Технология самоподготовки
методическая разработка

Марина Тимошева

Технология самоподготовки в ГПД (пооэтапно). Рекомендации по проведению самоподготовки, основанные на личном опыте воспитателей ГПД и практико-ориентированной литературе. Рекомендации по работе на самоподготовке с тревожными, неуверенными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_samopodgotovki_timosheva-0.docx11.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тимошева Марина Алексеевна

Технология самоподготовки в ГПД

1. Организационный этап.

По времени занимает не более 5-7 минут. Учащиеся готовят своё рабочее место, учебные принадлежности. Воспитатель должен чётко оговорить цели, последовательность работы, создать мотивацию. Оговаривается содержание задания, выбирается более рациональный путь и последовательность его выполнения. Внимание учащихся привлекается к памятке, которая является постоянным ориентиром в самостоятельной работе. Опираясь на памятку, дети вспоминают тему урока, правила, схему или таблицу, по которой работали в классе. Осуществляется связь урока и самоподготовки. (Подробный инструктаж по работе с памяткой проводится, когда дети только начинают работать самостоятельно.)

Для формирования умений и навыков самостоятельной работы важное значение имеет воспитание у детей умения беречь время — важнейшего признака культуры умственного труда. Ведь причинами перегрузки при выполнении домашних заданий не всегда является большой объём домашних заданий, чаще — недостаточная подготовленность учащихся к их выполнению и неумение многих школьников рационально использовать время.

Перед занятиями необходимо сообщать приблизительные сроки предстоящей работы и показывать, какое положение займут на часах стрелки к концу этого срока.

2.  Самостоятельное изучение материала.

Самостоятельная работа учеников — один из главнейших элементов самоподготовки. Необходимо выбирать наиболее эффективный вариант в организации самоподготовки школьников с учётом особенностей учащихся и их обучаемости.

В 3 —4 классах можно начинать самоподготовку с математики или русского языка. Необходимыми условиями при выполнении данных предметов являются следующие:

  • вспомнить, чем занимались на уроке, какую тему изучали, какие задания выполняли, с какими таблицами работали, с какими правилами знакомились и т.д., озвучить их;
  • найти правила в учебнике, прочитать их и постараться воспроизвести со своими примерами.

Только после этого можно переходить к выполнению письменных домашних заданий. Основные требования к ученику в процессе работы — самостоятельность, прилежание, экономное использование времени.

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого работать с учебником, третьего — с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все тс приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности.

Под особым наблюдением воспитателя должны быть учащиеся 2 класса, у которых только формируются навыки самостоятельности. Им свойственны рассеянность, неумение сосредоточить своё внимание на выполнении задания. На самоподготовке воспитатель чаще проверяет их работу, подбадривает и помогает им.

В 3 - 4 классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.

3.   Самоконтроль, взаимопроверка и самооценка.

Прежде чем проверить работы детей, воспитатель организует самопроверку, которая приучает их контролировать свои действия.

При индивидуальном самоконтроле каждый учащийся проверяет ход и результаты выполняемой работы самостоятельно. Такая проверка является обязательным элементом самостоятельной работы. Навык индивидуального самоконтроля формируется на протяжении всего обучения при помощи фронтальных проверок и других способов контроля.

При формировании навыков самоконтроля необходимо приучать ребёнка прочитывать написанное упражнение, проверять решение задач, примеров, отвечать на контрольные вопросы в конце статьи по литературному чтению, предмету «Человек и мир». Полезно учить ребят способам самопроверки: найди в упражнении слова, словосочетания, предложения на изученное правило, расскажи прочитанное по плану без учебника, выполни обратное вычисление и т.д.

4.  Заключительный педагогический контроль.

Воспитатель осуществляет проверку качества выполнения домашних заданий учениками, даёт оценочное суждение о работе каждого ученика. Просматриваются письменные работы, ведётся беседа по устным предметам, задаются 2-3 вопроса на понимание изученного материала, исправляются ошибки и неточности. Воспитатель отмечает тех. кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. Если каждый день ученик добивается хотя бы крупицы знания собственными усилиями, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознаёт свой труд, своё отношение к нему.

5.  Подведение итогов работы.

При подведении итогов можно провести дидактическую игру на закрепление определённых умений и навыков, развитие памяти. Затем необходимо убрать рабочие места и навести порядок.

Рекомендации по проведению самоподготовки, основанные на личном опыте воспитателей ГПД и практико-ориентированной литературе

Каждый воспитатель обязан составить план проведения самоподготовки, в котором подробно указываются цели и задачи, порядок проведения самоподготовки, необходимая индивидуальная работа.

