Проект "Городец - город мастеров"
проект (2 класс)

Шереметьева Татьяна Вячеславовна

Данный проект позволяет учащимся 2 класса познакомиться с народными промыслами, в частности, городецкими промыслами. Учащиеся в результате изучения темы создают финальный проект (в виде плаката), учитывая при его создании все полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Городец - город мастеров458.95 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Городец – город мастеров».

Авторы: учащиеся 2а класса школы № 577.

Руководитель: Шереметьева Т.В., воспитатель.

Цель:

  • изучить историю народных промыслов и ремесел города Городец;
  • создать финальную работу (плакат) по изученной теме.

Введение.

Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры. С  времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества – промыслы. Она сочетала производство повседневных предметов быта с художественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.

Народные художественные промыслы являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Мы решили изучить промыслы города Городец, потому что для нас это неизвестный пласт народного искусства.

Немного об истории города…

        Есть в Нижегородской области один маленький городок с большой историей, называется он Городец. И историей не только в летах (город основан в 1152 году Юрием Долгоруким), но и историей ремесел.

Городец — уникальный город по количеству и разнообразию народных промыслов и ремёсел. В этом он не имеет себе равных в Нижегородской области. Сейчас в Городце и окрестностях возрождаются и развиваются промыслы и ремёсла, казалось, давно утраченные. Пройдя через многие века, они сохранили традиции прикладного народного русского искусства.

Резьба по дереву.

Городецкая резьба первоначально возникла в среде плотников-корабелов, а потом перешли в крестьянскую архитектуру. Над художественной резьбой работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили, складывалась орнаментика. В городецкой резьбе воплотилась богатая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградные лозы с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастических цветов, которых нет в природе. Неизвестные резчики работали наугад, полагаясь только на своё художественное дарование, а инструментами в их руках были всего-навсего стамеска и долото.

Металлические кружева.

С незапамятных времён в Городце занимались ковкой и литьём. Изготовлялись якоря, топоры, колокольные языки и многие бытовые предметы. В Петровскую эпоху, конец XVII – начала XVIII века, боярин Стрешнев получил центральную часть Городца в своё владение, построил здесь якорный завод. Ковка якорей и колокольных языков составляла значительный промысел Городца. Якоря делались весом от 80 фунтов до 80 пудов. В течение года выковывали изделия валовым весом до 20 тысяч пудов.

Далеко за пределы Нижегородской губернии шла добрая слава и о высоком качестве колокольных языков, отлитых на заводе боярина Стрешнева. Как вспоминают старожилы, городецкие колокола издавали оригинальный «малиновый звон», потому что при отливе добавляли серебро, чтобы они лучше, громче звучали. Рассказывают, что когда звонят все десять церквей, собор и монастырь, в Городце стоит сплошной гул разных мелодий.

В 70-80 годы XIX века возникло в Городце металлопроизводство. На литейном заводе К.В. Кузнецова производили металлические архитектурные украшения для домов. Завод Кузнецова не уступал предприятиям Урала. До сих пор сохранилась металлическая вязь, украшавшая жилые здания в Городце, и витые лестницы в купеческих особняках. Сейчас в Городце возрождается почти полностью утраченная профессия жестянщика, мастера по изготовлению изделий из жести. На фронтоне домов, дымников, на воротах, на входной двери, на водосточных трубах – всюду горят на солнце кружева из металла.

Покоряют красотой дымники, которые искусно делает городецкий мастер-художник. Они пользуются большим спросом у жителей Городца и района.

Городецкие пряники.

Обычай выпекать пряники был широко распространен в Городце ещё в давние времена, исстари этому способствовало изобилие «бортевых угожий». Бортью называется пустота, выдолбленная в стоячем дереве для помещения диких пчёл, а бортничество — пчелиный промысел. В дремучих городецких лесах (до сих пор сохранилось место в Городце, называемое Кукушкина гора) было много ульев диких пчёл, дающих немало мёда. Жители занимались бортничеством — добычей мёда диких пчёл.

Развитие пряничного производства в Городце связано с хлебной торговлей. Ему содействовали большие базары, частые караваны судов по Волге, близость Нижегородской ярмарки. Городецкие пряники выпекались на меду, на патоке и сахаре, сдабривались изюмом и другими пряностями. Городецкий пряник был вкусен и красив внешне.

