Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Нестеренко Татьяна Ивановна

Рабочая программа по  внеурочной деятельности для учащихся 1 класса  "Азбука здоровья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_zdorovya.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тарасковская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Кашира Московской области

УТВЕРЖДЕНО

приказом

МБОУ «Тарасковская СОШ»

от «31» августа № 218

_________________________

   О.Н. Пияева

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Азбука здоровья»

(Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей

обучающихся в творческом и физическом развитии и развитии способностей и талантов)

кружок

  Класс: 1 «А»

Учитель: Нестеренко

 Татьяна Ивановна

п. Зендиково

2022 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса  «Азбука здоровья» предназначена для внеурочной  работы и рассчитана на обучающихся 1 класса.

Данная программа составлена на основе:

- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. «135 уроков здоровья или школа докторов природы». М., ВАКО, 2021 г. для 1-4 классов.

Актуальность программы:

Поступление ребёнка в школу – первая большая и серьёзная ступень в его жизни.

      От периода раннего детства – поры беспечных игр и достаточно большой свободы – дети переходят к постоянному напряжённому учебному труду, новому режиму, иному ритму жизни.

      Здоровье – это бесценный дар, который даёт человеку природа. Без него жизнь не будет интересной и счастливой. Но часто этот дар растрачивается попусту, человек забывает, что потерять здоровье легко, а восстановить очень и очень трудно.

        В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятий «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

         Курс «Азбука здоровья» должен стать «школой здорового образа жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способность воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

         Цели:

создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья;

формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому и безопасному образу жизни;

использование полученных знаний в практике  с целью улучшения собственного здоровья.

Задачи:

формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья;

развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся;

развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации;

развитие умения проводить самостоятельные наблюдения;

воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни.

В соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком МБОУ «Тарасковская  СОШ» на изучение курса  «Азбука здоровья» в 1 классе отводится 33 часа (по 1 часу в неделю). Содержание реализуется за 33 часа.

                        Результаты освоения  курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных и метапредметных результатов.

 Личностные результаты освоения  курса внеурочной деятельности

У обучающегося будут сформированы:

- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

 - навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, предупреждения заболеваний, оказания первой медицинской помощи;

- дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

- активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности:

            Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя:

проговаривать последовательность действий:

- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, отрывком учебного фильма;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности класса в процессе занятия.

Обучающийся получит возможность научиться:

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

           Познавательные УУД:

          Обучающийся научится:

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- применять знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием;

-понимать себя, делать самоанализ, прогнозировать ситуацию;

 -заботиться о своём здоровье, формировать установку на поддержание здоровья без применения медикаментозных средств, адаптироваться в условиях «конфликта» организма со временем, который возникает между геофизическими и внутренними ритмами организма;

-применять полученные знания на практике;

-работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;

-формировать собственную позицию;

-вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;

            Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

умению донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне нескольких предложений или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

Обучающийся получит возможность научиться:

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 - выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 Формы:  

- тематические занятия;

- практические занятия;

-  беседы;

- конкурсы;

- соревнования;

- викторины;

- настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры;

- экскурсии;

- демонстрация фильмов и видеороликов.

Методы:

- фронтальный метод;

- групповой метод;

- практический метод;

- познавательная игра;

- ситуационный метод;

- игровой метод;

- соревновательный метод;

- активные методы обучения

    Содержание учебного предмета.

Разговор о правильном питании

Если хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу. Как правильно есть. Удивительные превращения пирожка. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной. Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб. Полдник. Время есть булочки. Как город хлеб печёт. Пора ужинать. «Здоровое питание — отличное настроение». На вкус и цвет товарищей нет. Как утолить жажду. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Где найти витамины весной. Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Всякому овощу - своё время. Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. Давайте познакомимся. Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если заниматься спортом. Где и как готовят пищу? Как правильно накрыть стол. Молоко и молочные продукты. Профилактика заболеваний пищеварительных органов. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как можно приготовить из рыбы. Дары моря. Кулинарное путешествие по России. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Как правильно вести себя за столом. Рациональное питание - составная часть здорового образа жизни.

Система занятий по разделу «Разговор о правильном питании» стимулирует активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, умений организации меню школьника начальных классов, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона, о чём свидетельствуют рисунки, плакаты, рефераты, презентации самих участников занятий, развивает навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни, пробуждает у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширением знаний об истории и традициях своего народа.

 Питание и зубы

Зубы в жизни человека. Почему болят зубы? Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили. Строение зубов. Зубы и уход за ними. Как уберечь зубы. Здоровые зубы - здоровый организм. Берегите зубы! Мы и наши зубы. Зубы хотят есть.

 Умывание и купание

Дружи с водой. Советы доктора Воды. Друзья - Вода и Мыло. Мыло и мыльные пузыри. От простой воды и мыла у микробов тают силы. Откуда берутся грязнули. Занятия по гигиеническим навыкам.

Твой режим дня

Твой новый режим дня. Распорядок дня. Здоровье сгубишь - новое не купишь! Режиму дня - мы друзья. Практическое занятие: Разработка режима дня по минутам.

