Классный час на тему: "Мы-разные, но вместе мы дружны и едины".
классный час (3 класс)

Луценко Людмила Вячеславовна

Тема классного часа актуальна потому, что она связана с существующими проблемами в нашем мире. Проблему  толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Структура классного часа выбрана мною рационально, материал дан в логической последовательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»

Классный час на тему

«Мы-разные, но вместе мы дружны и едины»

Подготовила :  Луценко Л.В.

 учитель начальных классов

2020г.

Цели:

-формирование чувства толерантности и дружбы;

-уважения друг к другу;

формирование  культуры воспитанного человека

Задачи:

Образовательные:    

-познакомить обучающихся с понятием «толерантность»,

-выявить основные черты толерантности,

-сформировать правильное представление о толерантном поведении;

Воспитательные:

-воспитывать чувство уважения друг к другу,

-воспитывать коммуникативную культуру общения  и  взаимопомощи;

Развивающие:        

-способствовать развитию самосознания,

-развивать терпимость к различиям между людьми,

-создавать благоприятные условия для выявления различных творческих способностей учащихся;

- продолжить формирование толерантного отношения одноклассников между собой,

- способствовать формированию толерантных установок детей, взаимопониманию, взаимодействию в коллективе.

Планируемые результаты (  формируемые УУД)

Личностные:

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков других людей;

-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-развитие эстетических чувств: сострадания, переживания;

Регулятивные:

-пользоваться правилами и выполнять свои обязанности,

-планировать свои действия с поставленной задачей;

 Познавательные:

-осуществлять поиск информации;

-строить речевые высказывания в устной форме;

Коммуникативные:

-формировать собственное мнение;

-контролировать действия партнера

Форма проведения: беседа с элементами игр и упражнений

Целевая аудитория: обучающие 2 «А» класса

Оборудование и оформление:

Мультимедийный проектор, доска меловая, наглядность, раздаточный материал, толковый словарь Ожегова С.И.      

Подготовительная работа

1.Изучение классным руководителем литературы по данной теме.

3.Разучивание стихотворения с учащимися.

4.Подбор пословиц и поговорок о дружбе.

5.Подготовка презентации

6.Подготовка раздаточного материала

Ход занятия

1.Орг момент 

Учитель: Здравствуйте, я очень рада встрече с вами. Я хотела бы начать наше занятие со слов:

«Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись.  

А общаясь с тобой, стали чуточку счастливее»

Марк Твен

Учитель: Ребята, улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню, мысленно пожелайте всего хорошего.  

Давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем настроение «через  рукопожатие».

У Ани – хорошее настроение, потому что она улыбается.

Я хочу, чтобы у вас , у всех было хорошее настроение.

2.Самоопределение к деятельности

Ребята, посмотрите на парте у вас есть листы, на них изображено дерево.

Это дерево ожиданий.Если вы ожидаете от занятия чего- то необычного, узнаете много нового, познакомитесь с новой   информацией,   и у вас хорошее настроение,  то возьмите по одному  зеленому  листочку и наклейте , а в  в  конце занятия хотелось бы , чтобы наше дерево зазеленело и на нем распустилось много зеленых листочков. Слайд2

Как вы считаете у нас с вами дружный класс?

А у вас есть друзья? А что такое дружба. Как вы понимаете?

Характеристика понятия «дружба»

- Если мы не знаем точного значения какого-то слова, то в каком источнике мы можем его узнать? (В толковом словаре).

В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова мы читаем:

«Дружба-это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Учитель:
 Оглянитесь внимательно вокруг себя. Можете ли вы с уверенностью сказать, что вас окружают друзья? 
- С любым ли человеком дружат? 
- А каким должен быть настоящий друг? 
- Называем качества друга (я записываю): доброта, отзывчивость, понимание, сочувствие, уважение…

Звучит отрывок из песни М. Пляцковский   «Настоящий друг» 
Характеристика понятия «настоящий друг».

Любой человек, пожалуй, мечтает о том, чтобы иметь настоящего друга.

-Поднимите руку те, кому из вас уже повезло, и такой друг у вас есть.

У кого-то из вас много приятелей и знакомых, но трудно выбрать из них человека, которого можно было гордо назвать другом. А кто-то, возможно, чувствует себя одиноким и с горечью признаётся себе,   что друзей у него нет. Но в любом случае, настоящий друг никому не помешает. Когда его нет, то человек пытается обрести его.

-Как вы понимаете, что такое «настоящий друг?»

Настоящий друг-это тот…

Настоящий друг -это тот, кому мы верим, кто не предаёт, не подведёт, способен поддержать, посочувствовать. Другу мы можем доверить свои откровения.

Игра «Собери пословицу о дружбе»

Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу».

Начало пословиц появится на экране, а концовку вам нужно будет найти на карточках, которые я сейчас раздам.

