно;

2) важно, не срочно;

3) не важно, но срочно;

4) не важно и не срочно.

- А сейчас я вам предлагаю поработать в группе. Посмотрите, какие дела вам нужно распределить в таблице.

Вариант задания (вперемешку даны следующие дела):

- придумать конкурсы для команд;

- изготовить плакат;

- подобрать стихи и песни;

- помочь подготовить сценарий праздника.

- Дети работают в парах. Затем проходит коллективное обсуждение выполнения задания.

Литература

  1. http://pedsovet.org Педсовет.org 15-й Всероссийский интернет-педсовет   Проектная деятельность, исследования.
  2. Буров А.И., Майорова Е.Г. Развитие когнитивных способностей на основе СИРС. Быстрое чтение и память. Методическое пособие. – Новосибирск, Прайс-курьер, 2007 – 64 с.
  3. Давыдова, Е.Р. Исследовательская деятельность учащихся / Е.Р. Давыдова //Начальная школа.- 2010.- №1 2.- С.61- 62.
  4. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ/ авт.-сост. Н.В. Федяинова, И.С. Хирьянова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 175 с.
  5. Развитие исследовательских умений младших школьников \ [Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. – (Работаем по новым стандартам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...