В литературной гостиной: Юрий Адрианов - "литератор, что грешит красками".
методическая разработка

Нина Александровна Абабкова

О замечательном нижегородском поэте, художнике Ю.Адрианове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx36.77 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное  казенное  образовательное  учреждение
Сокольская  средняя  школа

 

        

Внеклассное мероприятие:  

В  Литературной  гостиной.  Юрий  Адрианов  –  «литератор,  что  грешит  красками».

(Проведено в 8 а и 8 в классах в  рамках Недели русского языка                   и литературы)

        

                                                                                                                                Автор:

                                                                                       Абабкова  Нина  Александровна,

                                                                           учитель русского языка и литературы

Литературный сценарий: Юрий Адрианов –  «литератор, что грешит красками».

 Цель:  
- изучить и проанализировать статьи о творчестве современного нижегородского поэта Юрия Андреевича Адрианова, его творчество, обобщить и систематизировать полученную информацию и создать литературный сценарий и компьютерную презентацию.  
Задачи:
- познакомить учащихся с  биографией и творчеством современного нижегородского поэта, художника Юрия Адрианова;
- выявить степень влияния природы на становление и формирование мировоззрения, творчества поэта; способствовать формированию интереса к личности и творчеству поэта,                                                                                                                                                        
- воспитывать чувство любви к своей малой родине, чувство гордости за известных людей  нижегородского края.

Учитель:  Юрий Андреевич Адрианов – известный современный поэт, публицист, художник. Родился 18 июня 1939 году в городе Горьком и  умер в 2005 году. За литературную деятельность Ю.А.Адрианов удостоен 14 премий Союза писателей РСФСР, премий журналов, министерств, в том числе премии имени А.Фета, премии Нижнего Новгорода, Пушкинской премии,  имени М.Горького,  имени Н.Добролюбова. Юрий Андреевич - Почётный гражданин Нижегородской области, заслуженный работник культуры РФ, награждён медалью «За трудовое отличие».

Ученик: Детские годы поэта прошли в городе Горьком.  Дед поэта, Василий Васильевич Адрианов, был известным в Нижнем Новгороде математиком. Бабушка, Надежда Николаевна, преподавала историю в женской гимназии. Отец, Андрей Васильевич, погиб при обороне Севастополя в 1942 году. Как память о погибшем отце,осталось в семье тридцать семь фронтовых треугольников – военных писем, в которых звучат искренняя доброта, тревожные мысли о близких людях и  трогательная  забота о сынишке. Юре было всего три года. Мама Екатерина Ивановна воспитывала Юру одна. Она увлекалась литературой, сочиняла стихи и воспитала у него чувство любви к родной поэзии.  

Ученик:

Отца не помню я совсем.

Есть память писем, память боли.

Их тридцать семь, их тридцать семь,

Что сквозь огонь ко мне доплыли.

К ним верность вечную храня,

Читаю в час внезапной боли;

Как символ: мама, он и я –

Любви и горя треугольник.

*Стихотворение «Отцовская черта».

Он любил, вставая спозаранку,

Росною знакомою тропой

С неразлучной старою берданкой

Уходить в предутренний покой.

Я отца не помню,

Только снова

Побродяжить в дальние места

Тянет непоседливость отцова –

Наша беспокойная черта.

Манят даль, где розовеют кроны,

И лесной заброшенный большак.

И опять блестящие патроны

Складываю медленно в рюкзак.

Мама, мама, не смотри с заботой,

И под нос украдкой не ворчи:

«Ведь опять полезешь по болотам,

Осторожней, ног не промочи!»

Не смотри ты так сердито, мама,

Помоги мне подогнать ремни.

Я пойду, опять пойду упрямо

На лесные дальние огни,

Чтоб в бору за мутноватой Волгой,

У сторожки с низеньким крыльцом,

Летней ночью долго, очень долго

В мыслях разговаривать с отцом.

Ученик:  Учился Юра в школе №8 имени В.И.Ленина, которая находилась в центре города, на площади Минина. Уже в начальных классах  начал писать стихи. Был активным участником школьного театра, который создал известный педагог, учитель литературы Н.Н.Хрулёв. С 1957 по 1962 годы  Юрий Адрианов учился на историко-филологическом факультете Горьковского государственного университета. После окончания университета профессией выбрал литературное творчество. Он написал книги: «Обретённые тетради», «Свой век люби», «Я гость двадцать первого века», «Мерцают Болдина пруды…», «Память огненной поры», «Вечная дорога для души», «Нижегородская отчина».  Он издал восемь сборников стихов. Его первый сборник стихов « Считайте годы по веснам» вышел в 1963 году и сделал его известным в литературных кругах города Горького.

