Программа "Я - гражданин, Отечества достойный сын"
рабочая программа

Хуснутдинова  Гульфина  Салимджановна

Программа  внеурочной деятельности социальной направленности «Я - гражданин, Отечества достойный сын» предназначена для использования в своей учебно – воспитательной работе учителям начальных классов, воспитателям группы продленного дня, руководителям кружков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya-grazhdanin.docx75.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Заинская средняя общеобразовательная школа №2»

Заинского муниципального района Республики Татарстан


ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности начального общего образования

«Я- гражданин, Отечества достойный сын»

Социальное направление

для обучающихся 1–4 классов

(срок освоения программы 4 года)


Разработчик программы:

Хуснутдинова Гульфина Салимджановна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Программа курса внеурочной деятельности «Я- гражданин, Отечества достойный сын»

разработана на основе плана внеурочной деятельности для 1–4 классов МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» ЗМР РТ на 2021–2022  учебный год, принятого на заседании педагогического совета, протокол №1 от 28.08.2021.

Основополагающими при проектировании и составлении программы по курсу внеурочной деятельности «Я- гражданин, Отечества достойный сын» в 1–4 классах являются следующие документы:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 06.10.2009 № 373 (с изменениями и дополнениями)

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

- Информационное письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09–1672 о методических рекомендациях по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ;

- Основная образовательная программа НОО МБОУ «ЗСОШ №2»;

Актуальность

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности;
  • развитие в детско-подростковой среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
  • формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, другим негативным социальным явлениям;
  • развитие у подрастающего поколения уважения к символам государства - Гербу, Флагу, Гимну Российской Федерации, другим государственным и историческим символам и памятникам Отечества

Формы и режим занятий.

Программа адресована учащимся 1 - 4  классов  и рассчитана на 55 часов  в год.

Программа  включает в себя системные (68 занятий) и несистемные мероприятия (45 часов).

Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор занятий и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную  дать простор воображению.

Формы работы:

  • Групповая;
  • Микро-групповая;
  • Индивидуальная;

традиционные:

  • этические беседы
  • дебаты
  • тематические диспуты
  • дискуссии
  • практические занятия

нетрадиционные:

  • занятия - соревнование,
  • конкурсы
  • викторины
  • игры
  • экскурсии

Формы и виды деятельности

  • игровая;
  • познавательная;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • конкурсы;

Срок реализации: 4 года

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на внеурочных занятиях по программе«Я- гражданин, Отечества достойный сын» направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

1. Регулятивные результаты.

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности)

2. Коммуникативные результаты.

  • способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
  • совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
  • приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе)

3. Познавательные результаты.

  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики;
  • в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;
  • в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты.

Обучащийся научится:

  • понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники;    международное сотрудничество; история, предыстория;
  • ориентироваться в историческом времени;
  • определять на карте границы и крупные города России;
  • рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
  • различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
  • уважительно относиться к защитникам Родины;
  • читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
  • различать художественную и научно-популярную литературу;
  • анализировать ответы товарищей;
  • осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучащийся получит возможность научиться:

  • понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
  • приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
  • анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России

Содержание

«Я и я»  

Я среди людей.  Кто я и как выгляжу? Я личность. Я и мои роли. Правила поведения в школе. Я ученик. Я познаю себя и других. Я и мои друзья. Мои друзья – мое богатство. Что значит, быть человеком! Учимся думать о себе и о других. Правила счастливого человека. Мои цели. Поступки человека. Можно» и «нельзя» в жизни. Что такое справедливость? Упорство и упрямство.

«Я и семья»  

Моя семья. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции.

 Умелые руки – не знают скуки. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Бабушкин сундук. Здесь живет моя семья. Увлечения моей семьи. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Мамины помощники. Я учусь у своих родителей. Мои семейные обязанности. Помощь родителям. Нравственные отношения в семье. Моя семья – моя опора.

«Я и культура»

Ежели вы вежливы… Кто такой творческий человек? Дары природы.  Культурный человек – это модно. Родной край в древности. Что посеешь, то и пожнешь. Правила этикета. Школа вежливости. Мои любимые книги. Культура поведения и общения. О красоте, моде и хорошем вкусе. Что такое культурное наследие

«Я и школа»

Чем школьник отличается от дошкольника? «Это теперь моя школа!» Мои права и обязанности. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Обязанности ученика в школе. Отношение к старшим. Заповеди нашего класса. Сценки из школьной жизни. Удовольствие в игре. Мой класс – моя семья. Вежливая улица.  Мы все такие разные. Кто что любит и умеет делать. Зачем нужно учиться в школе. Могу ли я кому – то  помочь? Мода и школьная одежда. Школьный этикет.