«Нет друга - ищи,…….(а нашёл – береги)».

«Старый друг лучше……(новых двух)».

«Не имей 100 рублей, ……(а имей 100 друзей)».

«Человек без друзей,…..(что дерево без корней)».

«Дружба – как стекло:….(разобьёшь – не сломаешь)».

«Друга за деньги …..(не купишь)».

«Сам погибай, …….. (а товарища выручай)».

«Друг познается ….. (в беде)».

Как вы понимаете смысл пословицы: друг познается в беде.

У кого есть друг?

А какой он?

Представьте ситуацию: к нам в класс пришел новый мальчик, он странный, смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Он другой национальности.  Его на переменах обижают другие дети. Как бы вы заступились за этого мальчика? Почему?

 Как вы думаете, а мы с вами можем оказаться в такой же ситуации, как мальчик? -Нас могут обижать?

-А почему? (Мы тоже отличаемся друг от друга, мы не похожи друг на друга, это может кому-то не нравиться).

- А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)

Чтение стихотворения

Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать

Нужно с добром

К людям в дом приходить

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить

Игра «Чудесная ладошка» 
- Сейчас поднимите руки вверх и покажите свои ладошки. Они все разные, потому что мы с вами отличаемся друг от друга.

- Обведите на бумаге свою ладошку, разукрасьте её вашими любимыми цветами и подарите тому, с кем бы вы хотели в классе подружиться и напишите свои добрые пожелания.
 (Дети рисуют под спокойную музыку)

3. Знакомство с новым понятием. Слайд 3

Мы все разные, но не стоит забывать, что все мы должны обладать общим качеством- это толерантностью.

- Произнесите это слово.

Как вы считаете, что такое толерантность? Кто из вас может попробовать дать определение этого понятия или перечислить какие-то его признаки? (ответы учеников выслушиваются и записываются на доске, проводится обсуждение и подводятся итоги).

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

 Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

 Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться   с чужим мнением.

У народов мира определения толерантности очень разные. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

В отличие от «терпимости»    толерантность — готовность доброжелательно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды тобою не разделяются и не одобряются.

Не всем знакомо слово «толерантность», и на первый взгляд совершенно непонятно.

Но смысл, который оно несет очень важен. Понятие «толерантность» имеет свою историю. Слайд 4

Если каждый друг к другу будет терпим, то мы сделаем толерантным наш мир.

Если люди будут обладать всеми толерантными качествами, то на Земле

исчезнут   войны, ссоры и споры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Ведь не имеет значение, какой мы расы, к какому народу принадлежим .  Мы все разные, но мы - жители планеты Земля,   и мы вместе едины.

16 ноября – Международный день толерантности. Слайд 5.

Его цель заключается в том, чтобы снизить распространение по всей планете случаи проявления насилия. Этот праздник был учрежден в 1996 году. Немецкий   графический   художник Х. Лангер создал эмблему (цветок толерантности). Слайд 6

-У каждой национальности есть свои особенности, и их учения полезны. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разных национальностей.

Учитель: Мир, в котором мы живём, дарит нам много прекрасных моментов. Общение друг с другом - это то, что делает нашу жизнь лучше. Но общаться, порой, бывает нелегко, т.к. мы живем в многонациональном государстве.

Учитель: Россия- крупнейшее государство мира.  Наша Родина очень велика.

Учитель: Вот она какая Родина - Русь, широкая и великая. И везде живут люди. 
- А как всех их можно назвать одним словом?
 (ответы детей).

Учитель: Всех людей, живущих в нашей стране можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия - единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей, и этнических групп. 

- Да , много народов живёт в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью.

Как вы думаете с чего начинается толерантность. Конечно же, с улыбки.

- Как вы думаете, а откуда берет своё начало способность быть толерантным. Где мы в первую очередь должны учиться быть толерантными? ( В семье)

-Толерантность начинается с семьи.

-Ваш класс – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в этой вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, чтобы вы научились уважать друг друга, смотря на то, что вы все разные.

И чтобы вы понимали, что мы очень разные, но при этом мы не должны переставать любить, уважать, помогать друг другу.

  - Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

 ( Нет, часто ссоримся)

-Из - за чего разгораются конфликты? ( различные взгляды на один и тот же вопрос.)

-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

(Да, нужно уважать всех. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.)

Учитель: Быть толерантным, значит:

уважать другого;

не злиться;

любить ближнего своего;

быть добрым, терпимым;

сострадать.

Определение толерантности:

1.Сотрудничество, дух партнёрства.
2.Готовность мириться с чужим мнением.
3.Уважение человеческого достоинства.
4.Уважение прав других.
5.Принятие другого таким, какой он есть.
6.Способность поставить себя на место другого.
7.Уважение прав быть иным.
8.Признание многообразия.
9.Признание равенства других.
10 Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

Как нам стать толерантными?
Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
Принимать людей таковыми, каковы они есть.
Уважать чувства и интересы других людей.

