Для классного руководителя
классный час (3 класс)

 Низаметдинова  Айгуль  Мударисовна

Данные материалы представлены в помощь классному руководителю. Пользуйтесь на здоровье!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час по теме «Моя малая родина» по авторской программе

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи: 
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Эпиграф:

“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята, родители и гости нашего праздника! Мы рады сегодня вновь видеть вас всех. За лето вы все повзрослели, выросли, сил набрались, загорели. Во всех школах нашей огромной страны начинается новый учебный год.  И все повторяется: уроки, перемены, будни и праздники. Но все заботы и хлопоты начнутся завтра, а сегодня праздник! Праздник встречи с одноклассниками и учителями после долгой летней разлуки.

Учитель: 

Ребята, посмотрите  на доску. Отгадайте ребус:

Р 1 А

Дорогие ребята! Теперь, обратите внимание на слайд. Прочитайте тему занятия..
О малой родине. Что человек называет своей Родиной?

Учитель: Да, вы правы, сегодня мы будем говорить о нашей Родине, малой Родине.

Послушайте стихотворение З. Александровой в исполнении наших ребят.

Если скажут слово – Родина,

Сразу в память встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот. Лилияна

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор. Розалия

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок. Ильнур

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная, Алина

Но у всех она одна!

Учитель: А вы, ребята, как понимаете слово Родина? Что Родина для каждого из вас? (с этими словами учитель передает глобус детям, и они, передавая этот глобус, произносят одно слово, которое олицетворяет для них Родину: это леса, поля, луга, деревья, небо, облако, мой дом, двор, мои родители, мои друзья, школа …)

Учитель: (читает наизусть стихотворение)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды –

Звёзды мира над Кремлём.

Учитель: Откуда произошло само слово родина?Послушаем детей, которые нашли в словарях (толковом, этимологическом) слова, близкие по значению этому слову.

          1 ученик – Слово родина произошло от древнего  слова род, которое обозначает группу людей, объедененных кровным родством.Каждый из нас – потом какого – либо старинного древнего рода. Арина

         2 ученик – А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня).Он был посвящен богу  Роду. Адель
3.Вступительное слово.
А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? 
В какой стране мы с вами живем? 
Гражданином какой страны вы являетесь? 
Как называется столица нашей Родины? 
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. -


Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?(Слайд 3)
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. каждый из вас считает своей малой родиной?

Словом, малая Родина у каждого своя!

 Малая Родина –

 Островок земли.

 Под окном смородина,

 Вишни расцвели.

 Яблоня кудрявая,

 А под ней скамья –

 Ласковая малая

 Родина моя!

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.

4. Основная часть: У каждого человека малая родина своя.Ребята, где вы родились?к нам расскажет о своей малой родине(деревне, селе, городе)? молодцы!

Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»

 Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?
5. Проводится конкурс «Родня» .
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. 
РОДИЧ – родственник, член рода.
РОДНЯ – родственники.
РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД – нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина. 
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине , говорится в пословицах. (слайд 5)

6. (Игра составь пословицу)
Родина – мать, Родине служить. 
Жить- , умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
- Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие? 
(слайд 6)

Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
- Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

- Знаете ли вы знаменитых земляков?
- Что из истории своего края вы можете рассказать?

7. Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
o Особенности речи
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом – где он родился.

Родина начинается на пороге нашего дома.

Давайте построим свой дом счастья.

Мы будем строить свой дом по кирпичику .(каждый выходит и прикрепляет карточку со словами) любовь, дружба, красота, тепло, нежность, доброта, ласка, ответственность, справедливость, радость ,здоровье ,трудолюбие, уют, доверие ,веселье, простота, смелость , честность, взаимопонимание,требовательность,уважение.

-Вот мы и построили дом. В котором каждый может быть счастлив!

-Что нужно делать для того, чтобы наша малая Родина была красивой и зелёной, чтобы она становилась всё лучше и лучше?

-А что вы можете сделать для процветания посёлка?

-Понравился вам классный час?
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. 
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России! 
Оценивание активности ребят на занятии, спасибо за внимание.

Дети проходят в класс, здороваются с учителем, садятся.

 

Дети смотрят на слайд 
(Слайд.тема классного часа)
Один из учащихся читает название занятия:


Дети смотрят на

слайд(Слайд:карта России
РФ

РФ

Москва

Дети отвечают на вопросы.

