Педагогический опыт
материал

Хлучина Юлия Евгеньевна

В статье представлен педагогический опыт воспитателя группы продлённого дня

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение собственного педагогического опыта по теме: «Формирование навыков безопасного поведения младших школьников во внеурочной деятельности  в условиях ФГОС»

 воспитателя группы продлённого дня  Хлучиной Юлии Евгеньевны

В наибольшей безопасности тот,

кто начеку, даже когда нет опасности.

Венс Сайрус

Введение

В настоящее время проблема безопасности – одна из самых приоритетных задач нашего общества. Вопрос безопасного поведения является основным, потому что современное общество все чаще сталкивается с проблемами неосознания, как правильно поступить в постоянно меняющихся ситуациях.

Начальная школа считается важным этапом жизни ребенка, которое определяет дальнейшее его развитие. В рамках данного периода происходит интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского мышления, развитие личности и социального поведения. В данном возрастном периоде существует потребность в поиске путей становления у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и готовности к безопасному поведению в повседневной жизни. Отсюда актуальным становится изучение представлений современных детей о безопасности, так как именно представления регулируют поведение человека и создают основу для целенаправленного формирования структуры правового сознания, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Проблема формирования безопасного поведения школьника в процессе обучения на сегодняшний момент является актуальной. Ведь период младшего школьного возраста является наиболее главным периодом в становлении и формировании здоровья и навыков безопасного поведения, а также физического и психического состояния, из которого в дальнейшем будет складываться основы здорового образа жизни.

Младший школьный возраст - это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. Основным новообразованием младшего школьного возраста является рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей.

Основная задача в формировании безопасного поведения у младших школьников – предоставить ребенку знания об особенностях основных видов опасных ситуаций и умения организовывать в связи с ними правильное (безопасное) поведение. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей должна проводиться систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности, чтобы полученные знания ребенок выразил через художественно-творческую деятельность, реализовал в играх и повседневной жизни за пределами школы.

Технология опыта по формированию безопасного поведения младших школьников во внеурочной деятельности

В своей работе я выделяю следующие этапы по формированию безопасного поведения:

  1. Информационный, когда учащиеся получают знания об опасностях, их преодолении и предотвращении.
  2. Мотивационный, когда вырабатывается мотивация навыков безопасного поведения.
  3. Тренировочный, предполагающий углубленные занятия по формированию необходимых навыков.

 Практика показала, что наиболее эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения, является создание проблемно-игровых ситуаций, моделирование проблем, требующих правильного разрешения. Особенность проблемно-игровых ситуаций в том, что они являются связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасного поведения и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования проблемно-игровых ситуаций.

Для установления младшими школьниками  причинно-следственных связей я учу их высказываться о том, что они видели на улице, развиваю предвидение опасных ситуаций, учу обращать внимание на опасные места возле дома, школы, на улице, дороге, в лесу, на пикнике. Через создание проблемно-игровых ситуаций формируется умение находить выход, устанавливая связь между тем, что известно, и тем, что нужно узнать, чтобы найти верное решение проблемы. Поэтому важно поддерживать у детей интерес к поиску новых знаний, умение анализировать, ставя перед ними проблемные ситуации. Перенося свои знания в игровую, бытовую деятельность, ученик свободно принимается за дело, сотрудничает с другими, договаривается. У него повышается адаптивность к изменяющимся условиям жизни. 

Игровая деятельность в процессе внеурочной деятельности в группе продлённого дня даёт мне возможность:

  • познакомить младших школьников с источниками опасности в школе, на улице, в природе, уточнить и систематизировать данные представления;
  • учить различать потенциально опасные предметы;
  •  сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

При работе по формированию навыков безопасного поведения мною часто используется групповая форма работы.

На мой взгляд, главными особенностями организации групповой работы учащихся в формировании навыков безопасного поведения являются:

  • деление класса на группы для решения конкретных ситуаций;
  • каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под руководством воспитателя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы будет непостоянным, он  подбирается с учетом индивидуального уровня знаний в области той или иной сферы безопасного поведения;

Работая над формированием навыков безопасного поведения младших школьников, я затронула 4 блока:

  1. Безопасность в быту
  2. Безопасность на дороге
  3. Безопасность в природе
  4. Пожарная безопасность

Формами организации являлись: беседы, диалоги, викторины, проекты, ролевые игры.

По теме «безопасность в быту» с младшими школьниками мы обсуждаем вопросы безопасного поведения дома, в саду, в огороде. Рассматриваем и разбираем основные опасности окружающие нас дома, причины и помощь при отравлении, правила поведения на балконе и у открытого окна, как обращаться с домашней аптечкой. А так же внимание уделяется основным страхам, с которыми может столкнуться человек при возникновении опасных ситуаций. Наши занятия включают в себя просмотр видеороликов, просмотр презентаций, беседы по основным вопросам, создание проектов, сюжетно-ролевые игры и проблемно-игровые ситуации. Так же большое внимание уделяется обсуждению личного опыта младших школьников при встрече с опасными ситуациями и их разрешением.

По теме «безопасность на дороге» мы обсуждаем вопросы безопасного поведения на дороге, во время прогулки, рассматриваем основные опасности окружающие нас на дороге, причины и помощь при ДТП, правила поведения на прогулке. С учащимися рассматривался безопасный путь от школы до дома и обратно, правила безопасного поведения при переходе дороги и улицы, обязанности пассажиров и водителей.  Занятия включали в себя просмотр видеороликов о несчастных случаях на дороге, вследствие неправильного поведения,  просмотр презентаций, беседы по основным вопросам, создание проектов, сюжетно-ролевые игры и проблемно-игровые ситуации. С младшими школьниками я так же провела экскурсии по пришкольному участку, в ходе которых обсуждались всевозможные опасные ситуации и правила их разрешения. Так же в ходе изучения данного раздела проводилась акция «Внимание, дети!». Она включала в себя дорожную экскурсию с обсуждением дорожных знаков и разметок и встреча с инспекторами ГИБДД. Так же большое внимание уделяется обсуждению личного опыта младших школьников при встрече с опасными ситуациями на дороге.

По теме «безопасность на природе» с учащимися обсуждаю вопросы безопасного поведения в природе, провожу  беседы о важности соблюдения безопасного поведения в природе. В окружающей среде, как нигде, нас окружают слишком много опасных ситуаций. И именно от человека зависит исход данных ситуаций. Рассматриваем опасные ситуации во время похода, правила безопасного поведения при встрече с опасными животными и насекомыми. Так же большое внимание в данном разделе отвожу основам безопасного поведения на водоёмах в различное время года. С младшими школьникам создавался проект «Ядовитые и полезные грибы и ягоды». Большое внимание уделяю обсуждению личного опыта младших школьников.

По теме « пожарная безопасность» с  учащимися обсуждаем вопросы безопасного поведения с электроприборами и пожароопасными предметами. Рассматриваем основные опасности во время пожара, причины  пожаров и первая помощь, правила поведения при возникновении пожара. Занятия включали в себя просмотр видеороликов о причинах и последствиях пожара в доме, в школе, в лесу, просмотр презентаций, беседы по основным вопросам, создание проектов, сюжетно-ролевые игры и проблемно-игровые ситуации. А так же с учащимися проводилась экскурсия в пожарную часть, где пожарные ознакомили их с оборудованием, пожарными машинами, и дали важные советы для предотвращения пожаров. Большое внимание уделялось обсуждению личного опыта младших школьников.

Наиболее значимым для эффективного формирования навыков безопасного поведения младших школьников является такое педагогическое условие, как использование проблемно-игровых ситуаций

Для примера беру анализ проблемной ситуации в занятии «Электричество – опасно ли оно?»

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с картинками, лист с заданиями на каждого ученика, ручка.

Ход занятия: воспитатель предлагает учащимся разобрать сложившуюся проблемную ситуацию, и раздаёт каждому лист с заданиями. Предлагается рассмотреть на экране картинку с проблемной ситуацией.

Ситуация: «Соня решила помочь маме и  погладить белье. Но почему-то утюг не нагревался. «Наверное, сломался», - подумала Соня, потрогала вилку, подергала шнур, попыталась плотнее всунуть вилку в розетку, и ушла заниматься другими делами, решив погладить позднее, когда придет папа и починит утюг.

Задания:

1. Расскажите, какие ошибки допустила Соня?

2. Скажите, что может случиться, если Соня не вспомнит об утюге, стоящем на платье, не вернется быстро в комнату.

3. Раскаленный утюг стал причиной пожара. Помогите Тане справиться с опасностью.

Расставьте против ответов цифры в кружочках в таком порядке, в котором надо действовать Соне. Объясните, почему вы так думаете.

 − Взять утюг и убрать его с горящей вещи.

 − Бежать за водой и заливать пламя.

 − Выдернуть шнур с вилкой из электросети.

4. Что может случиться, если оставить огонь без присмотра? Сделайте вывод.

5. О чем забыла Соня, желая сделать хорошее дело - помочь маме по хозяйству?

6. Запомните правила безопасного поведения дома при обращении с огнем и электроприборами:

Никогда не оставляйте огонь без присмотра!

Утюг можно ставить только на специальную подставку.

Нельзя чинить приборы, включенные в розетку.

Нельзя дотрагиваться до розеток, выключателей и включенных приборов мокрыми руками. Удар током может быть смертельным.

7. Предлагаю вам нарисовать рисунок показывающий, как Соне следует поступать правильно.

