Методическая разработка внеклассного мероприятия по функциональной грамотностина тему: «Как правильно и с пользой воспринимать информацию вокруг нас?»
план-конспект занятия (4 класс)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по функциональной грамотностина тему: «Как правильно и с пользой  воспринимать информацию вокруг нас?»

Цель: создать условия для эффективного восприятия некоторой окружающей информации для решения  социально-бытовых и учебных задач.

Задачи:

  • Анализировать и систематизировать окружающую информацию в  пределах места проживания обучающихся и основываясь на их жизненном опыте.
  • Определить  понятие  «функциональная грамотность», ее составляющие и  значение в жизни человека.
  • Провести анализ информации в ситуациях: магазин, общественный транспорт, подъезд дома, театр.
  • Выявить значение и роль полученной информации в социально-бытовой сфере жизни обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по функциональной грамотности на тему:

«Как правильно и с пользой  воспринимать информацию вокруг нас?»

Цель: создать условия для эффективного восприятия некоторой окружающей информации для решения  социально-бытовых и учебных задач.

Задачи:

  • Анализировать и систематизировать окружающую информацию в  пределах места проживания обучающихся и основываясь на их жизненном опыте.
  • Определить  понятие  «функциональная грамотность», ее составляющие и  значение в жизни человека.
  • Провести анализ информации в ситуациях: магазин, общественный транспорт, подъезд дома, театр.
  • Выявить значение и роль полученной информации в социально-бытовой сфере жизни обучающихся.

Категория обучающихся: 3 - 4 классы

Форма внеклассного мероприятия: заочная экскурсия.

Применяемые технологии: элементы технологии сотрудничества, игровая технология, проблемное обучение.

Планируемые результаты:

  • познавательные УУД: смысловое чтение  и извлечение информации из читаемых информационных стендов и  иных источников информации, свободная ориентация и восприятие текстов нейтрального и официально- делового стиля. Понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; использование знаково-символичных средства для решения различных  социально-бытовых и учебных задач;
  • личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки учеников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
  • регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе выполненного задания; саморегуляция; умение преодолевать сложности, действовать по плану, а также по инструкциям учителя; умение анализировать  и группировать информацию по смысловым группам;
  • коммуникативные УУД: участие в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать своею точку зрения; терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; под руководством учителя участие в организации и осуществлении групповой работы: распределение ролей, сотрудничество, оказание взаимопомощи, взаимоконтроля, проявление доброжелательного отношения к партнёрам.

Ожидаемые результаты:

Познавательный интерес к познанию нового, как средству формирования функциональной грамотности человека.  Эффективное использование информации в различных социально-бытовых ситуациях.

Средства обучения:  презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент. Деление на команды.

Ведущий.

Деятельность обучающихся

1. Приветствует, создает положительную атмосферу для сотрудничества через отсылку к погоде, собственные позитивные чувства от знакомства, интерес к эмоциональному  состоянию обучающихся

1. Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Делятся своими чувствами и эмоциями.

2. Учащимся предлагается построиться в шеренгу и рассчитаться на «первый-второй-третий». Первые номера делают шаг вперёд, третьи номера – шаг назад. Таким образом формируется три команды.

Выполняют указания учителя.

3. Команды располагаются за тремя столами. Придумывают название своей команды.

Рассаживаются. Придумывают название.

  1. Этап целеполагания.

Каждой команде даётся лист с таблицей.

- Если вы зачеркнёте повторяющиеся буквы в таблице, кроме буквы И, а из оставшихся букв сложите слово, то узнаете, тему нашей встречи.

И

Т

Н

Б

П

Ш

Ф

Е

У

О

Р

Т

В

Ш

Е

М

П

Ю

А

Л

Г

Ц

Л

У

Б

Г

Ю

И

В

Я

- Тема нашей с вами встречи: Как правильно и с пользой  воспринимать информацию вокруг нас?

- Исходя из темы мероприятия сформулируйте цель нашей встречи?

Научиться воспринимать и правильно использовать некоторую окружающую нас информацию для решения  жизненных задач.

- Выполняя задания, каждая команда будет получать пазл. В конце занятия вы сможете сложить все пазлы и причитать вывод нашего занятия.

  1. Этап постановки учебно-проблемных задач.

- Давайте представим такую ситуацию: Мама мальчику Пете дала 500 рублей и попросила сходить в магазин и купить 200 грамм сметаны 20 % жирности и 2 килограмма сахара. Давайте поможем Пете сделать покупки?

- В какой магазин вам следует идти?

        Продуктовый.

- Как понять Пете, что именно этот магазин продуктовый?

Прочитать вывеску магазина

- Вы пришли в магазин. Как найти  нужный товар в магазине? Какие умения нужны нам с вами, чтобы правильно найти нужный товар?

        Прочитать названия этикеток.

- Способность человека читать, понимать и использовать полученную информацию - это читательская грамотность. 

Учитель крепит к доске пазл «Читательская грамотность»

- В магазине сахар упакован в различные пакетики, коробки, в зависимости от предпочтений заводов-производителей в оформлении и расфасовки. Какой же сахар купить Пете?

На экране картинки упаковок сахара с указанием цен.

Команды ведут рассуждение.

Пачка 1: 900 грамм за 53 рубля.

Пачка 2: 1 кг (рафинад) за 79 рублей.

Пачка 3: 1 кг за 59 рублей.

        Пете надо взять две пачки сахара по 59 рублей.

- Давайте вспомним, что еще просила купить мама Петю в магазине?

Сметану

- В какой отдел вам необходимо пойти?

В молочный

На экране картинки упаковок сметаны с указанием цен.