Динамическая пауза  

Толерантными могут быть не только люди.  Но и герои наших любимых мультфильмов. 

Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом   жить дружно. (Леопольд)

Встаньте в круг. Мы сейчас поиграем в игру .  Учитель предлагает детям передавать мяч по кругу и называть под музыку героев из мультфильмов, особенно тех, кто обладает качествами толерантности.

4. Закрепление

Учитель: Итак, мы с вами выяснили, что сочувствовать - значит сопереживать, понимать чувства и мысли другого человека. Есть слово, очень близкое по значению, - это слово «толерантность». Но понятие «толерантность» более широкое. Оно означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

- Как вы понимаете выражение «уметь терпеть, мириться с чужим мнением»? (Выслушивать и уважать мнение других людей.)

Правильно, быть толерантным - значит признавать, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Представьте себе такую ситуацию: два друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их самыми умными созданиями, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.

- Как вы думаете, из-за чего возник спор? (Из-за непонимания.)

- Кто из мальчиков прав? (Никто.)

- Чему мальчики должны научиться? (Принимать чужое мнение.)

Ребята, все мы разные люди, у нас у всех разные вкусы, привычки, разные таланты. Кто-то любит животных, кому-то нравятся машины, кто-то любит читать, а кто-то отлично играет в футбол, кому-то нравится рисовать, а кому-то - танцевать и т. д. И это не значит, что кто-то из нас хуже или лучше, умнее или глупее. Каждый из нас уникален и неповторим, поэтому мы должны ценить и уважать друг друга, то есть быть толерантными.

Упражнение на развитие толерантности «Комплименты»

 Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

Работа в группах

Учитель:   Ребята, я собирала слово «толерантность»,  но все перепуталось. Сейчас я вам раздам карточки со словами, вы прочитайте их и выберите те, которые вам понравились. (Раздаю   листки со словами –терпение, ответственность, любовь, единство, радость, активность, надежность, товарищество, нравственность, общение, сострадание, справедливость, терпимость, а они подбирают те, которые подходят,    собираем слово. Что общего в этих словах? (они толерантны). Например: буква т- это терпение, о-ответственность и т.д.

В школе, как и везде, все люди разные: маленькие и большие, худые и полные. Люди отличаются друг от друга национальностью, одеждой, привычками, но живут все вместе!

Какой можно сделать вывод?  ( нужно жить в мире и согласии друг с другом; не обижать другого человека только потому, что он отличается от нас).

Т -терпение

О – ответственность

Л – единство

Е – единство

Р- радость

А- активность

Н- надежность

Т-товарищество

Н- нравственность

О-общение

С-сострадание, справедливость

Т-терпимость

ь

 5. Итог занятия

-Вот и подошёл к концу классный час.

- Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил в душе каждого из вас огромный след, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость - это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

6. Рефлексия.

-Понравился ли им классный час?

- Хотели бы они ещё раз поговорить о толерантности?

-Что запомнилось больше?

Давайте вернемся к нашему дереву и наклеим листики, если вам понравился классный час, и вы узнали много нового, то наклейте листики, и пусть зазеленеет наше дерево.

Мои пожелания и ребят:

Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.

Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.

Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.

Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Бывают разные ситуации – но надо оставаться человеком. Доброта спасет мир. Мы-разные, но вместе мы едины и дружны.


Приложение

«Дерево ожиданий»https://i.pinimg.com/736x/f1/b3/ac/f1b3ac3bd71b7e91d39f321254755141.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Каши разные нужны, каши всякие важны"

Классный час по теме "Каши разные нужны, каши разные важны"  формирует у учащихся представление о значимости и пользе каш, знакомит  с историей и происхождением различных каш, с народными тр...

Классный час по теме "Мы разные, но всё - таки мы вместе!"

Данный классный час был дан в 4 классе....

Классный час на тему: «Мы разные, но мы вместе!»

Внеклассное мероприятие, с презентацией....

Классный час на тему "Мы разные, но мы вместе"

Целью занятия является формирование у обучающихся знаний о толерантности; создание условия для: формирования уважительного отношения к другим людям, признания различий и индивидуальности каждого; форм...

Классный час на тему: "Мы разные, но мы едины"

Воспитание толерантного отношения, духа терпимости друг к другу...

Классный час на тему: "Мы разные, но мы едины"(презентация)

Воспитание толерантного отношения, духа терпимости друг к другу...

Технологическая карта классного часа 2 класс Тема Мы разные, мы вместе

Цель деятельности учителя: воспитание у обучающихся осознания того, что сплочение коллектива, построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом – неотъемлемая и очень важная часть уч...