Для развития волевого компонента воспитатель учит воспитанников осознанно принимать те или иные задания; Варьирует меру и форму помощи со стороны; осуществляет дифференцированный подход к ученикам с различным когнитивным стилем. Для импульсивных воспитанников мы рекомендуем замедление темпа подготовки домашних заданий, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, ее характера.

В образовательном учреждении оправдал себя следующий алгоритм проведения самоподготовки:

1. Проведение самоподготовки в одно и то же время. Поскольку учащиеся ведут подготовку к урокам в определенное время, то у них складывается привычка вначале заниматься делом, а затем планировать занятия по интересам.

Несомненно, контролировать процесс самоподготовки легче в том случае, когда ученики готовят задания в определенной последовательности, но здесь в обязательном порядке учитываются исследования психологов об уровне работоспособности воспитанников. У некоторых учащихся уровень работоспособности более высок на начальном этапе самоподготовки, у некоторых работоспособность выше во второй половине, а на начальном этапе они нуждаются в так называемой “раскачке”. Одни учащиеся хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие – наоборот.

2. Опыт работы в учреждении показывает, для того, чтобы осуществлять руководство процессом закрепления знаний на самоподготовке, воспитатель должен хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемы к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника..

3. Главная цель самоподготовки – повторение и закрепление изученного на уроке материала. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано.

4. Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать познавательные способности, формирование положительной мотивации к учению, обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями, умению адекватно оценивать свои возможности, работать с книгой, справочной и другой литературой, формирование культуры учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные. Это могут быть как групповые, так и индивидуальные методы: контроль, самоконтроль, взаимопроверка, доверие, похвала, помощь воспитателя, моделирование ситуаций успеха.

5. В отличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимного момента творческую, но близкую к домашней, психологическую обстановку.

В процессе проведения самоподготовки воспитатель по-разному контролирует подготовку каждого ученика, используя работу в парах: ребята проверяют друг друга. Хороший результат для привития навыков самостоятельной работы дает наличие группы доверия. Воспитатель делает акцент в начале самоподготовки, что сегодня доверяет самостоятельно подготовить уроки на следующий день ряду учеников, он им доверяет, надеется на получение ими хороших оценок. Ученик старается оправдать доверие воспитателя. Но торопиться с оказанием доверия не следует. Прежде, чем объявить воспитаннику, что он входит в состав группы доверия, воспитателю необходимо убедиться, что он умеет работать самостоятельно, умеет самостоятельно работать с учебником, заучивать правила, формулы, сумеет разобраться в теореме, передать содержание прочитанного, подготовиться к сочинению и написать его. Только после того, как воспитатель убедится, что ученик соответствует этим требованиям, можно доверить ему работать самостоятельно, но контроль за результатами его учебной деятельности осуществляется во время посещения уроков, смоделированных ситуаций, когда ученик должен показать свои умения и знания, не догадываясь о том, что воспитатель проверяет, можно ли его включать в “группу доверия”.

Более слабых учеников, которые еще не умеют работать самостоятельно, воспитатель контролирует сам. Для этого предлагает пересказать нужный материал, обучает приемам передачи содержания текста, проверяет заучивание правил, теорем, формул, обучает приемам работы с книгой. Художественные произведения из-за недостаточного времени, отводимого на самоподготовку, приходится читать после самоподготовки коллективно. Дети читают поочередно. Решается задача совершенствования техники чтения, развития внимания, развивается слуховая память.

Помощь воспитателя не должна сводиться только к подсказкам правильного решения, а нужно добиваться осмысления изученного.

Проверка овладения знаниями учащихся на самоподготовке не должна быть фронтальной. Результаты контроля, свои наблюдения воспитатель фиксирует в отдельной тетради индивидуальной работы. Подсказка ученику готовых решений ведет умственной лени, неспособности самостоятельно добывать знания, боязни сделать что-то неправильно, порождает иждивенчество, пассивность в овладении знаниями. Недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения обнаруживается, когда полученные знания нужно применять на практике на уроке. Поэтому перед воспитателем стоит задача формирования в зависимости от восприятия понятий.

Важным приемом в работе воспитателя на самоподготовке является применение элементов проблемности, когда учащийся, выполняя домашнее задание, сам проверяет на практике орфографическую или математическую закономерность. Проблемная ситуация – первый шаг обучения приемам самостоятельной работы, который вынуждает ученика обратиться к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению, но воспитатель “ведет” ученика по этой тернистой тропе, подсказывая ему последовательность добывания необходимых знаний.