Городецкие пряники были печатными. Народные мастера вырезали доски (своеобразный трафарет), на которых были фигурные очертания птиц, коней, шатровых башен в миниатюре, разные узоры и дарственные надписи.

К концу XIX и начала XX веков в Городце насчитывалось шестнадцать пекарен. Оборудование было несложное: русская печь, несколько широких столов для раскатки теста, кадки с водой, печатные доски. Обливаясь потом, стояли у раскалённых печей пекари, поминутно вытаскивая противни, чтобы не поджечь пряники. Городецкие пряники, которые соперничали с тульскими и вяземскими, поставлялись купцами на восток в качестве подарков с Нижегородской ярмарки, на север к охотникам для обмена на меха, шли на ярмарки в Сызрань и за границу — в Турцию.

С давних пор своеобразно отмечались различные события в жизни: пекли пряники в честь весны — «жаворонки», на встречу Нового года, свадебные, подарочные, именинные, юбилейные. Причём разные по величине: от размером с горошину до пуда весом.

Пряничное производство продолжает развиваться в Городце до сих пор. На базе кустарной артели «Красный пряничник» в 1957 году в Городце создали пищекомбинат. Сейчас пряники выпекаются в электрических печах, ручной замес теста заменили тестомесильные и формовочные машины.

Городецкая роспись.

Самым значительным видом народного искусства заслуженно считается изумительная городецкая роспись, отразившая творческие силы народа. Городецкая роспись произошла от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Так, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Позже мастера стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины XIX века сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Городецкая роспись своеобразна, поэтому спутать с какой-то другой её трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.

Особенно хотелось бы остановиться на изображении городецкого коня. Умение нарисовать его – это уже виртуозное владение кистью, выдерживание канона. Ни один профессиональный городецкий мастер не мог признаваться таковым, пока не покажет искусный рисунок с конем в центре изображения.

Многие века художники обращались к образу коня. Он считался символом света, возрождения солнечного тепла, самой жизни. Конь был добрым и верным помощником пахаря, без которого на селе прожить было почти невозможно. Оттого такое почитание животного, стремление изобразить его как сильного, благородного и красивого героя; существо даже наделялось некоторыми сказочными, мистическими чертами.

Изображались городецкие кони часто по бокам от большого дерева, могла окружать лошадок и цветочная гирлянда. Мастера с большой любовью, терпеливо и тщательно украшали героя, стремясь изобразить его максимально эстетично, ярко, филигранно.

Традиционно в городецкой росписи лошадь черная. Этот канон обращен еще к тем временам, когда местные прялки украшала не роспись, а резьба. Вырезанный из черного (или, как его называли, мореного) дуба конь врезался в светлое прялочное донце. А так как работа эта была физически тяжелой, умельцы принялись закрашивать лошадку на прялке черным цветом, так и дешевле было. Так конь и остался строго черным: и на расписных деревянных досках, и на других изделиях городецкого промысла.

По характеру изображения конь в городецкой росписи всегда величав, всегда торжественен. Художники рисуют не усталое от тяжкого труда животного, а сказочную Сивку-Бурку, под которой земля горит, которая гордо бьет копытом о землю. У скакуна изящные тонкие ноги, на нем богатая упряжка, а пышный его хвост струится водопадом.

Результатом нашего небольшого исследования стало создание плаката, в котором мы постарались отразить основы городецкой росписи, а также странички истории города и художественное видение современного города Городец, выраженное в стихотворной форме.

        C:\Users\irbis\Desktop\IMG_0182.JPG

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Город Мастеров"

Классный час по профориентации младших школьников. Знакомство учащихся с огромным миром профессий....

Город мастеров

Учащиеся 1-9 классов вместе с гостями мероприятия отправляются на шумную ярмарку... Внеклассное мероприятие было разработано совместно с Бударовым Александром Викторовичем, учителем технологии МО...

"Город мастеров" (1 год обучения "Волшебный квилинг")

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Программа дополнительного образования Кружок «Город мастеров»

Программа кружка "Город мастров" для начальной школы, рассчитана на 1 год реализации, вней отражены основные разделы работы с различными материалами (бумага, пластелин, соленое тесто, работа с тканью,...