Методическая разработка "Хранить память предков"
методическая разработка

Юрьева Майя Николаевна

Тема: «Хранить память предков» (урок-исследование)

Цель: создание условий для формирования и углубления знаний о духовно-нравственной культуре по сохранению памяти  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_hranit_pamyat_predkov.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Хранить память предков»

Тема: «Хранить память предков» (урок-исследование)

Цель: создание условий для формирования и углубления знаний о духовно-нравственной культуре по сохранению памяти  

Задачи:

Предметные

  • Способствовать формированию теоретических знаний и целостного представления об  общечеловеческих ценностях.
  • Способствовать углублению и расширению представлений о сохранении памяти.
  • Развивать способность к исследовательскому мышлению.
  • Способствовать приобретению функционального навыка исследования как универсального способа получения новых знаний.
  • Познакомить со структурой исследовательской работы, требованиями к ее написанию и представлению.
  • Научить использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности, работать с информацией, представленной разными средствами.
  • Формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, российской общности.
  • Формировать нравственные, эстетические взгляды, культуру общения и поведения.
  • Содействовать развитию речи учащихся: обогащение словаря, навыков речевого общения в деятельности.

Метапредметные

  • Развивать умение строить рассуждения, проводить сравнение.
  • Формировать УУД:
  1. Регулятивные УУД:

- принятие заданной учебной цели;

- развитие умения контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий;

- планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- адекватное принятие оценки взрослого.

  1. Познавательные УУД:

- обобщение полученных знаний;

- осуществление познавательного интереса к обучению.

  1. Коммуникативные УУД:

- создание условий для учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

- формирование умения работать в группе;

- контролирование действий партнеров;

- формирование эмоционально-позитивного отношения к учебному процессу;

- умение учитывать мнения одноклассников.

Личностные

  • Включаться в деятельность на личностно-значимом уровне.
  • Осознавать ответственность за общее благополучие ученического коллектива.
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к своей семье.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,  проблемный,  репродуктивный, исследовательский, работа в группе.

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, материалы для оформления структуры исследовательской работы на доске, конверты с заданиями для работы в группах, аудио или видеозапись Д.С. Лихачева «Память».

Оборудование для учащихся: раздаточный материал для работы в группах (иллюстративный материал, материалы для оформления, листы формата А3), листы для изготовления корабликов.

Ход урока

1. Организационный момент

1) Проверка готовности к уроку.

2) Эмоциональный настрой на урок.

- Добрый день! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной работе.

3) Повторение правил посадки.

2. Актуализация знаний

 - Перед вами лист бумаги. Возьмите его в руки. Давайте вспомним с вами, как сложить кораблик. (слайд 1 Схема изготовления)

- А теперь вернем все в первоначальный вид. Когда мы начнем складывать кораблик еще раз (повторно), сделать это будет гораздо проще – часть складок будет ложиться по прежним складкам. Как говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев – советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН: «Бумага обладает памятью». (слайд 2)

1) Словарная работа

- Память – слово хорошо вам знакомое.

- Давайте вместе с вами поговорим о памяти.

- Подберем к слову память нужное значение (из предложенных определений необходимо выбрать подходящие, учащиеся поочередно читают определения и  объясняют свой выбор). (слайд 3)

  • Это способности и высшие психические функции, относящиеся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков (память)
  • Одно из свойств нервной системы, заключающееся в способности какое-то время сохранять информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события, а также многократно воспроизводить и изменять эту информацию (память)
  • Избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных (внимание)
  • Умение контактировать с другими благодаря словам и звукам (речь)
  • Это психический процесс, который заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта, позволяющий накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, умений, навыков (память)
  • Способность создавать какие-то события мысленно, используя взятые из памяти картинки и образы (воображение)
  • Помогает накапливать опыт (память)
  • Это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали (память)
  • Способность понимать, мыслить, думать и формировать определенное отношение к конкретным вещам (сознание)

- Память – удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. 

2) Информационная минутка

- Давайте послушаем, что говорит Д. Лихачев о памяти  (включить аудиозапись, видеозапись или можно прочитать слова Д. Лихачева при отсутствии средств ТСО). (слайд 4)

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого… Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д. Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты… Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно.