Действенным методом помощи на самоподготовке, обучение умению работать в парах, привитию навыков самостоятельной работы является помощь консультантов. В число консультантов выбираются ребята, которые любят предмет, имеют хорошие знания и оценки по предмету, расширяют свой кругозор. Все вопросы, которые непонятны учащимся по тому или иному предмету они могут адресовать консультанту, однако, воспитатель, так или иначе контролирует правильность их ответа на интересующий учащихся вопрос.

Не сбрасывается со счетов и такой прием работы на самоподготовке, как взаимопомощь. Но она должна быть до определенных пределов. Нельзя допускать просто списывания.

Главным фактором продуктивности познавательной сферы является эмоциональная связь воспитателя и учеников. Воспитатель стимулирует умственную деятельность, используя речевые свойства.

Немаловажным звеном в успешном овладении учащимися приемам самостоятельной работы и развития познавательных способностей, интересов является формирование адекватной самооценки. Неадекватно завышенная самооценка может привести к новым проблемам для самого ученика и для педагогов, тогда возможно возникновение конфликтных ситуаций, когда ученик считает себя лучше знающим материал и требует более высокой оценки своих знаний на уроке. Поэтому важным компонентом деятельности воспитателя является обучение приемам самоконтроля и взаимоконтроля. Для осуществления взаимоконтроля организуется работа консультантов, роль которых выполняют учащиеся, хорошо успевающие по предмету, имеющие хорошие отметки, которые любят предмет, расширяют свой кругозор, знают программный материал по изучаемой теме.

На определенном этапе формирования навыков учебного труда можно использовать и шефскую помощь. Но опасность заключается в том, что слабый ученик у более сильного, не разобравшись в изучаемом материале, просто переписывает письменные работы, здесь нужен особый контроль со стороны воспитателя.

“Прямая помощь” со стороны воспитателя может оказываться только на начальном этапе поступления воспитанника в ОУ, как новичку, а затем идет активное обучение навыкам самостоятельной работы

Для успешного проведения самоподготовки классные кабинеты, где она проходит, оснащены необходимым оборудованием, пособиями.

Рекомендации по работе на самоподготовке с тревожными, неуверенными детьми

  • Хвалите ученика даже за незначительный успех.
  • Избегайте заданий на время.
  • Сравнивайте результаты ученика только с его собственными.
  • Снижайте количество замечаний.
  • Обращайтесь к воспитаннику по имени.
  • Не допускайте нотаций.
  • Старайтесь соизмерять основные требования с требованиями учителей-предметников.
  • Обговаривайте с детьми, как будет выглядеть контрольная, самостоятельная работа на уроке.
  • Выберите подходящий способ проверки качества подготовки ученика к уроку в соответствии с его индивидуальными особенностями, знаниями, уровнем сформированности мотивации, познавательных способностей, навыков самостоятельной работы, самооценки.
  • При общении с учителями-предметниками выработайте требования к ученику, адекватные его знаниям и возможностям.
  • Чтобы задание представлялось ученику осуществимым, надо разбить его на более мелкие.

Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

Используемая литература

  • Монина Г., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. С-Петербург. Речь. 2003.
  • Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способов их коррекции на начальном этапе обучения. М., 1989.
  • Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспевемости и второгодничества, пути их преодоления. Якутск. 1980.
  • Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1997.
  • Страхова Л.М. Воздействие эмоционального поведения учителя на развитие позначательной сферы учащихся // Учебная деятельность и развитие познавательной сферы учащихся. Волгоград, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельного пошагового контроля при самоподготовке в ГПД

Предлагается таблица, в которой ребёнок фиксирует каждую операцию....

Самоподготовка

Занятие по самоподготовке в 3 классе...

Формы и методы деятельности учащихся на самоподготовке.

Данная статья рассказывает о формах и методах применяемых воспитателем на смаоподготовке  с учащимися начальной школы....

Самоподготовка как форма обучения учащихся 1 - 4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня.

Методическая разработка на тему: "Самоподготовка как форма обучения учащихся в 1-4 классов, требования к проведению самоподготовки в группе продленного дня"....

Проведение самоподготовки с использованием здоровьесберегающих технологий.

В данной работе представлены различные формы и методы использования здоровьесберегающмх технологий во время проведения самоподготовки....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ САМОПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В  статье  сообщается о  необходимости  сохранения и укрепления здоровья  воспитанников образовательного учреждения  интернатного типа во внеурочное время....