Учитель русских учителей
статья
Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение - это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русских учителей
27 июня 2022 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ о праздновании Года педагога и наставника. 2023 год - это год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, которого называют «учителем русских учителей».
Константин Дмитриевич родился в Туле. Детство и юность прошли в родовом имении на Украине, в Черниговской области. Начальное образование он получил дома, в 12 лет был зачислен в 3-й класс гимназии в Новгороде - Северском. Потом поступил на юридический факультет Московского университета, который закончил с отличием. В 22 года получил кандидатскую степень по юриспруденции. Молодого учёного пригласили заведовать кафедрой законоведения в ярославский Демидовский лицей. Руководство заведения признавало в нём талантливого педагога, но его либеральные взгляды и популярность среди учеников вызывали обеспокоенность. После увольнения из лицея Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал публикациями, переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии. В 1854 году получил должность преподавателя словесности в Гатчинском сиротском институте. Эта работа помогла учёному войти в историю. В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Его статья «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. К.Д. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени: «Современнике» и «Библиотеке для чтения».
В 1859 году он получил должность инспектора в Смольном институте благородных девиц. Педагог Виктор Острогорский восхищался Ушинским: «Благодаря энергии и таланту одного человека в какие-нибудь три года совершенно обновилось и зажило полной жизнью огромное учебное заведе-ние, дотоле замкнутое, рутинное и не возбуждавшее в обществе никакого интереса. В Петербурге заговорили о Смольном и его необыкновен-ных учителях. Чиновники разных ведомств, приезжали из города послушать удивительные уроки, особенно в младших классах. Вошли в моду четверги Ушинского. В эти дни в его квартире в Смольном собиралась столичная педагогическая элита.
В самом же Смольном появились сборники Гоголя, Лермонтова. Математика, которая вводила всех в уныние, вдруг превратилась в увлекательную игру разума. «Уничтожьте школьную скуку, говорил Ушинский, и вся смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой». Параллельно Константин Дмитриевич продолжал публиковаться. С 1860 года К. Д. Ушинский - редактор официального журнала Министерства народного просвещения, который превратил из казённого бюллетеня в прогрессивное издание, где всерьёз писали о перспективах всеобщего образования.
Константин Дмитриевич путешествует по Франции, Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. Бывает везде, от частных гимназий до детских садов. В Россию возвращается спустя несколько лет, но, вопреки обыкновению, больше не ищет места в образовательных учреждениях. Он вышел на новый уровень. К. Ушинский пишет книги. Ещё в Западной Европе Константин Дмитриевич написал две работы - «Родное слово» и «Детский мир». Они стали первыми отечественными многотиражными учебниками для начальной школы.
Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» вышли за границей в 1864 году. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей - первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации по преподаванию и по организации учебного процесса.
Учёный фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь.
Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 150 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги.
Ушинский долго работал над трёхтомником «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Воспитание личности происходит через всестороннее развитие: физическое, умственное, нравственное и эстетическое. Он подчёркивал связь интеллектуального и морального, этики и науки, утверждая, что именно чувство прекрасного запускает процесс познания. Учёбу ради учёбы Ушинский критиковал, утверждая, что образование должно иметь конкретную цель: сформировать правильное понимание жизни, которое сделает человека полезным себе и обществу. В своих работах по педагогике учёный не раз говорил о том, что систему воспитания невозможно создать искусственно или позаимствовать за границей. Каждый народ обладает собственными установками и ценностями, которые передаются из поколения в поколение - это и есть самая лучшая воспитательная система, ведь она естественна. На ней и должна основывать-ся педагогика. Константин Дмитриевич утверждал: если растить ребёнка на лучших образцах родной культуры, не придётся искусственно прививать патриотизм. Кстати, на вопрос, что стоит позаимствовать русским у Запада, учёный отвечал: «уважение к своему отечеству». Он предлагал лучшую систему обучения искать в народе, оптимальным способом подачи материала считал диалог. Обучение в формате текстов и лекций ценил невысоко, считая живое общение более эффективным. Именно в беседах с учителем ученик развивает память, мышление и воображение. Только в диалоге учитель может заразить ученика жаждой знаний и духовного роста, а потом показать ему пути для самообразования. Только благодаря диалогу человек может научиться отстаивать свою точку зрения. Да и вообще иметь её.
По мнению К.Д. Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, - научить мыслить. Поэтому огромное внимание он уделял развитию логического мышления. В своём учебнике «Первые уроки логики» Ушинский популярно объясняет логические законы и важнейшие приёмы: сравнение, поиск сходств и различий, построение суждения, принципы причинно-следственных связей. Учёный считал, что для развития мышления не нужно ничего придумывать специально - достаточно использовать принцип наглядности. Дети от природы наблюдательны, и если поощрять их тягу к исследованию и учить на понятных примерах, двигаясь постепенно от простого к сложному, можно добиться прекрасных результатов. Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства. Образование - это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу. Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. К сожалению, об этом и сейчас многие забывают. В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд, не только для гармоничного развития, но и для удовольствия.
Ушинский твёрдо верил, что нравственное и духовное развитие важнее знаний, и один хороший воспитатель полезнее, чем десяток учителей. Он считал необходимым воспитывать в детях способность самостоятельно развиваться, критически оценивать, стоять на своём и действовать осознанно. За это К. Д. Ушинского не любили чиновники от образования. А Константин Дмитриевич постоянно утверждал: «воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель». Система может дать знания, но не знания делают человека личностью. Этому может научить только другая личность - живой человек, наставник, воспитатель.
Он мог бы сделать больше, но здоровье не позволило. Усиленные учёные литературные работы Ушинского, которыми ознаменовались последние годы его жизни, с медицинской точки зрения были для него пагубны, потому что они истощили его слабые физические силы и были существенной причиной его преждевременной кончины. Третий том «Человека как предмета воспитания…» так и остался недописанным. Он умер 3 января 1871 года, попросив перед смертью прочесть ему «Ундину» Жуковского и успев помолиться вместе с детьми. Ему было 47 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната..
Сценарий праздника“ День Учителя”, проведенный учителями и учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы-интерната № 65 для глухих детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/16/picture-19301-1481908344.jpg)
Учитель-друг, учитель-наставник.
"Учитель-друг, учитель-наставник!" (Описание воспитательной работы учителя начальных классов)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-243036-1366381241.jpg)
САМОАНАЛИЗ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ Г, БАЛХАША ПОРОШИНОЙ Л. В.
САМОАНАЛИЗ УРОКОВ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ГИМНАЗИИ Г, БАЛХАША ПОРОШИНОЙ Л. В....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-377045-1389360651.jpg)
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи"
Пособие для учителей русского языка. Тестовые задания по русскому языку по теме "Части речи" для учащихся 5-7 классов коррекционной школы VIII вида....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-520315-1415473711.jpg)
Выступление на МО учителей русского языка. Семинар-практикум для учителей по профилактике и коррекции дисграфии у школьников общеобразовательной школы.
Цель семинара-практикума: познакомить учителей русского языка с различными видами дисграфических ошибок, приемами и методами их устранения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-348585-1423340657.jpg)
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам
Памятки, правила, алгоритмы и таблицы по русскому языку в помощь учителям начальных классов, учителям русского языка и учителям-логопедам....
Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"
Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....