3) Корректировка опорных знаний учащихся

- Среди значений, подобранных вами к слову память, есть значения психических процессов, с которыми вы хорошо знакомы и без которых, невозможно  представить нашу с вами жизнь, давайте определим вместе с вами, о каких психологических процессах идет речь.

  • Избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных – это внимание.
  • Способность понимать, мыслить, думать и формировать определенное отношение к конкретным вещам – это сознание.
  • Умение контактировать с другими благодаря словам и звукам – это речь.
  • Способность создавать какие-то события мысленно, используя взятые из памяти картинки и образы – это воображение.

- Каждый психический процесс, названный вами,  выполняет определенную роль в познании окружающего мира. Мы благодаря им усваиваем новую информацию, поступаем определенным образом в разных ситуациях. И именно эти психологические процессы помогут сегодня нам выполнить исследование по теме «Хранить память предков».

3. Открытие новых знаний

- Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний.

 - У исследовательской работы есть определенная структура, которой необходимо придерживаться: введение, основная часть, заключение.

- Введение содержит основные положения исследовательской работы. И включает  в себя: формулировку темы, актуальность исследования, цель исследовательской работы, задачи, методы исследования, практическую значимость.

(на доске схематично изображена структура исследовательской работы, которая будет заполняться в течение урока по мере изучения и выполнения определенных заданий учащимися)

- Тема исследования «Хранить память предков» (прикрепить на доске в специально отведенное место в схеме исследования или записать мелом).

- Дальше необходимо определиться с актуальностью. При обосновании актуальности исследования необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать. Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.

- Как вы думаете, эта тема актуальна в наши дни? Объясните, почему вы так считаете.

- Надо ли хранить память предков?

- Вся жизнь человека – это мгновения, которые сохраняются в памяти, как кадры на пленке, фотографии  в мобильном телефоне. И в этих мгновениях вся наша жизнь. В них – наша связь с самим собой, с другими людьми, со всем миром, поэтому так важно хранить память о прошлом [1]
- Сформулируем цель  исследования.

Цель: изучение значения и способов сохранения памяти (прикрепить на доске в соответствующем месте схемы или записать мелом)

- Поставим задачи (что необходимо сделать для достижения поставленной цели):

- Узнать, почему память дорога нам.

- Познакомиться с тем, как можно сохранять память предков.

- Выявить проблемы сохранения памяти предков.

(На заранее приготовленной схеме ключевые слова-глаголы уже записаны, обобщая ответы учащихся, учитель подводит их к задачам, записанным заранее на листках, которые прикрепляются на доске в соответствующих местах схемы)

- Как можно найти информацию по теме исследования?

(спросить у родителей, узнать у сотрудников музея, найти материал на сайтах Интернет, прочитать в книге и т.д.)

- Вот мы и обсудили с вами методы исследования (прикрепить в соответствующем месте схемы методы исследования: опрос, сравнение, наблюдение, анализ, изучение и обобщение).

- Первая часть – введение исследовательской работы, написана. Приступаем к написанию основной части. Проведем исследования и выясним, как можно сохранить память предков.

4. Практическая работа – исследование

1) Работа по группам (поиск информации)

- Работать будем по группам.

- Вспомним основное правило работы в группе: результат работы группы зависит от результата работы и ответственности каждого из ее участников.

- Приступим к выполнению исследований, а именно к сбору необходимого материала.

Задание для первой группы. Первая группа будет собирать необходимый материал для написания первого пункта основной части работы. Для этого необходимо составить текст, исключив лишние слова и подобрать необходимые иллюстрации для оформления (лист формата А3, необходимые иллюстрации, фломастеры цветные карандаши, ножницы, клей карандаш).