Дети читают по слайд


.

Дети зачитывают значение слов со слайда


Дети складывают пословицу из разрезанных слов
(слайд дети зачитывают пословицы объясняют их значение)

Дети отвечают на вопросы.

(одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой) (Когда мы говорим о нашем селе, где мы родились и живём.)
дети отвечают на вопросы

дети отвечают на вопросы анкеты



Предварительный просмотр:

Просмотр видеофильма "Разговор ребенка с богом"

Ведущий :Здравствуйте, дорогие гости! В последнее воскресенье ноября в России отмечают особый праздник - День матери. Это праздник, к которому никто не может оставаться равнодушным. Ведь сколько бы нам ни было лет - пять или пятьдесят - нам всегда нужна мама, ее любовь, ласка, внимание, совет.

День матери – это замечательный повод, чтобы ещё раз сказать слова любви и признательности самому родному и близкому человеку, отдать дань уважения за любовь, за щедрые материнские сердца, за их заботливые и ласковые руки.

Какое самое первое слово?
Какое самое главное слово?
Какое самое светлое слово?
МА-МА

И хочется снова
Сказать его тихо,
Сказать его громко
Самое главное слово ребенка-
МА-МА

Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

Маме.

Становится доброй традицией

В один из ноябрьских дней

В любви признаться маме,

Сказать «спасибо» ей.

Она любит нас безгранично,

И нет той любви сильней.

И знаем мы все отлично,

Что жизнью обязаны ей.

Родная, любимая мама,

Я вновь повторять готов.

Расту я, и вместе со мною

Растёт и моя любовь.

под музыку «Мама» входят в зал ученики

Ведущий: Мама! Какое великое слово! Она дает жизнь своему ребенку. У мамы самое доброе, самое ласковое сердце, самые нежные, заботливые руки, которые умеют все. В ее сердце никогда не гаснет любовь!

Ваши любимые приготовили для вас слова благодарности, дорогие мамы!

 (Дети рассказывают стихи)

Сегодня мы все собрались на этот замечательный праздник наших дорогих, любимых мам! И наш праздник будет посвящен вам! Я предлагаю поиграть с нами, дорогие мамы.

1 конкурс Блиц-опрос

-Как выглядел Ваш ребенок, когда вы увидели его в первый раз?

-Какие песни Вы пели, усыпляя Вашего кроху? Напойте куплет.

-Назовите первое слово Вашего сына или дочки.

-Назовите самое первое стихотворение, которое Вы выучили вместе.

-Первый подарок, сделанный Вам Вашим ребенком.

-Где появились первые зубки у Вашего ребёнка: вверху или внизу?

-В каком возрасте Ваш ребёнок сделал первый шаг?

-Какое слово было первым: мама или папа?

-Какого цвета были волосы у Вашего ребёнка при рождении?

А теперь к вашему вниманию небольшие минисценки

Миниатюра 1 – «Цвет счастья».

Дочка: Мама, почему ты одета во все белое на этой фотографии?

Мама: Потому что это наша с папой свадебная фотография. Я была в этот

День очень счастлива, а белый цвет – это цвет счастья.

Дочка: Так – так! Тогда понятно, почему папа одет во всё черное!

Миниатюра 2 – «Два брата».

1 брат: Меня возьмут в кино. Мне сам папа сказал!

2 брат: А мне сама мама сказала, что тебя не возьмут.

1 брат: Но ведь папа самее мамы…Папа самее гораздо…

Миниатюра 3 – «Сказка».

Мама: Ну вот, мы и прочитали «Сказку о рыбаке и рыбке».

Дочь: Вот глупый старик! Просил у рыбки то новый дом, то новое

корыто, попросил бы сразу новую старуху!

2 конкурс “Пантомима”

Учитель: Ребята, вы постепенно росли и уже стали разучивать с мамами первые детские стихи. И когда вы путали строчки, мамы пытались вам подсказать. Как же они это делали?
Итак, мама получает записку с началом стихотворения и подсказкой-пантомимой показывает движения персонажей стихотворения, а её ребенок угадывает и рассказывает стихотворение до конца.

Варианты:

  • “Идет бычок, качается...”
  • “Уронили Мишку на пол...”
  • “Зайку бросила хозяйка...”
  • “Наша Таня громко плачет...”
  • “Мишка косолапый...”

