Конспект занятия: "Я и моё имя".
методическая разработка

Цели занятия: познакомить детей с особенностями русских имён; дать представление о том, что обозначают понятия «отчество», «фамилия»,  «доброе имя», «доброе дело»; научить пользоваться вежливыми формами обращения к знакомым и незнакомым людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._ya_i_moyo_imya.docx736.64 КБ
Файл dialog.pptx1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Я и моё имя».

Цели занятия: 

  • Познакомить детей с особенностями русских имён.
  • Дать представление о том, что обозначают понятия «отчество», «фамилия»,  «доброе имя», «доброе дело».
  • Научить пользоваться вежливыми формами обращения к знакомым и незнакомым людям.

Оборудование: презентация.

Ход занятия:

1.Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы должны были пообщаться с родителями и узнать,  почему вас именно так назвали. Что послужило причиной? Какое значение и происхождение носит ваше имя?

Вопросы для обсуждения:

- Кого из вас назвали в честь бабушек, дедушек, других родственников или знакомых?

- Есть ли в классе ребята, кому родители дали имя с учетов внешности или особенностей поведения?

- Соответствует ли имя твоему характеру?

- Кого из вас, родители назвали именем, которое просто нравится им?

- Какого происхождения ваше имя? И тд.

2. Психологический тренинг.

- Какие красивые у вас имена! (Перечислить несколько имен из класса). А вы умеете красиво их произносить? Не торопитесь, не                         « жуйте» имя, а произносите его так, чтобы все видели – вы им гордитесь. Давайте попробуем. Пусть каждый встанет, повернётся к классу и красиво, громко, звучно произнесёт своё полное имя.

3. Знакомство с происхождением имён.

- Ребята, я вам предлагаю заглянуть хоть одним глазком в Древнюю Русь и узнать какие же имена были в те времена. Они вам сейчас покажутся смешными, но до принятия Христианства на Руси имена отмечали наиболее характерные признаки или внешние особенности людей. Например: Балагур (шутник, веселый человек) Чернава (девушка с черными волосами), Светлана (девушка со светлыми волосами).

Были имена, которые отражали порядок появления детей в семье: Первой, Вторуня, Третьяк, Старшой. Некоторые имена характеризовали время рождения ребенка: Вешняк, Зима. Явления природы: Метелица. Христианские праздники: Постник. Другие имена отражали какие-либо особенности новорожденных: Пискун, Прыгунок.

- Я вижу, многих из вас заинтересовали старинные имена. Ребята, я думаю, дома вы еще почитаете об этом и узнаете много нового и интересного.

4. Беседа об отчествах.

- Ребята, а может кто-то мне скажет, из скольких частей состоит русское имя? И назовёт все части? (З части: имя, отчество, фамилия.)

- Отлично! Я предлагаю вам перенестись в ХI век. Приблизительно в это время появилось слово отчество. Что же обозначает слово отчество? (Наименование по личному имени отца).

(Ученик рассказывает сообщение, о том, как появилось слово отчество).

- Ребята, подумайте, а что общего в словах «отечество» и «отчество»? (Эти слова от слов «отец»).

- Родина берет начало с отчего дома. Отчий значит, отцовский. Поэтому Родину часто называют отчий край, Отечество земля наших отцов. В языке отразилось осознание нашими предками неразрывной связи каждого человека с его родиной.

- Ребята, а для чего люди при обращении к другим людям к имени добавляют отчество? (Это форма вежливого, уважительного обращения к другим людям).

- К кому вы, чаще всего, обращаетесь по имени и отчеству? (К взрослым людям).

5. Игра. Разыграй этюд.

- Я вам предлагаю, разыграть ситуации, которые вы будете наблюдать на экране. Не забываем о вежливости, о словах приветствия. Для нас главное выяснить, как правильно вести себя с разными по статусу людьми в разных ситуациях.

(Слайд 1)

(Слайд 2)

(Слайд 3)

(Слайд 4)

(Разыгрываем, обсуждаем разные варианты.)

-Ребята, может, кто-нибудь из вас знает, как в старину обращались к незнакомым людям? (Сударь, сударыня, дамы, господа, товарищи, гражданин, гражданка).

6. Беседа о фамилиях.

- Послушайте очень забавное стихотворение.

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказание!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

- Ребята, как же быть в этом случае? (Можно использовать разные формы имени Татьяна, Танюша, Танечка для разных ребят, а лучше называть имя вместе с фамилией).

- Как называют людей, у которых одинаковые имена? ( Тезки).

- А как вы думаете, вежливо ли обращаться к человеку только по фамилии? (Нет).

- Я предлагаю вам перенестись в ХVI век. Фамилия такое привычное для нас слово, но оно появилось сравнительно недавно. А обозначает фамилия – наследственное имя семьи.

(Ученик рассказывает сообщение, о том, откуда пришло в наш язык это слово).

- Ребята, посмотрите, как интересно, отчество – это наименование по личному имени отца. Фамилия, также достаётся нам по мужской линии.

- А как называют людей, у которых одинаковая фамилия, но они не являются родственниками? (Однофамильцы).

- Дома я предлагаю вам порассуждать, о происхождении вашей фамилии.

7. Работа над понятиями «доброе имя» и «доброе дело».

- Ребята, прочитайте пословицу. И попробуйте объяснить её значение.

(Слайд 5)

- Что значит «гордиться своим именем»? Что значит «доброе имя»?

- Многие люди прославили свои имена добрыми делами. Кого из них вы можете назвать? Какие добрые дела они сделали?

- Есть ли среди великих людей ваши тески?

(Обсуждаем, приводим примеры.)

8. Подведение итогов.

- Ребята, вот и подошёл к концу наш урок.

- Понравился вам урок?

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Что для вас было самым интересным на уроке?

9. Домашняя работа.

- 1. Я вам предлагаю, прочитать сказки, в которых встречаются имена  героев Иван, Любава и тд. и подумать, какими качествами характера обладают эти  герои.

Либо 2. Найти информацию о наших знаменитых земляках, чем прославились их имена?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ранним солнечным утром. Оля встретила в парке одноклассника Ваню.

Слайд 2

Иринка, пришла в гости к подружке. А дома у неё оказалась бабушка, которая предлагает ей чай с печеньем.

Слайд 3

Мальчик, пытается узнать у незнакомого мужчины , как добраться до библиотеки.

Слайд 4

Ребенок заходит в класс. Многие ребята и учитель уже находятся в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки» Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо».

Конспект занятия в кружке «Волшебные ручки»Тема занятия: «Самое обыкновенное чудо». Цель: ·        научить детей с удовольствием мастерить, фантазировать и дела...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...