В процессе проигрывания проблемных ситуаций, я обращаю внимание на проявление интереса к выполнению заданий. Большинству учащихся интересна проблема безопасного поведения в различных условиях. Ребята поднимают руку, а так же охотно принимают предложенную им роль в проигрывании проблемных ситуаций. Проявленный интерес к изучению проблемы безопасного поведения говорит о том, что у большинства младших школьников преобладает высокая мотивация к изучению безопасного поведения в различных условиях.

Результативность опыта по формирования безопасного поведения младших школьников во внеурочной деятельности

 Излагая выше сказанное, я считаю, что проведённая мною работа по формированию безопасного поведения младших школьников во внеурочной деятельности дает положительный результат. Результативность моего опыта состоит в том, что применение разнообразных формы и методов работы формировании безопасного поведения помогли мне расширить работу с детьми по развитию безопасного поведения. Получив необходимые знания в ходе различных мероприятий, у детей сформировался алгоритм правильных действий при опасных ситуациях. А так же младшие школьники научились справляться со своим страхом, тревогами при возникающих опасных ситуациях. Воспитанники моего класса расширили свои знания об опасностях в быту, природе, на дороге, во время пожара.

В ходе проведенной работы мне удалось решить следующие задачи:

-выявить исходные знания учащихся о безопасном поведении в различных условиях;

-выработать мотивацию для изучения безопасного поведения в различных условиях;

-разработать  методы, формы, приёмы для развития безопасного поведения.

Таким образом, цель работы была достигнута.

Список литературы

  1. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников / И.А. Баева, В.В. Семикин. – Текст: непосредственный  // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании: материалы Всероссийской конференции. – Москва: МЖ РФ, 2009. − С. 7–19.
  2. Бакунина, М.И. Основы здорового образа жизни: 1–4 класс / М.И. Бакунина. – 5-е изд. – Москва: Русское слово — учебник, 2017. – 65 с.– ISBN 978-5-533-00174-8. – Текст: непосредственный.
  3. Гордиенко, М.В. Изучение младшего школьника с позиции выявления качеств личности безопасного типа поведения / М.В. Гордиенко. – Текст: непосредственный. // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». – 2008. – №6. – С. 118–122.
  4. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации: практическое пособие / О.В. Дыбина. – Москва: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с. – ISBN 978-5-86775-340-5. – Текст: непосредственный
  5. Коган, М.С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! Познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками: методическое пособие: [12+] / М.С. Коган. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2009. – 220 с.– ISBN 978-5-379-01138-3. – Текст: электронный.
  6. Лебедева, И.В. Создание психологически безопасной образовательной среды как средство повышения успеваемости обучающихся в начальной школе / И.В. Лебедева– Текст: непосредственный. // Психологическая наука и практика образования: психологическая безопасность и развивающий характер образовательной среды : материалы III Всероссийской научно-практической конференции. − Красноярск, 2009.–165 с.
  7. Медникова, Л.А. Педагогические технологии в начальном образовании: учебное пособие / Л.А. Медникова, А.Р. Лопатин ; Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова. – Кострома: Костромской государственный университет (КГУ), 2015. – 268 с.– ISBN 978-5-7591-1463-5. – Текст: непосредственный.
  8. Обухова, Т.А. Формирование культуры безопасного поведения школьников как педагогическая проблема / Т.А. Обухова. – Текст: непосредственный // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 1. – С. 64 ̶ 66.
  9. Организация внеурочной деятельности младших школьников: сборник программ: [6+] / авт.-сост. С.К. Тивикова. – Москва: Русское слово — учебник, 2013. – 129 с. – Текст: непосредственный.
  10. Самкова, В.А. Наш безопасный дом: учебное пособие: / В.А. Самкова. – 4-е изд. – Москва: Русское слово — учебник, 2017. – 65 с.– ISBN 978-5-533-00175-5. – Текст: непосредственный.
  11. Трутнева, П.И. Организация групповой работы как средства активной познавательной деятельности учащихся / П.И. Трутнева; Петрозаводский Государственный Университет. – Петрозаводск: б.и., 2020. – 55 с. – Текст: непосредственный.
  12. Формирование безопасного поведения детей и подростков на дорогах и улицах: методические рекомендации / под ред. М.Б. Негановой, Е.А. Царегородцевой. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. – 97 с. – Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Актуальный педагогический опыт "Использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности начальной школы для сохранения и укрепления здоровья, повышения мотивации учения"

Возникновение опыта связано с включением нашей школы в работу по реализации программы «Здоровьесберегающая деятельность школы».  Наша школа является адаптивным образовательным учреждением, г...

Актуальный Педагогический Опыт

Работа с леворукими детьми....

педагогический опыт.Педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"

педагогическое эссе "Мои шаги к новому образованию"...

ПК 4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивать образовательные технологии в области начального общего образования.

ПК  4.3.Систематизировать педагогический опыт на основе изучения педагогической  литературы,  самоанализа  и  анализа  деятельности  других педагогов,  оцениват...