Текст

У многих кораблик дома есть старые кораблик семейные кораблик фото, бережно кораблик хранящиеся в кораблик альбомах. Пересматривая кораблик их, кораблик часто кораблик возникают кораблик вопросы «А кто на кораблик этом кораблик фото?», «Кем кораблик приходится кораблик мне этот кораблик человек?». Проходит кораблик время, уходят кораблик люди из кораблик жизни, прерываются кораблик семейные кораблик связи. Сохранить кораблик память о кораблик своих предках кораблик и передать её кораблик будущим кораблик поколениям кораблик в силах кораблик для каждого кораблик из кораблик нас. Пусть кораблик это будут кораблик лишь семейные кораблик фото кораблик дедушек, бабушек, родителей кораблик и детей, или кораблик большие кораблик генеалогические кораблик древа с корнями кораблик вглубь кораблик веков и кораблик обширными родственными кораблик связями – для кораблик каждой кораблик семьи важна кораблик и дорога кораблик своя история, и кораблик начать кораблик её составление кораблик не поздно кораблик в кораблик любой кораблик момент кораблик.

Задание для второй группы. Вам необходимо собрать слоги, для того чтобы прочитать деформированный текст, необходимый для написания второго пункта основной части нашей исследовательской работы. Познакомить с информацией, используя иллюстративный материал.

Текст

На род ные тра ди ции - часть куль ту ры лю бо го на ро да. А кул ьту ра - это мно го ве ко вой пласт, со сто я щий из це ло го комп лек са са мых раз ных куль тур ных цен нос тей. Хра нить па мять пред ков – зна чит пе ре да вать из по ко ле ния в по ко ле ни е род ной язык, на род ный фоль клор, пес ни, сказ ки, ле ген ды, на ци ональ ные ко стю мы, про мыс лы, ре месс ла, осо бен нос ти при го тов ле ния блюд и на пит ков. Это цен ней шее куль тур ное дос то я ние на ро дов, ко то рое не об хо ди мо ос ва ивать, лю бить, бе речь.  

Задание для третьей группы. Собрать пазлы для того, чтобы получить необходимый материал для написания 3 пункта основной части исследовательской работы. Познакомить с содержанием своей части остальных, используя иллюстрации, помогающие понять суть работы.

Текст

Человечество на протяжении всей своей истории постепенно накапливало различные достижения, которые имели большую значимость для людей. Самое ценное из этого люди увековечили, чтобы сохранить память о себе, о своей истории и культуре. Так появились памятники истории и культуры, которые передают нам знания, опыт и дух ушедших эпох. Хранить память предков – это значит бережно относится к архитектурным, историческим, природным памятникам, олицетворяющим эпохи и людей, которые в них жили.

- Сбор материала, к которому вы сейчас приступите – это  исследовательское мастерство, которое заключается в использовании  знаний вне школьной программы, в достоверности результатов, в глубине проработки темы, определенной структуре и логике работы.

- Но свою работу еще необходимо представить. Оценивается  язык и стиль изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, качество оформления работы, умение отвечать на вопросы. Поэтому обратите внимание на эти критерии оценивания.

2) Представление выполненной работы

- Итак, время работы над исследованием  подходит к концу. Давайте познакомимся с результатами ваших трудов.

- Первая группа, вам слово.

У многих дома есть старые семейные фото, бережно хранящиеся в альбомах. Пересматривая их, часто возникают вопросы «А кто на этом фото?», «Кем приходится мне этот человек?». Проходит время, уходят люди из жизни, прерываются семейные связи. Сохранить память о своих предках и передать её будущим поколениям в силах для каждого из нас. Пусть это будут лишь семейные фото дедушек, бабушек, родителей и детей, или большие генеалогические древа с корнями вглубь веков и обширными родственными связями – для каждой семьи важна и дорога своя история, и начать её составление не поздно в любой момент.

(материал, представленный группой, прикрепляется на доске в соответствующую часть схемы)

Вопросы:

- Вы представили один из способов сохранения памяти, давайте сформулируем название (озаглавим ваш пункт).

- Родословная. (подписать маркером в самом верху работы)

- А как родословие связано с фотографиями?

- Будут ли вопросы по теме выступления у других групп? Согласны ли вы с тем, что  сохранение родословной является частью сохранения памяти предков?

- А как правильно надо хранить фотографии в семейном альбоме? Что надо делать для того, чтобы они были информативны в дальнейшем? Можно ли сохранить память о родственнике, если не осталось его фотографий? Как это сделать?

- Подведем итог вашего выступления, вашей работы.

- Слово для выступления второй группе. Просим вас представить материал по теме исследования.