Выступление детей песня «Мама, первое слово..»

3 конкурс “Угадай мелодию”

Учитель:  Вот сейчас конкурс для мам. Вы ещё не забыли детские песни из мультфильмов? Несколько секунд звучит фрагмент песенки, нужно угадать название песни или мультфильма. Можно немного пропеть.

Танец девочек

4 конкурс “В мире сказок”

Учитель: Сейчас мы проверим память и наблюдательность наших мам. Нужно ответить на вопросы:

1. В какой сказке впервые показан механизм семейного подряда? (“Репка”)

2. Сколько раз старик ходил к морю в “Сказке о рыбаке и рыбке”? Что приносил невод и что просил старик?  (Шесть раз ходил старик к морю: пришел невод с одною тиной, первый раз ходил – пришел невод с травою морскою, пришел невод с одною рыбкой; второй раз – просил корыто, третий раз – избу, четверый – жена хочет быть столбовою дворянкой, пятый – вольною царицей, шестой раз – владычицей морскою.)

3. В какой сказке говорится о плохой работе режиссера, о его злом характере и тяжелой судьбе актеров? (А.Толстой. “Приключения Буратино, или Золотой ключик”.)

4. Сколько раз князь Гвидон летал в царство царя Салтана и в кого он при этом превращался? (Три раза: комар, муха, шмель.)

5. Как звали героев сказки “Теремок”? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волк-зубами щёлк, Медведь.)

Выступление  детей «Частушки»

1. Кто сказал – частушки вроде,

В наши дни уже не в моде?

Только дело разве в моде

Если любят их в народе? Имилия

2 Если надо – мы станцуем,

Если надо – мы споем,

Не волнуйтесь наши мамы,

Мы нигде не пропадем!Динислам

3. Мама пишет сочиненье

И решает уравнение.

Получается, что “5”

Будем вместе получать. Люция

4. Мама спрашивает Васю:

– Чем ты, Вася, занят в классе?

Он задумался слегка

И ответил: – Жду звонка!Азамат

5. Вот почистить раз в году

Я решил сковородку.

А потом четыре дня

Не могли отмыть меня.Арсен Г.

6. Папа мне решил задачу,

В математике помог,

Мы потом решали с мамой

То, что он решить не смог. Диана

7. В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмел.

Но осталось от него

Три соломинки всего. Валерия

8. Ох, устали мы устали,

По хозяйству хлопотали.

Если надо вам помочь-

Позовите, мы не прочь!Амалия

9. Мы ребята удалые,

Хоть и ростом небольшие.

Принесли веселье вам,

Так похлопайте же нам!Ислам

4 конкурс «Узнай себя»

Перед вами, уважаемые мамы рисунки ваших детей, итак кто попробует узнать себя среди них?

5 конкурс "Рассуждалки” (для мам)

1.Это обычно бывает в сказке, а иногда в жизни. Так называют всё удивительное, необычное, волшебное. Когда оно свершается, мы всегда восхищаемся, радуемся (чудо).


2.Она бывает часто и во многих местах из-за неё приходится тратить время. Но если тебе что-то необходимо, то придётся смириться с ней. Постоишь сколько надо и получишь то, что хотел (очередь).

3.Она должна быть у каждого человека, но некоторые про неё забыли. Она помогает стать настоящим человеком. Когда ты неправильно поступаешь или зря кого-то обидел, она тебя мучает (совесть)


4.Если его нет, то и нет радости, без него не жизнь, а существование. Его всегда желают друг другу, особенно в поздравлениях. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье)


5.Каждый человек о нем мечтает, хочет, чтобы в жизни все было хорошо. Но никто не знает, где его искать. Есть сказочные птицы, которые его приносят (счастье)

Танец мальчиков

6 конкурс “Найди руки мамы”

Учитель: Каждая мама с детства гладит своего ребенка много раз, её руки такие теплые и нежные. Сейчас нужно образовать 2 круга: в одном – мамы девочек, в другом –мамы мальчиков. В каждый круг по очереди встают с завязанными глазами по одному ребенку, под музыку ходят по кругу и на ощупь определяют руки своей мамы.

7 конкурс “Школьная жизнь детей”

Учитель: Мамам необходимо ответить на вопросы о школьной жизни их детей.