«Я и мое Отечество»

Урок Мира. Государственная символика страны: флаг, герб, гимн. Берёза как символ России. Я гражданин многонациональной республики. Государственная символика республики: флаг, герб, гимн. Знай свою улицу. Победа деда – моя победа. Маленькие герои большой войны. Кто охраняет просторы нашей Родины? Разучивание гимна страны, гимна республики. Города нашей республики. Мой любимый город. Достопримечательности моей малой родины. О чем шепчут названия улиц родного города.  Поэты и писатели нашего города. Художники нашего города. Скульпторы нашего города. Композиторы нашего города. Герои ВОВ – наши земляки. Кто такие пионеры - герои. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Для чего нужно знать историю своей страны. За что уважают в семье и обществе. Путешествие по стране. Мои родственники по всей России. Кто прославил Россию?  О Родине в живописи, в художественной литературе. «Подари тепло души своей». Война глазами детей. Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества». Сохраняя прошлое. Что в сердце бережно храним. Я – надежда Отечества. Предназначение человека. Я горжусь своей республикой. Государственные праздники.  Праздники республики Татарстан. Обычаи и традиции народов России. Законы, по которым мы живём. Поговорим о толерантности. «Подвигу народа жить в веках». Герои Великой Отечественной войны.

Города – герои. Мы за мир на всей планете. Проект «Никто не забыт».

«Я и планета»

Полёт в космос. Полёт в космос. В гости к зеленой аптеке. Планета просит помощи. Укрась территорию своей школы. День птиц. Экология нашего города. «Береги природу - наш дом» Судьба Земли – наша судьба. Агитбригада «Берегите Землю». Экологические проблемы. Человек в природе и его здоровье. Мы за чистый город! Правила поведения в природе

Учебно-тематическое планирование

1 класс

Наименование раздела программы

Кол-во занятий

1

Я и я

4

2

Я и семья

4

3

Я и культура

3

4

Я и школа

5

5

Я и мое Отечество

13

6

Я и планета

4

Итого часов:

33

2 класс

Наименование раздела программы

Кол-во занятий

1

Я и я

4

2

Я и семья

4

3

Я и культура

3

4

Я и школа

5

5

Я и мое Отечество

13

6

Я и планета

5

Итого часов:

34

3 класс

Наименование раздела программы

Кол-во занятий

1

Я и я

4

2

Я и семья

4

3

Я и культура

3

4

Я и школа

5

5

Я и мое Отечество

13

6

Я и планета

5

Итого часов:

34

4 класс

Наименование раздела программы

Кол-во занятий

1

Я и я

4

2

Я и семья

4

3

Я и культура

3

4

Я и школа

5

5

Я и мое Отечество

13

6

Я и планета

5

Итого часов:

34

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примеча

ние

план

факт

«Я и я»

1

Я среди людей.  Кто я и как выгляжу?

1

2

Я – личность. Я и мои роли.

1

3

«Что такое хорошо, и что такое плохо?». Правила поведения в школе.

1

4

В. Осеева.  «Синие листья»,  В. Осеева. «Печенье»

1

«Я и семья”

5

Моя семья.

Забота о родителях – дело совести каждого.

1

6

Семейные традиции.

 Умелые руки – не знают скуки

1

7

Кто мои бабушка, дедушка?

1

8

Слушаем сказки моей бабушки.

“Я и культура”

9

Ежели вы вежливы…

1

10

Кто такой творческий человек?

1

11

Дары природы.  

1

“Я и школа”

12

Чем школьник отличается от дошкольника?

1

13

«Это теперь моя школа!»

1

14

Мои права и обязанности

1

15

Законы жизни в классе

1

16

Школа вежливости

1

«Я и мое Отечество”

17

Урок Мира.

1

18

Наша  Родина.

1

19

Государственная символика страны. Флаг.

1

20

Государственная символика страны. Герб.

1

21

Государственная символика страны. Гимн.

1

22

Берёза как символ России.

1

23

Я гражданин многонациональной республики

1

24

Государственная символика республики. Флаг.

1

25

Государственная символика республики. Герб.

1

26

Государственная символика республики. Гимн.

1

27

Знай свою улицу

1

28

Победа деда – моя победа.

1

29

Маленькие герои большой войны

“Я и планета”

30

Полёт в космос. Полёт в космос.

1

31

В гости к зеленой аптеке.

1

32

Планета просит помощи.

1

33

Укрась территорию своей школы.

1

2 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примеча

ние

план

факт

«Я и я»

1

Я – ученик.

1

2

Я познаю себя и других.

1

3

М. Зощенко «Не надо врать»

1

4

«Деньги: свои и чужие»

1

«Я и семья”

5

Бабушкин сундук

1

6

Здесь живет моя семья. Увлечения моей семьи

1

7

Моя любимая мамочка.

1

8

Об отце говорю с уважением

“Я и культура”

1

9

Культурный человек – это модно.

1

10

Родной край в древности.

1

11

Что посеешь, то и пожнешь.

“Я и школа”

12

Обязанности ученика в школе

1

13

Отношение к старшим.

1

14

Заповеди нашего класса

1

15

Сценки из школьной жизни

1

16

Удовольствие в игре

1

«Я и мое Отечество”

17

Кто охраняет просторы нашей Родины?

1

18

Государственная символика страны.

Разучивание гимна страны.

1

19

Государственная символика республики.

Разучивание гимна республики.