Народные традиции - часть культуры любого народа. А культура - это многовековой пласт, состоящий из целого комплекса самых разных культурных ценностей. Хранить память предков – значит передавать из поколения в поколение родной язык, народный фольклор, песни, сказки, легенды, национальные костюмы, промыслы, ремесла, особенности приготовления блюд и напитков. Это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.  

- Подберем название для вашего пункта.

- Духовное наследие. (подписать маркером в самом верху работы)

(материал, представленный группой, прикрепляется на доске в соответствующую часть схемы)

- Можно ли так назвать один из способов сохранения памяти предков. Объясните, почему вы так считаете.

- А есть ли у вас в семье традиции? Поделитесь с нами.

- Расскажите, почему из всего многообразия предложенного вам иллюстративного материала, вы воспользовались именно этим, чем вы руководствовались при выборе?

- Действительно ли сохранение духовного наследия помогает сохранить память предков?

- Давайте оценим работу группы.

- Третья группа готова представить свою работу. Пожалуйста, вам слово.

(материал, представленный группой, прикрепляется на доске в соответствующую часть схемы)

Человечество на протяжении всей своей истории постепенно накапливало различные достижения, которые имели большую значимость для людей. Самое ценное из этого люди увековечили, чтобы сохранить память о себе, о своей истории и культуре. Так появились памятники истории и культуры, которые передают нам знания, опыт и дух ушедших эпох. Хранить память предков – это значит, бережно относится к архитектурным, историческим, природным памятникам, олицетворяющим эпохи и людей, которые в них жили.

- Вопросы вашей группе:

- Отношение людей к историческим местам, к объектам культурного наследия действительно оказывают влияние на сохранение памяти предков? Приведите свои примеры.

- Какое название запишем для вашего пункта исследования? (памятники истории и культуры).

- Расскажите, какие объекты культурного наследия вы представили в своей работе. Почему выбрали именно их?

- Есть ли  вопросы к группе?

- У нас с вами в основной части работы получилось три пункта. И в каждом из них вы говорили о том, как сохранить память предков.

- Подведем итог: сохранение родословия (родословной), сохранение духовной культуры (песни, традиции и т.д), сохранение объектов культурного наследия (архитектурные, исторические, природные памятники) – все это способствует сохранению памяти предков.

5. Физминутка

- Мы много работали, выполнили большую часть исследовательской работы. Предлагаю немного отдохнуть и проверить, как вы внимательно слушали докладчиков. Поиграем в игру. Правила следующие: если прочитанное мной, помогает сохранить память предков – встаем, если нет – остаемся сидеть на своем месте.

- Сохранение памяти предков заключается в:

  • в поминании по старинным обычаям ушедших из жизни родных, близких и друзей (правильно);
  • в том, чтобы отмечать праздники, имеющие значение в каждой отдельно взятой стране (9 Мая и т.д.) (правильно);
  • в передаче из поколения в поколение родного языка, народного фольклора, песен, сказок, легенд, национальных костюмов, промыслов, ремесел, особенностей приготовления блюд  и напитков (правильно);
  • в семье память предков выражается в знании своей генеалогии, желании сберечь старинные фотографии, фамильные реликвии (правильно);
  • в реабилитации невинно осужденных и перезахоронении убитых в военные годы (правильно);
  • вандализм и иные действия, связанные с порчей культовых сооружений (не правильно);
  • в следовании принципам доброты, самопожертвования, благородства, традициям военного дела (казачество и т.д.) (правильно);
  • в изучении генетики человека, археологические раскопки, позволяющие узнать больше из жизни людей различных культур (правильно);
  • уничтожение не нужных вещей, принадлежащих пожилым родственникам (не правильно);
  • в бережном отношении к архитектурным, историческим, природным памятникам, олицетворяющим эпохи и людей, которые в них жили (правильно);
  • присвоение городам, населенным пунктам и улицам имен знаменитых или простых людей, отличившихся особенным героизмом, вкладом в науку, искусство, музыку и т.д. (правильно).

6. Обобщение изучаемого

- В любой исследовательской работе есть заключение – это краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач.   

Почему память дорога нам?

Как можно сохранять память?

Какие проблемы возникают при сохранении памяти предков?

