Рабочая программа по курсу "Школьный театр. Путешествие в сказку". 3 класс
рабочая программа (3 класс)

Программа включает в себя: формирование общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся средствами театрального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkolnyy_teatr.puteshestvie_v_skazku.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 11»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Школьный театр. Путешествие в сказку.»

для 3б класса

учителя Шепелевой Ольги Григорьевны

(Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

2022 – 2023 учебный год

Оглавление

1. Планируемые  результаты освоения курса внеурочной деятельности        3

2. Содержание курса внеурочной деятельности        5

3. Тематическое планирование по курсу «Школьный театр. Путешествие в сказку» с учётом программы воспитания         7

Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный театр. Путешествие в сказку» для 3б класса составлена в соответствии:

1) Федерального   Закона от 29.12.2012г №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»

2) ФГОС начального общего образования второго поколения

 3) Письма Министерства образования и науки № 03-296 от12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

 4) с авторской программой Ганелина Е.Р. обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр»,

  5) с основной образовательной программой НОО МБОУ «СШ №11» на 2022-2023 учебный год

  6) с рекомендациями по составлению рабочих программ учителя МБОУ «СШ №11»

  Цель программы: 

создание условий для гармоничного развития ребенка, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. Формирования общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся средствами театрального искусства.

Задачи:

  • формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка,
  • воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
  • формирование интереса к театру как средству познания жизни,
  • духовному обогащению;
  • развитие творческих способностей.
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
  • ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры,

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Школьный театр. Путешествие в сказку» являются:

В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.

Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

•        быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая      старшим;

•        быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

•        знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

•        беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

•        проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

•        стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

•        быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

•        соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

•        уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;

•        стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

•        быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание обучающимися младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Личностные результаты освоения курса

  • стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке;
  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.
  • понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные универсальные учебные действия:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям, инсценировании.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

2. Содержание курса внеурочной деятельности

1 раздел. «Роль театра в культуре»

В этом разделе ребята знакомятся с историей зарождения театрального искусства в разных странах. Знакомятся с жанрами театрального искусства

Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург., а также со всеми, кто готовит спектакль: режиссер, актер, художник, костюмер, реквизитор и др.

Учащиеся знакомятся с театрами г.Нижневартовска. Совершают заочную экскурсию по театрам Нижневартовска.

2 раздел. Театрально-исполнительская деятельность.

Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает в учащихся свободу и выразительность движений.

Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.

Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят детей к художественной деятельности, но способствуют более быстрой и лёгкой их адаптации в школьных условиях. Эти игры создают весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривают зажатых и скованных детей. У них появляется возможность оценить действия других и сравнить со своими собственными.

В театральном искусстве «этюд» - это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях. Темы для этого должны быть понятны и доступны детям.

3 раздел. Занятия сценическим искусством.

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдель- ные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию. Для этого нужно опираться на личный опыт ребёнка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения, пробуждать и воспитывать интеллект.

Поэтому импровизация как вид игры очень важна для детей. Знакомить со сценическим действием можно на материале хорошо знакомых сказок и рассказов. Участвуя в импровизации, ребёнок учится находить ответы на вопросы: почему, для чего я это делаю?

4 раздел. Культура и техника речи.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать детям правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.

Дети должны понимать, что театральная речь и не только театральная должна быть чёткой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по театральной деятельности. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем подключать другие компоненты речи. В зависимости от поставленной задачи постепенно тренируются все мышцы речевого аппарата. Затем переходим к работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.д.

Всё это тренируется на скороговорках, стихах, без применения специальных актёрских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный отрезок.

5 раздел. Просмотр профессионального театрального спектакля

 Посещение театра, беседа после просмотра спектакля

6 раздел. Работа над мини спектаклем (пьесой, сказкой)

Это самое увлекательное занятие – создание спектакля. Процесс постановки спектакля вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, активных и не очень, помогая им преодолеть застен чивость и зажатость.

Первая встреча детей с пьесой должна быть интересной, эмоционально насыщенной, чтобы им хотелось играть её. Чаще всего это бывают сказки. Выбирая материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, расширяя творческие возможности.