1

20

Города нашей республики

1

21

Мой любимый город.

1

22

Достопримечательности моей малой родины

1

23

О чем шепчут названия улиц родного города.

1

24

Поэты и писатели нашего города.

1

25

Художники нашего города.

1

26

Скульпторы нашего города.

1

27

Композиторы нашего города

1

28

Герои ВОВ – наши земляки

1

29

Кто такие пионеры - герои.

1

“Я и планета”

30

Звенят ручьи…

1

31

День птиц.  

1

32

Экология нашего города.

1

33

«Береги природу - наш дом»

1

34

Укрась территорию своей школы.

1

3 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примеча

ние

план

факт

«Я и я»

1

Я и мои друзья. Мои друзья – мое богатство.

1

2

Что значит, быть человеком!

1

3

А. Платонов. «Неизвестный цветок»

1

4

Учимся думать о себе и о других

1

«Я и семья”

5

Откуда я родом.

1

6

Почему меня так назвали.

1

7

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

1

8

Мамины помощники.  

“Я и культура”

1

9

Правила этикета.

1

10

Школа вежливости.

1

11

Мои любимые книги.

“Я и школа”

12

Мой класс – моя семья. Вежливая улица.  

1

13

Мои права и обязанности.

1

14

Мы все такие разные.

1

15

Кто что любит и умеет делать.

1

16

Сценки из школьной жизни

1

«Я и мое Отечество”

17

Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны

1

18

Для чего нужно знать историю своей страны

1

19

За что уважают в семье и обществе

1

20

«Я - Россиянин»

1

21

Путешествие по стране.

1

22

Милые сердцу места

1

23

Мои родственники по всей России 

1

24

Кто прославил Россию?  

1

25

О Родине в живописи, в художественной литературе.

1

26

«Подари тепло души своей»

1

27

Война глазами детей

1

28

«Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества»

1

29

Проект «Никто не забыт»

1

“Я и планета”

30

День птиц.  

1

31

Судьба Земли – наша судьба

1

32

Зелёная аптека

1

33

Агитбригада «Берегите Землю»

1

34

Укрась территорию своей школы.

1

4 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примеча

ние

план

факт

«Я и я»

1

Правила счастливого человека. Мои цели.

1

2

Поступки человека. Можно» и «нельзя» в жизни.

1

3

Ю. Нагибин. «Заброшенная дорога»

1

4

Что такое справедливость? Упорство и упрямство

1

«Я и семья”

5

Я учусь у своих родителей

1

6

Мои семейные обязанности. Помощь родителям.

1

7

Нравственные отношения в семье

1

8

Моя семья – моя опора.

“Я и культура”

1

9

Культура поведения и общения.

1

10

О красоте, моде и хорошем вкусе

1

11

Что такое культурное наследие

“Я и школа”

12

Зачем нужно учиться в школе

1

13

Могу ли я кому – то  помочь?

1

14

Мода и школьная одежда

1

15

Школьный этикет

1

16

Сценки из школьной жизни

1

«Я и мое Отечество”

17

Сохраняя прошлое.

1

18

Что в сердце бережно храним.

1

19

Я – надежда Отечества. Предназначение человека

1

20

Я горжусь своей республикой

1

21

Государственные праздники

1

22

Праздники республики Татарстан

1

23

Обычаи и традиции народов России

1

24

Законы, по которым мы живём.

1

25

Поговорим о толерантности

1

26

«Подвигу народа жить в веках»

1

27

Герои Великой Отечественной войны.

Города – герои

1

28

Мы за мир на всей планете

1

29

Проект «Никто не забыт»

1

“Я и планета”

30

Экологические проблемы

1

31

Человек в природе и его здоровье

1

32

Мы за чистый город!

1

33

Правила поведения в природе

1

34

Укрась территорию своей школы.

1

Методические рекомендации.

Необходимо вовлекать в процесс всех учащихся, без исключений. Чтобы каждый из них мог внести свой вклад в подготовке того или иного мероприятия.

Перечень информационно-методического обеспечения

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Тематические журналы, сборники.

Технические средства

Компьютер

Интерактивная доска

Фотоаппарат

Музыкальная аппаратура

Экранно - звуковые пособия

Презентации  

Фонограммы к песням


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настоящий гражданин-Отечества достойный сын

Данное мероприятие даёт детям понятие-кто такой настоящий гражданин своей страны...

Программа "Моё Отечество"

программа по патриотическому воспитанию...

Отечества достойные сыны

Согласно Федеральному  государственному  образовательному  стандарту начального общего образования необходимо   воспитывать  в наших детях патриотизм и уважение  к Р...

Мероприятие, посвященное 27-й годовщине вывода советских войск из Афганистана "Отечества достойные сыны"

           15 февраля 2016 года в России  отмечалась 27-я годовщина вывода советских войск из Афганистана. С 2011 года этот день в Российской Федерации отмеча...

Программа "Гражданин XXI века"

Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников...

Открытое внеурочное занятие "Отечества достойные сыны"

- расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне; воспитание уважения к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла - участникам Великой Победы; чувство гордости за народ - победитель, в...