Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" 3 класс 2021-2022уч.г.
рабочая программа (3 класс)

Бондаренко Виктория Васильевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир книг" 3 класс 2021-2022уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_mir_knig_3_klass.doc238 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                     зам. директора по ВР                                                                                                   _____/С.Г. Насирова/

Рассмотрено на                                                                                                 методическом совете  школы  

Председатель

_____/ С.С. Кондрахина/                                                                                                Протокол № 5

от «21» мая 2021г.                                                                                                

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «СШ №5»

_____/Н.Н. Флерко/

Приказ № 505/1

от  «01» сентября 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 3 КЛАСС                                                                                                    

 УЧИТЕЛЬ:

 БОНДАРЕНКО В.В.

                                                   

НИЖНЕВАРТОВСК

2021                                                                                                    

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

4. Тематическое планирование

5. Календарно -тематическое планирование по курсу «Волшебный мир книг».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по курсу «Волшебный мир книг» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта   начального общего образования.

Срок реализации программы -  1год

Количество часов по программе – 34ч., в неделю – 1ч.

Класс – 3

Возраст обучающихся – 9- 10 лет

    Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций;
  • В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить

«историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость»;

- В Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования и др. документах.

- на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168с.).

- с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников Православной гимназии им. пр. Сергия Радонежского.

     Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности – реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

     Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

     Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

      Программа «Волшебный мир книг» – это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цели и задачи:

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;                                                  

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

 Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и  в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;

Прогнозируемый результат реализации программы.

  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  2. Умение работать с книгой.
  3. Умение работать с текстом.
  4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

                                 

 Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (в конце  3 класса)

Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся»

Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса.

1. Любишь ли ты читать?

-да-

-нет-

2. Почему ты любишь читать?

 -можно многое узнать

-интересно

3.Посещаешь ли ты библиотеку?

-да

-нет-

4. Что ты любишь читать?

 -стихи

-сказки

-смешные рассказы

-рассказы о животных

5.Что любишь больше всего?

-читать сам

-слушать чтение взрослых

6. Читают ли в вашей семье книги вслух?

 -читают

-не читают

7. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

-хвалят

-ругают, сердятся

8. Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

-могу

-не мог

Проверка читательских умений в 3 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
  • характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

-        представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом третьекласснику нужны умения,

-готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
  • составить рассказ о герое произведения;
  • кратко передать события (сюжет);
  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  4. Какие басни вы знаете?
  5. Кто из писателей пишет о природе?
  6. Назовите авторов зарубежной литературы.
  7. Назовите известные вам жанры произведений.
  8. Назовите любимые темы чтения.

Проверка техники чтения проводится в соответствии с программой по предмету на уроках чтения.

Дата

план.

Дата

факт.

Тема

Количество часов

Вид занятий

(форма, метод)

Содержание

1.

07.09.14. 09.

07.09.14. 09.

«Что я читал летом?».

2

Проектная деятельность.

Защита читательских дневников.

2.

21.09.

28.09.

05.10.

21.09.

28.09.

05.10.

«Золотая волшебница- осень»

3

Устный журнал.

Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений  русских композиторов

3.

12.10.

19.10

26.10.

12.10.

19.10

26.10.

Игра «Лего-чтение»

3

практическая работа

Моделирование рассказа, сказки.

4.

(2ч)

09.11.

16.11.

09.11.

16.11.

Посещение библиотеки.

« День новой книги».

2

Экскурсия

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

5.

23.11.

30.11.

07.12.

23.11.

30.11.

07.12.

Писатели – юбиляры.

3

проект

По календарю знаменательных дат.

6.

14.12.

21.12.

3(чет)

11.01.

14.12.

21.12.

3(чет)

11.01

 «Лучшие сказки 20-века».

3

Выставка книг

Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.

7.

18.01.

25.01.

18.01.

25.01.

Конкурс кроссвордистов.

2

проект

Составить кроссворд по произведениям детских писателей.

8.

01.02.

08.02.

15.02.

22.02

01.02.

08.02.

15.02.

22.02

Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена.

4

Литературный праздник

Подготовка и проведение утренника.

9.

01.03.

08.03. прадп

15.03.

22.03.

4 чет.

05.04

01.03.

08.03. прадп

15.03.

22.03.

4 чет

05.04.

Сочиняем загадки.

4

проект

Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.

10

12.04.

19.04.26.04.

03.05.

12.04.

19.04.26.04

03.05.

Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».

4

проект

11

10.05.

17.05

10.05.

17.05

Фотоконкурс «Я читаю!»

2

Фотоконкурс

проект

Выставка фотографий, сделанных в семье,  классе, библиотеке.

12

24.05.

31.05

24.05.

31.05        

Современные детские журналы и газеты.

2

творческая деятельность

Подготовить рекламу журнала по мини-группам.

Итого

34

ч

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс-34 часа.

План проведения недели детской книги

День недели

Дата

Класс

Мероприятие

Ответственные

понедельник

1 -4

Конкурс рисунков «В стране книг!»

дети, родители,

вторник

1- 4

Игра "Книжка заболела" (ремонт книг, учебников, изготовление закладок)

Классный руководитель, дети, родители, зав. библиотекой

Встреча с писателем в библиотеке «Литературная гостиная»

среда

1 -4

Конкурс  чтецов «Поэтическая тетрадь»

Классный руководитель, дети,

зав. библиотекой

четверг

1

Литературная игра «Планета сказок»

Классный руководитель, дети, родители,  

2

Литературная викторина «Там, на неведомых дорожках»

3 - 4

Литературный турнир «Чемодан приключений»

пятница

1-4

Утренник «Посвящение в читатели»

Классный руководитель, дети, родители.

суббота

1 -4

Торжественная линейка

Подведение конкурсов, награждение победителей.

Классный руководитель, дети, родители.

                                       

                   

 УЧЕБНО -  МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 Используемая литература.

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
  2. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
  3. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
  4. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
  5.  Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
  6. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  7. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  8. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
  9. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  10. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  11. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.

                                  Литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
  2. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
  3. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
  4. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
  5. Праздник  - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
  6. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
  7. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

Литература для учащихся.

  1. Азбука в загадках:  книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
  2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
  3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
  4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
  5. Синицына  Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
  6. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
  7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
  8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
  9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
  10. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
  11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
  12. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
  13. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе

Рабочая программа по изобразительному искусству составленана основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...