1. Какие новые предметы появились у ваших детей в этом году?
2 . На какой день недели выпал День Знаний 1 сентября в этом году?
3. Сколько стоит завтрак в школьной столовой на 1 неделю?
4. Какие предметы изучают ваши дети в этом году по учебному плану?
5. По каким предметам у ребят появились в этом году новые учителя?
6. Сколько раз в неделю проходят уроки математики?
7. Сколько в классе мальчиков? девочек? 
8. Сколько детей в классе?

Учитель: Замечательно, все мамы интересуются жизнью своих детей в школе и вообще, в курсе всех событий. Так держать!

Песня «Мамонтенок»

Чудесные подарки мы

На праздник маме дарим

Цветов букеты яркие,

Воздушный красный шарик. (Вручение подарков)

Еще частушку дарим,

Звенит она и льется,

Пусть маме будет весело

Пусть мама улыбнется!

Вашему вниманию предлагается розыгрыш беспроигрышной лотереи

1, 18. Любителям острых ощущений.(Кнопки)

2, 19. Передатчик мыслей на расстоянии. (Конверт)

3, 20. Вам открыточки достались, так у нас и полагалось(Открытка)

4, 21. Вам достался карандаш, он был ничей, теперь он ваш.(Карандаш)

5, 22. Мы даем Вам в дар отменный пылесосик современный.(Кисточка)

6, 23. Практичней выигрыша нет, чем целлофановый пакет.(Пакет.)

7, 24. Палас 2 на 3.(Платок.)

8. Любишь сладкое аль нет - вот Вам горсточка конфет.(Конфеты.)

9, 25. Газеты следует читать, чтобы отлично мир Вам знать.(Газета.)

10, 26. Вешалка для малогабаритных квартир. (Гвоздь.)

11, 27. Стиральная машина "Малютка". (Ластик.)

12.Чтоб сохранить красивую прическу, Вам подарим мы расческу. (Расческа.)

13. Чтобы минула Вас ссора - съешьте яблоко раздора.(Яблоко.)

14. На нас просим не сердиться- крышка тоже пригодиться.(Крышка для банки.)

15, 28. Протяните Вашу руку- получите головку лука.(Лук.)

16. Счастье в руки Вам попалось, три картошки Вам досталось.(Картошка.)

17. Волновались Вы немало, но ведь проигрыша нет. На билет: свекла попала, чтобы делать винегрет.(Свекла)

Вам желаем, дорогие,

Быть здоровыми всегда!

Чтоб вы долго – долго жили,

Не старели никогда!

Пусть невзгоды и печали

Обойдут вас стороной,

Чтобы каждый день недели

Был для вас как выходной!

Пусть для вас сияет солнце,

Лишь для вас цветёт сирень

И пусть долго – долго длится

Самый лучший Мамин день!


Ведущий. – Сегодня мы собрались, чтобы сказать спасибо нашим мамам и бабушкам.
– За ваш труд! (Спасибо)
– За заботу! (Спасибо)
– За вкусные ватрушки! (Спасибо)
– За бессонные ночи! (Спасибо)
– За любовь! (Спасибо)
– За доброту! (Спасибо)
– За терпение! (Спасибо)

Дорогие мамы, у меня в руках волшебная ромашка. Она поможет узнать вам особенности вашей внешности и характера. Сорт этой ромашки называется «Самая-самая».

Учитель. – Еще раз с праздником, милые мамы! Пусть ваши лица устают только от улыбок, а руки от букетов цветов. Пусть ваши дети будут послушны, а мужья внимательны! Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Циклограмма работы классного руководителя.Основные направления деятельности классного руководителя.

Данный материал поможет классному руководителю в составлении плана воспитательной работы и системно запланировать воспитательную работу в начальной школе....

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Пособие для классного руководителя "Правовой портфель классного руководителя"

Предлагаемое пособие содержит пакет нормативно – методических и правовых документов для организации воспитательной работы в школе, права, обязанности, содержание деятельности классного руководителя....

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

Отчёт классного руководителя по воспитательной работе с учащимися 2_А класса МАОУ Гимназия №2г. Балаково Саратовской области за 2014-2015 учебный год. Классный руководитель Иванова Екатерина Семёновна

Классные, общешкольные творческие коллективные мероприятия, проведенные за этот период.Посещение выставок, музеев, кино, театров, библиотек, экскурсии. Работа с родителями: беседы, посещения на д...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...