Учитель:  Николай Борисович Рачков в статье, посвященной 25-летию творческого пути поэта, писал: «Его многие стихи обращены к изобразительному искусству, он пишет о хохломе, о византийских глазах Феофана грека или синеглазом богомазе Рублеве».  Поэтому один из своих поэтических сборников Юрий Андреевич назвал «Краски». И это не случайно. Ведь Ю.А. Адрианов в юности окончил художественную школу, был замечательным  художником. Он писал живописные этюды. Если он ехал за город, то всегда брал лёгкий этюдник. Основой для этюда мог быть и холст, и картон, и коробка из-под конфет, а однажды под внезапно нахлынувшим  вдохновением одну работу написал прямо на фанерной палитре: букет сирени в день рождения любимой.  Так и стихи он мог написать на том, что попадало под руку: на пачках сигарет, салфетках, обложках книг, кухонной клеёнке.

Ученик:

Душа моя – старый этюдник,-

Бродяга забытых дорог,

То страстный лихой безрассудник,

То дремлющий, словно сурок!

От виденных образов – пёстрый,

Он скаредно в жизни хранил

И синь озарённую вёсен,

И холод январских белил.

В судьбе, как святые истоки,

Две радости рядом живут:

Стучатся внезапные строки

В тот час, когда пишешь этюд!

И чувствую снова и снова:

Подобны объятию рук, -

Рождённое краскою слово

И цветом пробужденный звук.

Ученик:

Я живу средь натюрмортов

Тех, что составляют быт.

Успокоенно,  негордо,

Что имею, тем и сыт!

Я не замечаю даже,

Многолетно и сполна,

Что живу среди пейзажей

Тех, что вижу из окна.

Не богемною мансардой,

Не борьбой «добра и зла»,

Я живу в «полотнах жанра»,

Что текучка создала.

Всё привычно и несложно,

Пусть «порочно», но моё!

Я – творец,

И  я – художник,

Создающий  бытие.

Ученик:

Живопись, душу спаси,

Доброй работой, терпеньем!

Живопись, ты на Руси

Вечно была откровеньем.

Нет,  не угаснет восход,

Если без жалоб и торга

В красках природы живёт

Тихая вспышка восторга!

И до усталых седин

Пишется с юности повесть:

Мир среднерусских равнин –

Запечатлённая совесть!

Время темнеет уже…

Но без тоски, без опаски

Молча восходят в душе

Мной пережитые краски.

Ученик: Поэт Юрий Адрианов  использовал слова, как краски, и его стихи производили впечатление живописных полотен. Критик Е.И.Осетров написал в своей рецензии о нем: «Юрий Адрианов видит мир в красках, его поэзию с полным основанием можно назвать словесной живописью». Сам Юрий Адрианов называл себя «самочинный живописец», «литератор, что грешит красками». Юрий Андреевич Адрианов – мастер поэтической пейзажной лирики.  Его стихи созвучны живописным работам. Они тесно переплетены, потому что в них звучит душа поэта, его мысли, чувства, раздумья о жизни и  смерти, добре и любви, судьбе России и малых деревень, предназначении человека и красоте русской природы.

Ученики читают стихи:

*Нижний  Новгород.

Сумерек   влага

И молчание холодное вод….

Город тихо течет по оврагам,

Город сонно по склонам бредет.

Гребни, взгорья, крутые откосы

И двуречия полукольцо.

Съезды, спуски, прибрежные взвозы-

Озаренное думой лицо.

Я- твой сын коренной, а не пришлый.

Вновь,как в детстве, иду не спеша

Красоте твоей, батюшка Нижний,

Не устала дивиться душа!

За лугами взметнули зарницы,

Там, за Волгой,- Сибирь и Урал.

…Русской летописи страницы

Ветер    медленно  перелистал.

*Сон пропал…

Опять упрямо

Стрелки кружат на часах.

«Принеси мне Волгу, мама,

В добрых утренних глазах».

Тишина плывёт по кругу,

По невидимой оси…

«Через вечную разлуку

Волгу, мама, принеси!»

Вновь дождя ворчанье злое.

Мгла сырая в небесах…

«Ради капельки покоя

Принеси в своих глазах

Волгу, узнанную прежде.

Где едва звучал исток».

С детской, робкою надеждой

Я гляжу на поплавок…

*Смешала осень на палитре краски

(Печальная сентябрьская игра!),

А я этюд писал над стылой ряской

У болдинского старого пруда.

Парк то алел,

То сыпал позолотой,

То вдруг ржавела бурая листва:

Парк дрёмно бормотал,

Как будто  кто-то

Припоминал забытые слова.

Взрывались над усадьбой крики

Птичьи,

Ввысьвозносились и слетали прочь.

А в тишине открытой,непривычной

Вставала тайна, плотная, как ночь.

В ней - мир России…

Пруд с погасшим взором…

И в ожиданьи сжатые уста…

Судьба необъяснимого простора!

…А над пологим медленным угором

Предсмертный взлёт опавшего листа.

