Программа воспитания 2021-2025гг.
рабочая программа

Скороварова Ирина Петровна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8»  (далее МКОУ «СШ №8) расположено в городе Ефремов, Тульской области.

 МКОУ «СШ №8 сохраняет и развивает традиции школы. В школе учился Сукманов Игорь Дмитриевич, погибший в республике Афганистан  в 1982. Память об этом увековечена на мемориальной доске, размещенной на здании школы. Имя героя является примером патриотического воспитания.

В своей деятельности приоритетным направлением школа выбирает гуманистическое и патриотическое воспитание.

В нашей школе работа строится так, что все  ключевые дела проходят  через единый разновозрастной общешкольный коллектив. Все педагоги стараются строить отношения через детско-взрослое партнерство.

Педагоги школы ориентированы на формирование дружных коллективов в рамках школьных классов, кружков, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.

Особенностью школы является создание кадетских классов. Ученики таких классов становятся более самостоятельными, несущими ответственность за себя и свои поступки, становятся примером для своих сверстников.

Основным принципом воспитания является создание единой  воспитывающей  среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitaniya_-_21-25.docx67.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8»

Г.ЕФРЕМОВ, ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО                                                                         «Утверждаю»

на заседании                                                                                  Директор школы

Педагогического совета МКОУ СШ № 8                                    ____________В.В. Мыльцев

Протокол №_от __.__. 20__ г                                                      Приказ №___ от __.__. 20__ г.

                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ

НА 2021-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила: Скороварова И.П.,

учитель начальных классов

г. Ефремов, 2021.


 Раздел 1.

Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя школа №8»  (далее МКОУ «СШ №8) расположено в городе Ефремов, Тульской области.

 МКОУ «СШ №8 сохраняет и развивает традиции школы. В школе учился Сукманов Игорь Дмитриевич, погибший в республике Афганистан  в 1982. Память об этом увековечена на мемориальной доске, размещенной на здании школы. Имя героя является примером патриотического воспитания.

В своей деятельности приоритетным направлением школа выбирает гуманистическое и патриотическое воспитание.

В нашей школе работа строится так, что все  ключевые дела проходят  через единый разновозрастной общешкольный коллектив. Все педагоги стараются строить отношения через детско-взрослое партнерство.

Педагоги школы ориентированы на формирование дружных коллективов в рамках школьных классов, кружков, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.

Особенностью школы является создание кадетских классов. Ученики таких классов становятся более самостоятельными, несущими ответственность за себя и свои поступки, становятся примером для своих сверстников.

Основным принципом воспитания является создание единой  воспитывающей  среды.

Раздел 2.

Цель и задачи воспитания.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанный в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашей образовательной организации ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье), цель воспитания в МКОУ СШ №8 – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивного отношения к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относится следующее:  

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистического взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. 

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе.
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  4. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  7. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики асоциального поведения школьников.

Раздел 3.

Виды, формы и содержание деятельности.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела.

 Ключевые дела - это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Традиционные дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.

Реализация ежегодных ключевых дел, жизнедеятельность разновозрастных, разнопоколенных сообществ – реальное партнерство субъектов воспитания в рамках гуманистической воспитательной системы школы.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне: 

  • ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (патриотической, экологической, трудовой благотворительной направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума:  «С днем рождения, Ефремов»; «Трудовой  десант», «Самая красивая клумба»,  «Самый красивый класс», «Новогодние окна», «Украсим окна к Первомаю»,  акция «Доброе утро, ветеран», «Чужих могил не бывает»,  «Добро рядом»,  « Школа безопасности».
  • проект РДШ «Классные встречи», «Делай правильный выбор» , встречи с представителями ОМВД России
  • Районные спортивные соревнования, творческие конкурсы, выставки, фестивали, которые открывают возможности для самореализации обучающихся и позволяют им отстаивать честь школы, вносить значительный вклад в ее развитие, например: «Лидер 21 века», «Смотр строя и песни», «Спартакиада учащихся» (по различным видам спорта), « Пост №1» (почётный караул у вечного огня);
  • Всероссийские акции и проекты, мероприятия, посвященные важным отечественным и международным событиям, участие в которых позволяет обучающимся испытывать чувство сопричастности к созданию истории страны, например: «Георгиевская лента», «Бессмертный полк», «Диктант Победы», «Белый цветок».

На школьном уровне:

общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы. Например: «День знаний», «День самоуправления» (ко дню учителя), «Новогодний праздник» , 15 – февраля день памяти И.Д. Сукманова, ученика нашей школы, погибшего в республике Афганистан, «8 Марта – женский день», комплекс мероприятий, приуроченный ко Дню Победы.

  • торжественные ритуалы - посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в кадеты»,  «Прощай, начальная школа», вступление в ряды первичного отделения РДШ, церемония вручения аттестатов;
  • церемонии награждения  школьников, родителей,  педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.

Церемонии награждения (по итогам года) проходят на общешкольных линейках по ступеням образования,  отдельно торжественные линейки для 9-х классов и «Последний звонок» для 11-х классов.

На уровне классов:

  • выбор и делегирование представителей классов в общешкольный Совет обучающихся, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
  • выбор и делегирование представителей классов в совет первичного отделения РДШ;
  • индивидуальная работа с классами, где обучаются дети с ОВЗ  - создание условий для включения обучающихся данных классов в общее воспитательное пространство школы;
  • участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел: «Сдай макулатуру – спаси дерево», «Помощь братьям нашим меньшим», «Каждому скворцу по дворцу», конкурс кормушек и д.р
  • проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела: «Самый спортивный класс», «Самый красивый класс», «Новогодние окна», «Украсим окна к Первомаю».

На индивидуальном уровне:

  • вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
  • индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;                                                  наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
  • при необходимости коррекция поведения ребенка через индивидуальные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
  • поддержка ребенка в принятии решения при вступлении в ряды волонтеров, юнармейцев, РДШ, школьного лесничества;
  • индивидуально-профилактическая работа с детьми, стоящими на различных видах учета (ежедневный мониторинг посещения занятий, выяснение причин пропусков, постановка на льготное питание, индивидуальные профилактические беседы, написание характеризующей информации, ведение журнала работы с трудным ребенком, вовлечение в кружки и секции, обеспечение местами в летнем лагере дневного пребывания).

3.2. Модуль «Классное руководство».

Деятельность классного руководителя регламентирована Программой воспитательной работы МКОУ «СШ №8», организуется на основании плана воспитательной работы МКОУ «СШ №8»,  на текущий учебный год.

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями. Основной целью деятельности классного руководителя является: создание условий для саморазвития и самореализации личности учащегося, его успешной социализации в обществе.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, с учащимися вверенного ему класса, позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе:
  • познавательной направленности – классные встречи,  исследовательские проекты, просмотров фильмов, организация экскурсий, библиотечных уроков;
  • трудовой направленности – организация дежурства класса по школе, оформление  классного кабинета, участие в трудовых десантах;
  • гражданско-патриотической направленности – организация и проведение мероприятий согласно плану воспитательной работы и календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам РФ, памятным датам;
  • интеллектуально-творческой – организация участия обучающихся в конкурсах, проектах различного уровня;
  • спортивно-оздоровительной – спортивные состязания, проведение мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ;
  • мероприятий духовно-нравственной направленности – тематические класс-проекты, праздники;
  • мероприятия профориентационной направленности – экскурсии на предприятия, профтестирования, участия обучающихся в профориентационных конкурсах (согласно циклограмме работе классного руководителя по профориентации);
  • социально-педагогической направленности –  волонтерские проекты, классные часы по профилактике асоциальных явлений, киноуроки, походы.
  • проведение классных часов как время плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости)  со школьным психологом.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной  обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса, в туристических походах  для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или  их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

3.3. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через взаимоконтроль и самоконтроль обучающихся, самостоятельный выбор разноуровневых заданий, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через использование занимательных элементов,  ИКТ (программы-тренажеры, тесты, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки-онлайн, видеолекции, онлайн-конференции и др.);
  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со всеми участниками образовательного процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся»;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов, восприятие ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей, историй судеб, комментарии к происходящим в мире событиям, историческая справка «Лента времени», проведение Уроков мужества;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела, создание ситуации успеха);
  • организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи, участие представителей школьного актива в Совете профилактики по вопросам неуспевающих обучающихся с целью совместного составления плана ликвидации академической задолженности по предметам;
  • использование технологии «Портфолио», с целью развития самостоятельности, рефлексии и самооценки, планировании деятельности, видения правильного вектора для дальнейшего развития способностей.
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы,  оформленным в работах других исследователей, публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3.4. Модуль

«Курсы внеурочной деятельности  и дополнительное образование»

Внеурочная деятельность и дополнительное образование являются составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Курсы внеурочной деятельности позволили нам ввести дополнительную подготовку для кадетских классов.

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и занятиях по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется преимущественно через:

  • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
  • формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • создание в детских коллективах традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
  • поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
  • поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности:

Познавательная деятельность. Общеинтеллектуальное направление. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира:

Внеурочная деятельность – «Мы играем», «Занимательный русский язык» в шахматы «Умники и умницы», «Веселый английский», «Увлекательная математика», «Информатика в задачах», «Многообразие живых организмов», «Основы чертежной грамотности»;

Дополнительное образование – «Программирование 3D- моделей»;

Художественное творчество. Общекультурное направление .

 Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, создающие благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие:

Внеурочная деятельность – «Волшебная кисточка», «Ритмика», «Современные ритмы»;

Дополнительное образование - «Современные ритмы», «Лицедеи», «Новая волна», «Ателье для кукол», «Волшебные узоры», «Юный художник»;

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых:

Внеурочная деятельность – «ОФП», « Строевая подготовка»;

Дополнительное образование - «Кожаный мяч»  « Физ. подготовка»  «Юный лыжник».

 

3.5.Модуль «Самоуправление».

Ученическое самоуправление создает условия для формирования у обучающихся отношений сотрудничества, коллективности, равноправия, понимания норм справедливости, взаимопонимания, заботы о каждом и каждого обо всех. Самоуправление выступает как феномен свободного пространства для удовлетворения потребностей школьников в самоутверждении и самоопределении.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

     На уровне образовательной организации: 

  • через деятельность исполнительного органа ученического самоуправления «Совет лидеров», созданного для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
  • через деятельность лидеров классных коллективов, с помощью которых доносится значимая для школьников информация и осуществляется обратная связь от классных коллективов;
  • через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе (старшеклассники входят в состав школьной службы медиации);
  • через деятельность юнармейского отряда, который участвует в реализации задач  юнармейского движения в  школе.  

На уровне классов:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (старост, дежурных, культ. сектора, спортивного сектора), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

3.6. Модуль «Профориентация».

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации; организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: 

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на  подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  • обучение в мобильном технопарке «Кванториум»;
  • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии (в Ефремовский районный  суд, ЕХЗ, ООО «Кубаньмасло», ООО «Щекиноазот» и др.);
  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, организованных «ЦЗН г.Ефремова», дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях.
  • изучение совместно  с педагогами интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков (интернет-площадки «ПроеКТОриЯ» (https://proektoria.online/), «Билет в будущее» (https://bilet.worldskills.ru/) и др.)
  • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии. Тестирование учащихся.
  • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы,    или в рамках курсов дополнительного образования.

3.7. Модуль «Работа с родителями».

Работа с родителями или законными представителями школьников проводится с целью привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.  Данная деятельность направлена на формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

На групповом уровне:

  1. Участие родителей в управлении школой:

Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей.

  1. Вовлечение родителей или законных представителей школьников в образовательный процесс:
  • Классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания: «Показатели нормативного и ненормативного поведения детей младшего школьного возраста», «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети», «Им уже 13. Будем вместе с ними, а не над ними», «Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии старшеклассника»;
  • Семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения, позволяющего развивать детско-взрослые общности, участвуя в совместном художественном творчестве, труде, добротворческих делах на благо себе и другому;
  • Родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников.

3. Повышение психолого - педагогической компетентности родителей или законных представителей школьников:

  • Общешкольные родительские собрания – 4 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения школьников к собственному образованию и образованию как личности, качества школьной жизни, учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах деятельности;
  • Индивидуальные беседы проводимые классным руководителем или психологом для родителей одного класса.
  • Родительские форумы  в классных группах, на школьном интернет-сайте, где обсуждаются интересующие родителей вопросы.

На индивидуальном уровне:

  • Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • Индивидуальные консультации родителей или законных представителей школьников со школьными специалистами, педагогами, администрацией с целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам реализации ФГОС ОО.

Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей в событийное пространство школьной жизни через совместную деятельность родителей и обучающихся.

Например: подготовка к празднику, экскурсии, выставке поделок, поздравлению учеников класса.

4.Основные направления самоанализа воспитательной работы.

         Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников через отслеживание динамики личностного роста обучающихся. (Методика личностного роста Д.В. Григорьева,   П.В. Степанова, И.В. Степановой).

Сформированность детского коллектива (методика диагностики уровня сформированности детского коллектива)

"Мониторинг воспитания в современной школе: научно-методическое пособие / А.И. Григорьева, Л.В. Заика;

2. Воспитательная деятельность педагогов через развитие профессиональной позиции педагога как воспитателя. (Методика А. И. Григорьевой «Педагог как профессиональный воспитатель»).

3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации через нормативно-правовую базу, регулирующую воспитательный процесс в школе.

4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации: нормативно-правовая база, кадровые ресурсы, содержательные ресурсы, программное обеспечение и т. д. (отслеживается по методике, предложенной коллективом авторов: Л.В. Алиева, Д.В. Григорьев, Н.Л. Селиванова, И.В. Степанова, П.В. Степанов).

        Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.

Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...

Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"

Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...

Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)

Цель воспитательной программы  – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...

программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)

Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...

Индивидуальная программа развития профессионального уровня на период 2021- 2025гг. учителя начальных классов Бондаренко Виктории Васильевны

Индивидуальная программа развития профессионального уровня  на период 2021- 2025гг.учителя начальных классов Бондаренко Виктории Васильевны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ) с КАЛЕНДАРНЫМ ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Рабочая программа с календарным планом предназначены для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённ...