Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
статья (2 класс)

Сиротина Екатерина Андреевна

В статье обосновывается актуальность проблемы патриотического воспитания второклассников на уроках литературного чтения. Описывается опыт работы по использованию произведений художественной литературы на уроках литературного чтения в начальной школе в рамках патриотического воспитания детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.        

В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью».

Чувство патриотизма очень тесно связано с содержанием общественной жизни. К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались многие педагоги, как А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.

Воспитывать патриота нужно с начальной школы. Начальный школьный возраст - это этап усвоения, накопления знаний. В данном возрасте развиваются такие качества и чувства, как нравственность, интеллектуальность, эстетичность. Этот возраст - период становления личности, когда формируется чувство любви к своей стране, закладывается уважение к людям и осознание того, что все люди разные. Воспитание патриотизма должно стать важнейшим направлением работы учителей начальной школы.

Патриотическое воспитание - это добровольный процесс взаимодействия учителя и учащихся, способствующий формированию патриотических убеждений, взглядов и чувств, формированию отношения уважения к историческому прошлому своей страны и унаследованным традициям Отечества.

Уроки литературного чтения способствуют развитию всех этих компонентов, а также затрагивают в большей степени, чем иные школьные предметы, эмоционально-чувственную сферу детей младшего школьного возраста.

Важным аспектом является то, чтобы знания о патриотизме, полученные учениками, приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и стали руководящим принципом их деятельности и поведения. Рекомендуется использовать задания в работе над художественным текстом с элементами рассуждения, что обеспечивает формирование у детей собственных установок.

Огромное воспитательное значение имеет работа с пословицами. Именно в них ярко выражено отношение народа к Отечеству: превозносится честность, правдивость, смелость и трусость.

Ученики знакомятся с русскими народными песнями «Береза моя, березонька», «Ты рябинушка раскудрявая», стихотворениями «Родина», «Русь», «Вижу чудное приволье…», «Детство… Цветы… Лужайка…».

На уроках литературного чтения дети знакомятся с былинами «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко», читают отрывки из древнерусской «Повести о Петре и Февронии», «И вспомнил Олег коня своего».

Таким образом, уроки литературного чтения способствуют формированию у младших школьников собственного отношения к явлениям жизни, пробуждению интереса к книгам и произведениям художественной литературы, созданию основ читательской культуры личности, воспитанию общечеловеческих и национальных морально-этических ценностей, формированию патриотического сознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.

В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....

Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....

Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения.

В работе представлен опыт учителя начальных классов по формированию у младших школьников нравственных понятий на примере изучения басен И.А. Крылова как одних из наиболее удачных примеров литературных...

доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.

Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и на...