Доклад по теме "Проблема адаптации детей в летнем лагере: почему и как с этим справиться..."
статья

Боровская Наталья Михайловна

Доклад по теме "Проблема адаптации детей в летнем лагере: почему и как с этим справиться..." полезен для воспитателей и вожатых летних лагерей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_adaptatsiya_detey_v_letnem_lagere.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

по теме: Проблема адаптации детей в летнем лагере: почему и как с этим справиться…

        Подготовила: Боровская Н.М.

Проблема адаптации детей в летнем лагере

 

«Как ты повзрослел, как ты похорошела, тебя совсем не узнать» - такие отзывы часто можно услышать о ребятах, вернувшихся из детских летних оздоровительных лагерей. Летний лагерь предоставляет ребятам возможность приобретения нового опыта, проверки своих возможностей, способностей, большой эмоциональный подъем, общение с новыми друзьями, расширение кругозора, знакомство с новыми местами.

Однако особенности организации летнего отдыха влияют на психологическое состояние детей неоднозначно.

К таким особенностям относятся:

  • небольшая продолжительность лагеря (в среднем 18 дней) и дети не всегда успевают адаптироваться;
  • насыщенная, в основном коллективная деятельность детей;
  • ребята не знакомы друг с другом или мало знакомы (коллектив);
  • необходимость подчинения жестким требованиям режима дня и правилам поведения, а подростки в основном ехали с установкой на свободу и независимость;
  • непонимание частью детей, куда они попали, и чем будут заниматься
  • ограничение пространства лагеря, как следствие – дисциплинарные нарушения;
  • контингент детей (от смены к смене может быть очень разным).
    Проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу:
  • определенная растерянность детей в начале смены и непонимание, что от них требуется;
  • к середине лагерной смены (9-10 день) усталость и спад активности
  • возрастание количества заболеваний, как защитная реакция организма
  • психологические стрессы
  • личностные проблемы обостряются – проблемы лидеров;
  • погружение в интенсивную деятельность, в сочетании с необходимостью одновременного выстраивания внутригрупповых связей, может привести к переутомлению участников, возникновению внутригрупповых конфликтов, общей неудовлетворенности и негативной оценке происходящего
  • если дети младшего школьного возраста – еще большое ощущение одиночества, дискомфорта, т.к. многие из них впервые выезжают из дома.

Выделяют 3 пика трудностей, приходящихся на определенный период лагерной смены:

  1. Первый пик трудности (приходится на орг.период – 3-й день) - кризисный период, когда отношения в отряде становятся очень напряженными, приходится, как правило, на третий день после приезда. Смена обстановки, обилие новых знакомств, эмоциональная загруженность - все это способствует нарастанию конфликтной ситуации в детской среде. Потому его еще часто называют «пиком эмоциональной усталости», Необходимо провести мероприятия, которые снимают напряженность у детей, дают им ощущение успеха и заряд бодрости на ближайшие дни.
  2. На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 12-13 день). Привыкнув к определенному образу жизни, ребята начинают скучать, их мало что интересует. В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и вожатыми.
  3. Заключительный период начинается за три дня до конца смены. На эти дни приходится третий пик трудности - «пик усталости». С одной стороны, ребята устали жить в большом коллективе, соскучились по своим родным и хотят поскорее вернуться домой. С другой стороны, не хочется расставаться с яркой лагерной жизнью. Не улучшает настроения и предчувствие скорого расставания с друзьями. Но ведь грусть может быть светлой. Пусть в начале смены каждый ребенок напишет письмо со своими пожеланиями, а на последнем «огоньке» Вы зачитаете эти письма.

Объективные критерии, характеризующие результативную сторону адаптации:

  • адекватность поведения (активность, дисциплинированность, участие в игровой и других видах деятельности);
  • степень реализации внутриличностного потенциала (стремление ребенка различные виды деятельности реализовать свой творческий потенциал);
  • статус в группе и стремление к его повышению;
  • компетентность в общении;
  • способность к самоконтролю и организации собственной деятельности;
  • способность к конструктивному разрешению неожиданных трудностей.

Задачи деятельности педагога-психолога в ЛДП:

  1. Создание  психологически комфортных условий  для развития коммуникативной компетенции у воспитанников 
  2. Осуществление психофизического  оздоровления  несовершеннолетних,  снятие нервного и мышечного напряжения, помощь в адаптации средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии,  арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, аутотренингов.
  3. Проведение  психолого-педагогической  диагностики психоэмоционального состояния субъектов воспитательного процесса с целью оказания им  своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и  коррекционно-развивающей деятельности.
  4. Развитие  у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию  психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего оздоровительного лагеря.

        

Как уже было сказано одним из направлений работы педагога-психолога в ДЗООЛ является помощь детям в адаптации к жизни в лагере. Данная работа должна проводиться всесторонне, как воспитателем отряда, так и педагогом-психологом. Наиболее удачные результаты приносит использование аутогенных тренировок.

 

Способность человека к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает и его эффективную адаптацию в окружающем мире и результативность любой деятельности. Обучать управлять своим психофизическим состоянием надо начинать с детских лет.

Дети - это своеобразный индикатор "атмосферного" комфорта. Они не говорят, как взрослые, об усталости, но то, что они устают, взрослый должен понимать, так как любая деятельность даже при условии, что она захватывает и приносит удовольствие - в результате выражается в усталости.

           АТ - способ предупреждения и снятия психоэмоционального напряжения, быстрое восстановление сил, управление своими эмоциональными состояниями. По своей сути является здоровьесберегающей технологией.

Ключевым моментом в аутогенной тренировке является способность достичь аутогенного погружения (полудремы), в котором образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную нервную систему, не управляемую волей человека.

Значение освоения детьми приемов аутогенной тренировки переоценить трудно. В ряду самых необходимых человеку навыков здорового образа жизни они стоят в числе первых. Человек, владеющий приемами аутогенной тренировки, в состоянии не только «охранять» свою нервную систему, но и научиться регулировать с их помощью некоторые отклонения в своем здоровье, недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки.

Особенности аутогенного воздействия:

  • Внимание – активная тренируемая концентрация;
  • Память на текущие события – полностью сохранена;
  • Мышление – активное, целенаправленное, преобразующее;
  • Релаксация – активно тренируется и усиливается в процессе тренировок;
  • Приобретаются навыки самовоздействия и сохраняются на неопределенно долгий срок

Процесс освоения детьми приёмами аутогенной тренировки имеет свои особенности:

- Он предлагается детям в игровой форме.

- Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Именно поэтому целесообразно включить их в режим дня детей. В режим дня детей такие тренировки могут включаться утром, днем или вечером. При этом следует помнить, что ее можно проводить не ранее, чем через час после еды.

- Сеанс аутогенной тренировки лучше проводить в затемненной комнате.

Непосредственное проведение сеанса аутотренинга возможно только после предварительного обучения:

1 этап – позам. На этом этапе детей обучают принимать позы:

  • Кучера – Обучаемый сидит на стуле, голова слегка опущена, предплечья свободно лежат на передней поверхности бедер, кисти свешены и расслаблены, ноги удобно расставлены,
  •  лотоса,
  • пассивную позу – пациент сидит в мягком кресле с прямой или (лучше) слегка отклоненной высокой спинкой. Затылок и спина удобно и мягко опираются о спинку кресла, руки расслаблены, лежат на подлокотниках, ноги немного расставлены
  • позу лежа – пациент лежит на спине на мягкой кушетке или на постели, голова слегка приподнята на низкой подушке, руки свободно лежат вдоль туловища, несколько согнуты в локтевых суставах, ладонями вниз, ноги вытянуты и немного разведены носками кнаружи.

2 этап – по управлению дыханием и функционированием мышц, внутренних органов без опоры на волевые усилия. Важно научить детей отдаваться потоку представлений. Этому помогает эффективное использование образов сказочных персонажей, любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют.

3 этап – по освоению всего комплекса формулы самовнушения: "Покой — тяжесть — тепло (в верхнем и нижнем поясах конечностей). Сердце и дыхание спокойны. Живот теплый. Лоб прохладный. Дыхание глубокое. Открыть глаза».

Причина неуспеха в этой деятельности может быть в бессистемности и больших перерывах в работе.

Примечания:

1. В методиках работы с детьми путём аутогенных тренировок указывают, что такие формулы самовнушения как «Моя правая рука тяжелая; Правая рука тёплая; Левая нога тяжелая и т.д.» целесообразно повторять несколько раз, а затем включать формулу: «Мне хорошо, я спокоен» (1 раз).

2. При выходе из состояния, если сначала открыть глаза и только потом активизировать мышцы и дыхание — выход из состояния релаксации замедлится. Может сохраниться чувство тяжести, появиться ощущение покалывания, похожее на то, когда затекут руки или ноги. Приказ выхода должен отдаваться решительно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педикулёз - что это такое и как с этим справиться.

Небольшая статья о педикулёзе и средствах его устранения....

Программа летнего лагеря "ГАРМОНИЯ" с дневным пребыванием детей

Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, активизации деятельности ОУ по развитию детского отдыха и занятости, развития личности ребёнка в каникулярны...

Программа летнего лагеря "Последний герой" с дневным пребыванием детей

Программа состоит из пояснитльной записки,в которой указана актуальность её разработки,цель и задачи, принципы и этапы её реализации,основные направления,ожидаемый результат.Логика построения смены...

Программа летнего лагеря "Солнышко" с дневным пребыванием детей

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-н...

игра для детей в летнем лагере

Игра для детей на летней площадке "Лисы и охотники"...

"Весеннее обострение". Как с этим справиться?

Проявления. Рекомендации психолога....

Доклад: Обобщение опыта" "Адаптация детей - сирот и лиц с ОВЗ

Создание благоприятного климата для обучающихся из числа детей -сирот,детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц с ОВЗ и инвалидностью проживающих в общежитии, помощь в адаптации ...