Педагогическая система
учебно-методический материал (4 класс)

Ковалевская Наталья Юрьевна

Педагогическая система

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_sistema_kovalevskoy_n.yu_._2.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педагогического опыта

"Развитие познавательных способностей младших школьников на основе метода проектов на уроках окружающего мира"

Актуальность Проект – это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели.

Наличие познавательного интереса у ученика – одно из важнейших условий эффективности его обучения, поэтому учителю необходимо развивать познавательный интерес учащихся.

Поэтому данный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, умений, навыков сотрудничества, а также развивает умения самостоятельного конструирования собственных знаний и осуществления поиска информации, которая находится в свободном пространстве.

Цель: Формирование познавательной активности учащихся начальных классов на уроках окружающего мира с помощью метода проектов.

Развитие потребности в познании, в ориентировке в окружающей действительности.

Развитие инициативности и активности обучающихся.

Развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.

Задачи:  -составить систему продуктивных методов и приемов обучения по формированию познавательного интереса на уроках окружающего мира в начальной школе.

-создать благоприятные условия для лучшего взаимодействия между учителем и учащимися, повысить самооценку, укрепить чувство собственного достоинства, повысить качество знаний, общее развитие учащихся, подтолкнуть детей к самостоятельному поиску информации.

Основные направления и способы деятельности.

— уроки на пришкольном участке, в парке, уроки-исследования и уроки-путешествия, экологические уроки, уроки-конференции;

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, интеллектуально-познавательные игры, дидактические игры);

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт

— работа в малых группах: поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин);

— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка).

На уроках окружающего мира (система «Школа России») в 1 классе предполагается выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».

Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты:

-осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи;

- развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи;

-осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.

С учетом этапов работы над проектом учителю необходимо решить следующие методические задачи:

1. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы).

2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации).

3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).

Так, в работе над проектом по разделу “Наши питомцы” 1 класс, на 1-м этапе детям предлагаются следующие темы:

•Аквариумные рыбки.

•Пернатые питомцы.

•Все о кошках.

•Все о собаках.

Также дети могут использовать свои варианты тем.

2-й этап – после того, как определены темы работы, учащиеся обосновывают свой выбор, обсуждают возможные источники информации; далее происходит отбор необходимой информации, сортировка материала.

3-й этап – написание сочинений типа “Любимый щенок”, создание фотоальбомов “Человек заводит друга”, оформление стендов, написание газет, выставка рисунков.

4-й этап – защита исследовательских работ в классе на обобщающем уроке окружающего мира.

5-й этап – анализ выполненной работы и поощрение учеников.

Каждому учащемуся я выдаю памятку работы над проектом.

 Памятка работы над проектом

 План подготовки проекта:

1.Выбери один из предложенных проектов или придумай свой проект.

2.Реши, будешь ли ты работать с товарищем или один.

3.Продумай этапы деятельности.

4.Решите, кто и за что будет отвечать.

5.Выясните, что нужно подготовить заранее.

6.Уточните, какие книги, материалы будут нужны, к кому обратиться за помощью.

Во 2-м классе представлены 6 проектов, по три в каждой части учебника: «Моя будущая профессия», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».

Проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом.

В 3 классе реализуются шесть проектов, по три в каждой части учебника: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Тематика проектов в 4 классе помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети могут работать самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми.

Результативность применения метода проектов на уроках окружающего мира.

Овладение навыками проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике.

Поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане организации совместной деятельности и расширение кругозора учащихся.

Овладение навыками работы в команде, помощи друг другу.

Результативность деятельности:

Повышение познавательной активности и школьной мотивации на уроках.

Повышение уровня обученности.

Повышение интеллектуального развития.

Понижение уровня тревожности.

Высокие учебные и творческие достижения учащихся.

Работа над данной темой показала, что метод проектов благотворно влияет на развитие познавательного интереса у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая система

УМК РО Л. В. Занкова  позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, который предполагает освоение учащимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях п...

"Семья как педагогическая система и партнёр школы"

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье» В.А. Сухомлинский...

Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника

В данной статье рассматривается вопрос об особенности  содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...

Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова

Реализация ФГОС на основе педагогической системы Л.В.Занкова. Мне  хочется напомнить старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы ...

Педагогическая система Марии Монтессори

Много десятков лет имя Марии Монтессори (1870-1952), которая являлась психиатром и психологом, опытным детским врачом и философом, неутомимым ученым-исследователем и страстным подвижником новейших гум...

педагогическая система гражданского воспитания младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

в статье изложены основные моменты педагогической модели по гражданскому образованию и воспитанию, указаны цели, задачи, ожидаемые результаты деятельности учителя начальных классов по воспитанию будущ...