- Ответы на эти вопросы и будут нашим заключением в работе. (на схеме разместить заранее подготовленные выводы, которые обсуждаются с учащимися в ходе ответов на вопросы поставленных задач)

7. Подведение итогов

- Подводя итог исследовательской работы, хочется отметить, история человечества насчитывает не одно тысячелетие, и все это время люди рождались, создавали семьи, радовались своим победам и достижениям, печалились, грустили, делали великие открытия, воевали, показывали нам примеры мужества и героизма. Их дети и внуки являлись продолжателями рода и хранили в памяти события жизни своих праотцов, отдавая дань их существованию, перенимая их обряды, прививая любовь к предшествующим поколениям своим детям. Сохранение памяти по сей день считается одной из самых важных традиций. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Постараемся сделать все возможное, чтобы наше поколение не  утратило интерес к своему национальному прошлому, к своей национальной культуре. Без прошлого нет  будущего. (слайд 5)

8. Домашнее задание

- Исследовательская работа по теме «Хранить память предков» написана. Но исследование по этой теме вы закончите дома, познакомившись еще с одним способом сохранения памяти. Благотворительность, меценатство – что это? И как это оказывает влияние на сохранение памяти предков, вы узнаете на стр. 136-141 учебника.

9. Рефлексия

- Какие знания вы сегодня приобрели на уроке?

- Эти знания вам пригодятся в жизни?

- Предлагаю вам, по памяти и, используя память бумаги, о которой говорил Д.С. Лихачев, сложить кораблик.

Куда летишь? К каким пристанешь берегам,
Корабль, несущий по волнам
Судьбы великого народа?
Что ждет тебя? Покой иль бурей непогода?
Погибнешь иль придешь со славою к векам,
Потомок древних сосн, Петра рукою мощной
Во прах низверженных в степях, где Белы полнощный,
Дивясь, зрел новый град, возникший средь чудес?
Да будет над тобой покров благих небес!
Мы видели тебя игрой сердитой влаги,
Грозой разбитый мачт конец твой предвещал;
Под блеском молний ты носился между скал,
Но силою пловцов, чад славы и отваги,
На якорь опершись, ты твердо устоял.
Недаром ты приплыл погибельные мели,
И тучи над тобой рассек приветный свет;
Обдержанный под бурей бед,
Незримым кормщиком ты призван к славной цели.
Шести морей державный властелин,
Ты стой в лицо врагам, как браней исполин!
Давно посол небес твой страж, орел двуглавый
На гордом флаге свил гнездо побед и славы.
Пускай почиет днесь он в грозной тишине,
Приосенив тебя своим крылом обширным!
Довольно гром метал ты в пламенной войне
От утренних морей к вечерней стороне.
Днесь путь тебе иной: теки к победам мирным!
Вселенною да твой благословится бег!
Открой нам новый мир за новым небосклоном!
Пловцов ты приведи на тот счастливый брег,
Где царствует в согласии с законом
Свобода смелая, народов божество;
Где рабства нет вериг, оков немеют звуки,
Где благоденствуют торговля, мир, науки,
И счастие граждан — владыки торжество!

- Это замечательное стихотворение написал Вяземский Петр Андреевич, русский поэт, литературный критик, историк, переводчик.

- Наш урок подошел к концу. Большое спасибо за сотрудничество, за продуктивную работу на уроке, за ваше желание узнать новое.

- Предлагаю тем, кто считает, что надо хранить память предков отправить свои кораблики в плавание.

 Источники

  1.  https://www.kritika24.ru/page.php?id=33581


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Узелки на память. Чтение текстов по теме "На что и клад, когда в семье лад". ( система учебников "Перспектива")

Урок   "Узелки  на память.Чтение текстов по теме « На что и клад, когда в семье лад"  должен обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений Л.Н. Толстого и ...

Методическая разработка "Этюды на память физических действий"

Для педагогов дополнительного образования...

Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония

В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...

Методическая разработка "Одежда и обувь наших предков"

   Методическая разработка в помощь педагогам – организаторам, педагогам дополнительного образования.. Конспект занятия составлен для учащихся начальных классов. Все теоретическ...

Конспект урока "Хранить память предков"

Конспект урока "Хранить память предков"...