Забота о глазах

Глаз - главный помощник человека. Делу время - телевизору час. Особенности зрения (ролевая игра). Глаза. Кто как видит. Зрительная гимнастика. Берегите глаза! Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение? Глаза - зеркало души. Глаз. Дефекты зрения.

Сон - лучшее лекарство

Как сделать сон полезным. Скажи мне, как ты спишь, и я скажу, кто ты. Утреннее пробуждение. Настроение в школе. Сон в нашей жизни. Как настроение? Сон - потребность мозга в отдыхе. Здоровый сон. Гигиена сна.

Про тебя самого

Осанка - стройная спина. Зарядка дарит бодрость. Мышцы, кости и суставы. Как уберечься от переломов и растяжений. Забота о коже. Если кожа повреждена. Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний. Знаешь ли ты себя? Темперамент. Откуда берутся дети. Для чего нужен папа? Удивительные превращения. Человек родился. Если хочешь быть здоров - закаляйся! Воды холодной не бойся - ежедневно ею мойся. Осанка. Осанка? Осанка! Зарядка дарит бодрость. 10 минут для здоровья. Знаешь ли ты себя? Мозг - главный командный пункт нашего организма. Вы думаете, что у человека только 2 уха? Осанка - это очень важно! Мой рост, вес, осанка. Значение правильной осанки. Пыль и здоровье. Каким воздухом мы дышим? Утомление. Упражнения для сохранения работоспособности и снятия утомляемости. Значения физкультуры и спорта для здоровья человека. Секрет долголетия.

Активный отдых

Мы идём гулять. Сменная обувь - зачем она? Как стать здоровыми и сильными. Прогулка. Одевайся по погоде. Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.

                                                              Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Разговор о правильном питании.

9

Питание и зубы

2

Умывание и купание

3

Твой режим дня

3

Забота о глазах

2

Сон - лучшее лекарство

1

Про тебя самого

4

Активный отдых

9

Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

Разговор о правильном питании (9 часов)

1/1

Инструктаж по охране труда. Если хочешь быть здоров.

1

01.09 -02.09

2/2

Самые полезные продукты. Ешь полезную для здоровья пищу.

1

05.09-09.09

3/3

Как правильно есть.

1

12.09-16.09

4/4

Удивительные превращения пирожка.

1

19.09-23.09

5/5

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.

1

26.09-30.09

6/6

Плох обед, если хлеба нет. Как растят хлеб.

1

03.10-07.10

7/7

Полдник. Как город хлеб печёт.

1

17.10-21.10

8/8

Пора ужинать.

1

24.10-28.10

9/9

Здоровое питание - отличное настроение.

1

31.10-04.11

Питание и зубы (2 часа)

10/1

Зубы в жизни человека. Почему болят зубы?

1

07.11-11.11

11/2

Правила ухода за зубами. Чтобы зубки не грустили.

1

14.11-18.11

Умывание и купание (3 часа)

12/1

Дружи с водой. Советы доктора Воды

1

28.11-02.12

13/2

Друзья - Вода и Мыло

1

05.12-09.12

14/3

Маскарад вредных привычек

1

12.12-16.12

Забота о глазах (2 часа)

15/1

Глаз - главный помощник человека

1

19.12-23.12

16/2

Делу время - телевизору час

1

   26.12-30.12

Про тебя самого (4 часа)

17/1

Осанка - стройная спина

1

09.01-13.01

18/2

Зарядка дарит бодрость

1

16.01-20.01

19/3

Мышцы, кости и суставы

1

23.01-27.01

20/4

Как уберечься от переломов и растяжений

1

30.01-03.02

Твой режим дня (3 часа)

21/1

Твой новый режим дня.

1

06.02-10.02

22/2

Выполнение режима дня.

1

13.02-17.02

23/3

Разработка режима дня по минутам.

1

27.02-03.03

Сон – лучшее лекарство (1 час)

24/1

Как сделать сон полезным

1

06.03-10.03

Активный отдых (9 часов)

25/1

Спортивная эстафета: «Да здравствует страна Спортландия!»

1

13.03-17.03

26/2

Мы идём гулять. Прогулка

1

20.03-24.03

27/3

Сменная обувь - зачем она?

1

27.03-31.03

28/4

Одевайся по погоде

1

10.04-14.04

29/5

Закаливание организма. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья.

1

24.04-28.04

30/6

Здоровым быть модно!

1

01.05-05.05

31/7

Подвижные народные игры.

1

08.05-12.05

32/8

Народные игры.

1

15.05-19.05

33/9

Как стать здоровыми и сильными

1

22.05-26.05

Итого: 33 часа

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического совета

протокол № 1

от «31 » августа 2022 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Этика: азбука добра"

Духовно-нравственное направление курса "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...

Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Азбука истоков"

Направленность: социально-педагогическая. Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к с...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука дорожной безопасности" 1 класс

Данная программа сориентирована на профилактику детского дорожного травматизма, т.е. на изучение основ безопасности на дороге от всех источников угроз; на знания и навыки использования правил дорожног...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука здоровья» для 6 класса

Пояснительная записка.Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука здоровья" 3 класс.

Программа содержит календарно-тематическое планирование и составлена на 1 час в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука добрых дел" 2 класс...