*…Закат тяжёлые мазки

Кладёт, колорист-крамольник:

Меняет резко цвет реки

От судна зябкий треугольник;

На красноватый, стылый плёс,

На полудрёмный, полузрячий,

Он, не скупясь,внезапно внёс

Клин охры, золотой, горячий.

Но над безумием минут,

Над углями литых соцветий

Туманы, словно  дым, встают,

Сменилось злато старой медью.

Сгустели краски…

Облака

На кисть берут ультрамарина:

Мрачнеет холодно река,

Преображается картина.

Вот месяц,

Как поморский  коч,

Пробился в тьме,

Взглянул с укором…

Покоем распростёрлась ночь

И погасила парус спора.

*Век сирени – краткий век.

Чуть неделю длится диво!

Пробуждён лиловый смех –

Праздник счастья молчаливый.

Ежегодный взлёт судьбы

Побеждает лень и тени.

Есть во имя красоты

В этом мире дни сирени.

Убеждают разум наш

В том, что многое не спето,

Свежих красок вернисаж,

Увертюра к звукам лета.

*Июльское  томленье  иван- чая,

Внезапный  фиолетовый  туман.

Неистово от края и до края

Он заливает скатерти полян!

Все многоцветье  летнее венчая,

Торжественно и радостно горя,

Июльское томленье  иван-чая -

Недолгая медвяная заря!

В лицо мне дышат волны иван-чая,

От солнца тяжелеет голова

Вновь с русскою природой обручая,

Рождая мысли, краски и слова.

*Вновь открывают мне года

Родного языка угодья:

Бывает  «сытая» вода

В дни лугового половодья.

Бывает «кроткой» в ранний час,

« Матерой» на глубинах яра

И «зоркой», как орлиный глаз,

В дни листопадного пожара.

« Веселой» в юном роднике,

Что с крутизны сбежал в заречье…

Струится в русском языке

Полуоттенков  бесконечность.

Жаль, путь- дорожка коротка,

И не пройти под небом синим

По всем проселкам языка,

Как не постичь за жизнь Россию.

Ученик: Его  живописные этюды  есть в нижегородских музеях, домах его друзей. Он щедро дарил свои работы близким и друзьям, сопровождая их стихами, которые были созвучны настроению композиции живописного этюда.

«Дружески Яну и Алине с памятью давней-давней.

Я писал сердечно, молодо

На коробке от конфет

В галерею Яна Голанда

Элегический сюжет.

Нерушимо жизни правило –

Будет так и в этот раз:

Вы с Алиной нас поздравили,

Мы теперь поздравим вас!

Юрий Адрианов, литератор, что «грешит живописью. С Новым годом! Декабрь 1998 г.»   «Юрий Адрианов, литератор, что «грешит» живописью. С памятью о наших общих трудах над книгою «Болдинское братство» - Ольге Викторовне Эрзютовой с пожеланием светлых вёсен. Юрий Адрианов. 16.3. 1999г.»

Учитель:  Я уверена, что вас, ребята, тронуло, взволновало, не оставило равнодушными творчествоЮрия Андреевича Адрианова, мастера  поэтической пейзажной лирики. Я думаю, что вы будете не только  любить свою малую родину, интересоваться, изучатьеё  историю, но и будете  помнить  и гордиться таким  замечательным, талантливым  поэтом и художником, каким был  Юрий  Адрианов. И можно с уверенностью сказать, что Юрий Адрианов обрёл память о себе в своих замечательных, лирических стихах и живописных этюдах.

*Багряный куст горит в степном раздолье

Средь обожженной мертвенной травы,

Он, как костёр, забытый праздно в поле

Под куполом осенней синевы.

… Стою на рубеже, где боль и сказка

Сплелись корнями прочно, на века.

Сегодня праздник – торжествуют краски,

А ширь необозримо далека.

Уходит день.

Уже течёт в ложбины

Холодная седая тишина.

Вот из-за взгорья в бронзовой личине

Встаёт на стражу ранняя луна.

А в памяти моей пылает зримо,

Живёт строкой восторга возле уст

Руси неопалимая купина –

Среди осенних трав багряный куст.

Я понял: он останется навечно,

Как веха, что восстала на пути.

Он – счастья миг!

Надейся, человече,

Такой огонь в грядущем обрести.

                                                    Литература

  1. Н.А.Адрианова. Юрий Адрианов: Живопись. Поэзия. Нижний  Новгород: РИ «Бегемот». 2008г.

  1. Литературно-мемориальная экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Ю.А.Адрианова. Статья из интернет-ресурсы.

  1. Юрий Адрианов. Память Огненной поры. Нижний Новгород. Издательство «Вертикаль 21 век». 2010г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....

Сценарий литературно-музыкального вечера "Литературная гостиная", посвященного годовщине со дня рождения И.С.Тургенева

Расширить и углубить представления обучающихся о жизни и творчестве И.С. Тургенева, познакомиться с историей его любви к П.Виардо....