  1. «Простоквашино», упаковка 250 грамм 20 % жирности за 79 рублей
  2. «Авида», упаковка 200 грамм 20 % жирности за 60 рублей
  3. «Простоквашино», упаковка 200 грамм 15 % жирности за 46 рублей
  4. «Томмолоко», упаковка 200 грамм 20 % жирности за 63 рублей
  5. «Бурёнкин луг», упаковка 190 грамм 20 % жирности за 56 рублей
  6. «Домик в деревне», упаковка 180 грамм 20 % жирности за 56 рублей

Пете надо купить баночку сметаны «Авида»

- Какие знания потребовались вам сейчас?

Умение читать, умение считать, умение понимать «жирность молочного продукта». Умение считать деньги, умение выбрать товар по более низкой цене

- Значит, кроме читательской грамотности вам необходима естественнонаучная грамотность, математическая грамотность и финансовая грамотность.

Учитель крепит к доске пазлы «Математическая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность», «Финансовая грамотность»

- Читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотности – это важные компетентности человека. Функциональная грамотность простыми словами - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе, для решения повседневных задач.

  1. Этап самостоятельной работы с предложенной информацией.

- Как вы считаете, читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотности нужны только лишь для того, чтобы сходить в магазин? В каких ситуациях нужно быть грамотным и уметь правильно пользоваться информацией? Вспомните, какие места вы посещаете (школа, больница, общественный транспорт и другие).

Дети отвечают

- Давайте продолжим рассматривать различные жизненные ситуации, в которых вы можете оказаться. Будем учиться правильно и с пользой  воспринимать информацию вокруг нас.

1. Поездка на автобусе.

- После завтрака Петя с мамой решили навестить бабушку, живущую в городе Строитель. После посадки в автобус внимание Пети привлекла табличка с символами «Правила пользования общественным транспортом». Петя, внимательно прочитав памятку, смог выделить для себя два ряда информации:

  1. Правила.                Безопасность.

C:\Users\Happy\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Памятка29.png

- Как вы думаете, какие пункты памятки Петя распределил в эти два ряда?

На экране «Правила пользования общественным транспортом»

  1. Подъезд дома.

- Подойдя к дому, в котором проживает бабушка, Петя заинтересовался табличкой на подъезде.

На экране подъездная вывеска

E:\РМО\формир функц грам\мероприятие\tabl-na-dom-4-500x500.jpg

- Сколько квартир в данном подъезде? 12 квартир

- Предположите, сколько может быть этажей в доме?

        3 или 4 этажа, так как 12 поровну можно разделить на 3 и 4.

- А сколько может быть квартир на каждом этаже?

        Если дом трехэтажный, количество квартир на каждом этаже – 4, а если четырехэтажный – 3.

- Определите, на каком этаже живет бабушка Пети, если у неё 30 квартира?

        На втором этаже.

- Какие номера квартир будут в первом подъезде?

        В 1-ом подъезде квартиры № 1 – 12.

- Во втором подъезде?

        Во 2-ом подъезде квартиры № 13 – 24.

- Сколько квартир в этом доме, если в нем пять подъездов?

        60 квартир.

  1. Билет в театр.

-  Пока мама помогала бабушке накрывать на стол, Петя в шкатулке нашёл старый билет в театр. Какую информацию вы можете получить изучив содержание билета.

E:\РМО\формир функц грам\мероприятие\билет.jpg

Примерные вопросы:

1.Какой адрес у театра? (город Белгород, площадь Соборная, строение 1)

2.Сколько стоит билет на спектакль? (Билет на спектакль стоит 200 рублей)

3.Назовите дату спектакля. (Дата спектакля 15 ноября 2018 года)

4.Назовите время начала спектакля. (Время начала спектакля 18.00)

5.Где располагается место зрителя? (Парте́р — нижний этаж зрительного зала, 7 ряд, 1 место)

  1. Этап рефлексии и подведения итогов мероприятия.

- Было ли занятие полезно вас?

- Научились ли мы с вами правильно воспринимать и   использовать некоторую окружающую нас информацию для решения  социально-бытовых и учебных задач?

- Соберите пазлы воедино. Какой вывод вы сможете прочесть?

Функционально грамотный человек способен использовать информацию для решения жизненных задач в различных сферах жизнедеятельности.

- Благодарю всех за проделанную работу. Желаю успехов в дальнейшем овладении функциональной грамотностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к занятию кружка УМК " Разговор о правильном питании" по теме " Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"

Методическая разработка к занятию кружка УМК "РАЗГОВОР О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ" (I часть) Тема: "Полезное, разнообразное питание- залог здоровья"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой частью программы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия  по реализации программы «Разговор о правильном питании» по формированию универсальных учебных действий у учащихся при работе с первой часть...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».

Тема:  «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты».Цель: Расширить знания детей об овощах, ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выдели...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: Праздник Здоровья

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классеТема: Праздник Здоровья Задачи: • Воссоздать правила поведения человека для сохранен...

Правила здорового питания. Методическая разработка внеклассного мероприятия по реализации программы "Разговор о правильном питании" по формированию универсальных учебных действий у учащихся

Данная разработка предназначена для учащихся 2 класса. Вместе со сказочными героями они совершают путешествие в город Здоровья. Учащиеся работают в группах, формулируют правила здорового питания и офо...

Методическая разработка внеклассного воспитательного занятия на тему: Правила вежливости и культурного поведения.

Данная разработка была апробирована на учащихся 2-го класса во внеурочное время и является целесообразной, так как одним из направлений воспитательной работы во 2-ом классе является духовно &nda...

Методическая разработка внеурочного занятия по программе «Разговор о правильном питании» во 2 классе Тема: «Морс из ягод – витаминные напитки».

Цель: Расширить знания детей об ягодах и фруктах как полезных продуктах, содержащих в себе питательные ценности, особенно выделить содержание в них витаминов, которых не хватает организму. Привит...