Учебно –тематический план

  1. класс (34 часа)

Раздел программы

Коли- чество часов

Коли- чество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Тео- рия

Практика

1.

Роль театра в культуре.

1

1

-

Участники знакомятся с древнегреческим, современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом.

2

Занятия сцениче- ским искусством.

10

3

7

На практических занятиях рассматриваются приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов.

3.

Театрально- исполнительская деятельность.

8

3

5

Работа над образами: я – предмет, я – стихия, я – животное, я – фантастическое животное, внешняя характерность.

4.

Работа и показ театрализован- ного представления

15

5

10

Участвует в распределении ролей. Работают с пальчиковыми куклами. Осваивают пространство. Учимся размещаться в пространстве сцены. Узнают о мизансценах. Пробуют себя в роли другого человека. Осознает себя в новой социальной роли.

Итого

34

12

22

Деятельность педагога с учетом рабочей программы воспитания

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

•Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы

•Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

•Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

•Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально- ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)

•Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

•Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

•Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

•Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования

•Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

•Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни, и их возможные девиации, приемы их диагностики

•Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

•Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

•Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

•Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

•Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

•Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

•Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

•Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной зтики.

   

3.Тематическое планирование по курсу «Школьный театр. Путешествие в сказку.»

№ п/п

Тема

Дата

Календарь образовательных событий

Примечание

план

факт

1

Вводное занятие.

День солидарности в борьбе с терроризмом

2

Здравствуй, театр!

Введение в исследовательскую деятельность. Мини-проекты. Участие в научно-исследовательских и проектных конференциях для младших школьников

3

Роль театра в  культуре.

4

Инсценировка отрывка сказки «Бременские музыканты»

5

Инсценировка отрывка сказки «Бременские музыканты»

6

В мире пословиц.

7

Виды театрального ис кусства

Всемирный день математики

8

Правила поведения в те атре

9

Кукольный  театр.

10

Кукольный  театр.

11

Кукольный    театр.

12

Театральная      \азбука.

13

Театральная      \игра «Маски».

День Неизвестного Солдата

14

Инсценирование сказки

«Три поросенка»

День Героев Отечества

15

Инсценирование сказки

«Три поросенка»

16

Инсценирование сказки

«Три поросенка»

Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях

17

Театральная      \игра

Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими

18

Основы теат ральной культуры

19

Инсценирование народных сказок о животных.

«Зимовье  зверей»

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

20

Инсценирование народных сказок о животных.

«Зимовье  зверей»

21

Инсценирование народ ных сказок о животных.

«Зимовье        зверей»

22

Чтение в ли цах стихов русских по этов

23

Театральная      \игра

24

Постановка сказки «Муха

-Цокотуха»

25

Постановка сказки «Муха

-Цокотуха»

26

Постановка сказки «Муха

-Цокотуха»

Неделя математики

27

Постановка сказки «Муха

-Цокотуха»

28

Просмотр спектакля

29

Просмотр спектакля

30

Ритмопластика

31

Инсценирование сказки К.Чуковского «Доктор Ай- болит»

32

Инсценирование сказки К.Чуковского «Доктор Ай- болит»

Международный день борьбы за права инвалидов

33

Инсценирование сказки К.Чуковского «Доктор Ай- болит»

34

Заключительное заня тие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и мы" для 2 класса

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС 2 поколения . Направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности, на развитие задатков и творческих способностей младших школьников....

Рабочая программа по учебному курсу дополнительного образования "Сказка за сказкой" и тематическое планирование. 1 класс.

Скоро закончится учебный год , и все учителя начнут составлять  рабочие программы по всем предметам не следующий учебный год. Моя программа предназначена для работы с первоклассниками....

Рабочая программа внеурочной деятельности Театр кукол «Рукавичка» 1-2 классы

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в...

Рабочая программа кружка "Юный театрал" учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса

Программа «Юные театралы» реализует социальное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр "Путешествие в сказку""

      Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку»» составлена  в соответствии с требованиями Федеральног...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Школьный театр. Путешествие в сказку для 1-4 классов.

Рабочая программа «Школьный театр «Путешествие в сказку» разработана для учащихся 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельн...