Доклан о реализации новой программы
статья

Доклад о реализации новой программы воспитания на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад о реализации новой программы воспитания на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».

В новом ФГОС одной из приоритетных задач становится духовно- нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать: овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм.

Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Все мы с Вами хорошо понимаем, что   информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире. Одной из наиболее действенных технологий  считается ИКТ:
  -применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения,  активизирует  познавательную деятельность учащихся.
     -использование ИКТ  позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
   -  повышается  объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения.
     - обеспечивается  доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.


К наиболее часто используемым ИКТ в учебном процессе нашей школы относятся:

---электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

---интерактивные доски,

---электронные энциклопедии и справочники,

---тренажеры и программы тестирования,

---образовательные ресурсы Интернета,

Чтение, русский язык и математика создают фундамент для освоения всех остальных предметов как минимум тем, что обучают детей чтению, письму и счёту. Но основой  постижения мира всегда была система наук.

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Реализация новой программы воспитания по « Окружающему миру» предусматривает знакомство с началами наук, даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяет сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет  «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов  основной школы: физики,  химии, биологии, географии, обществознанию, истории.  Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Во внеурочной деятельности постоянно наблюдая за явлениями окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает богатый чувственный опыт, развивается его умение анализировать, устанавливать связи и взаимосвязи. Мышление ребенка становится все более логичным, у него формируется правильная связная речь. . 

 Предмет «Окружающий мир» вносит вклад во все сферы интеллектуальной деятельности ребенка. Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов.

В процессе разрешения конкретных жизненных ситуаций, младшие школьники начинают осознавать тесные связи человека с природой, подходят к пониманию истинности суждения: «В природе нет вредных и полезных существ! Природе нужны все!». Так, в рамках предмета «Окружающий мир» формируются предпосылки экологически грамотного отношения ребенка к среде обитания, обогащается опыт оценки поведения людей в природе, формируются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой и возможной помощи, как в искусственной, так и в естественной среде обитания.

При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за явлениями  природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важна и внеурочная деятельность - экскурсии и прогулки на улице, в парке, музее; встречи с людьми различных профессий; организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром.

Гражданскую идентичность формирует изучение материала об истории России, российской символики. Уже в 1 классе дети знакомятся с историей своего родного края (города или села), своей страны: «Наша страна – Россия», «Мы – россияне», «Мы граждане России».  Эти уроки  проводятся  в форме экскурсий по местам родного края или в краеведческий музей; работы над проектом; творческие задания.

На уроках «Окружающего мира» для формирования установок на безопасный образ жизни изучаются темы, связанные со знанием правил дорожного движения: на уроках проходят такие темы: «Где ты живешь?», «Правила дорожного движения»; где дети учат правила ПДД, необходимые для соблюдения безопасности; изучают  правила поведения в опасных для жизни ситуациях. На таких уроках используется наглядный материал, показать презентаций, составление  плана  безопасного пути от дома до школы и наоборот.

Так реализация новой программы воспитания в начальной школе по предмету: «Окружающий мир» -  обеспечивает формирование следующих личностных универсальных действий:                              

- принятие учащимися правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни  в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья;                                  

  - умения различать государственную символику РФ и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте РФ, Москву – столицу России, свой регион и его столицу;

 - формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее,

-формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного поведения;

- развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация новых стандартов в учебниках русского языка М. С. Соловейчик «К тайнам нашего языка»

Я работаю третий год по учебникам русского языка Марины Сергеевны Соловейчик «К тайнам нашего языка» - УМК «Гармония». Считаю, что в содержании данного учебника реализуется принцип системно-деят...

Начальная школа как образовательная модель, формирующая условия для реализации новых государственных образовательных стандартов

Одна из важнейших образовательных тем последних лет -  внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, которые в нашей школе начали реализовываться...

Реализация новых ФГОС в начальных школах: рекомендации экспертов.

Основная задача, стоящая перед начальной школой в настоящее время – сформировать у ученика такие черты, как гибкость, конструктивизм, способность к самообучению для успешной адаптации в дальнейш...

Инновационные технологии реализации новых стандартов общего образования во внеурочной деятельности.

Проанализировав результаты проделанной работы по организации внеурочной деятельности, выбрали пять  направлений: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, эколого – биологи...

Формирование УУД как способ реализации новых ФГОС.

Цель современного образоваия с требованиями ФГОС. Реализация УУД на современных уроках. Результаты реализации ФГОС в портрете выпускника начальной школы....