Пятнадцать способов потери времени на уроке
консультация (2 класс)

  Самое первое условие вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае – это организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не работает на достижение цели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pyatnadtsat_sposobov_poteri_vremeni_na_uroke.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пятнадцать способов потери времени на уроке

     Одной из главных причин низкого качества знаний обучающихся, по мнению учителей, является недостаток времени, отводимого на уроке на изучение предметного содержания при всё возрастающем его объёме. Так ли это в действительности? Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии.
      Самое первое условие вытекает из определения урока как управляемого процесса. Управление в данном случае – это организация взаимодействия учителя и обучающихся по достижению целей урока. Следовательно, на уроке не должно быть места тому, что не работает на достижение цели. Исходя из этого, обозначим в традиционно сложившейся структуре урока типичные действия учителей, приводящие к потере времени.
                              Организация начала урока
1. 
Дети входят в кабинет по звонку. Данная ситуация, объясняемая учителями необходимостью проветривания кабинета, обеспечения безопасности школьников, подготовки кабинета к уроку и т.п., в действительности является прямым расточительством времени. Достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка, тем самым дать им возможность заранее подготовиться к уроку, чтобы сэкономить эти минуты.
2. 
Проверка отсутствующих. Мотивируя данное действие необходимостью отметить отсутствующих, для порядка или с целью организации им помощи по изучению пропущенного материала, учитель тратит время напрасно. Практика доказала эффективность «рапортичек» – списка отсутствующих, который ведёт староста класса. Перенести с него информацию можно во время самостоятельной работы класса. О порядке отработки пропущенного материала учитель может договориться с учащимися один раз в начале года (система консультаций, электронный дневник, информационно-образовательное пространство учителя, переписка по электронной почте и т.п.). Выяснить причины отсутствия – забота классного руководителя. 
3. 
Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене и быть в числе общешкольных требований к дежурству. Заметим, что сохранность порядка в кабинете – показатель того, что деятельность детей на уроке учителем организована.
4. 
Выяснение причин опозданий никакой практической пользы для достижения задач урока не имеет. Кроме того, оправдываться – для школьника достаточно унизительно. Опоздавшим можно предложить внеочередную проверку знаний, индивидуальное учебное задание и т.п. Воспитательные же беседы проводятся на классных часах и переменах.
5. 
Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку не помогает им обрести необходимые знания. Отсутствие учебника, тетради, линейки может оперативно устранить учитель, а пробелы в содержании ликвидируются средствами, указанными в пункте 2.
                              Актуализация знаний
6. 
Гадание над журналом: «Кто пойдет к доске»? Откровенное издевательство над детьми и временем урока; показатель того, что учитель недостаточно качественно его спланировал. Задача данного этапа урока – не диагностика подготовленности конкретных обучающихся, а актуализация знаний и способов деятельности, которые будут необходимы на данном уроке.
7.
 Опрос по содержанию, которое не будет использоваться на текущем уроке, не работает на достижение его целей. В то же время сопутствующее повторение давно изученного материала повышает эффективность урока.
8. 
Вызов для ответа детей, не подготовленных к уроку или не умеющих хорошо говорить. Отвечать публично могут те, кто может. Призывать к публичному выступлению неподготовленного, плохо говорящего школьника – неэффективно. Ребёнок выставляется перед классом не с лучшей стороны, что влияет негативно не только на его самооценку, но и на отношение этого ученика к учителю и к предмету. Таким детям необходимо предоставить возможность ответить учителю «с глазу на глаз» (например, во время групповой работы класса) или предупредить его заранее о предстоящем выступлении перед классом по конкретному вопросу. Делать сообщение должны те, кого слушают. Только в таком случае содержание выступления будет работать на достижение целей урока.
9. 
Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы, для ответа на вопрос, предполагающий односложный ответ; выходить к доске, чтобы показать на карте, схеме, картинке один объект. Встать, сказать слово и сесть – это не гимнастика, это напряжение (нужно сидеть на краю стула, не двигать его по полу и т.п.), к тому же весьма расточительное по времени. Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске должен предусматривать задания, оправдывающие перемещения учащихся по классу и связанные с ними затраты времени, например, показ объекта с комментариями.
                              Изучение и закрепление нового учебного материала
10. 
Включение в содержание урока информации, отсутствующей в образовательной программе. Второстепенный материал поглощает время, необходимое для закрепления знаний и способов деятельности, составляющих обязательную часть образовательной программы. Весь интересный дополнительный материал может стать предметом изучения в рамках внеурочной деятельности
11. 
Любые действия учителя или обучающихся, которые не предваряются заданием и результат которых не проверяется. В данном случае нарушается элементарное требование дидактики к организации учебной деятельности: задание – деятельность обучающихся – проверка результата выполнения.
12. 
Отсутствие чётких, конкретных инструкций к заданиям, которые не требуют самостоятельного составления алгоритмов их выполнения. Зачастую учитель просит обучающихся сделать вывод по итогам работы, но не объясняет, о чём должен быть этот вывод, что затрудняет и отдаляет во времени получение желаемого результата. Чем чётче сформулировано задание, тем меньше времени требуется на его выполнение и тем качественнее результат.
13. 
Экономия времени на качественную отработку обязательного содержания во имя 100%-ного выполнения плана урока приводит к пробелам в знаниях обучающихся, что потребует в дальнейшем дополнительных временных затрат на их ликвидацию. Рациональный выход – отработать пусть меньший, по сравнению с запланированным, объём программных знаний и способов деятельности, но сделать это качественно. Задачи, которые не удалось решить на данном уроке, будут решены на следующем. При этом их нельзя перекладывать на плечи учащихся, задавая не изученное на уроке на дом для самостоятельной проработки.
14. 
Запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Если и записывать, то своими словами (так, как понял), с последующей проверкой и коррекцией. Гораздо более эффективны схемы, которые можно использовать в качестве зрительных опор при устных ответах. 
15. 
Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное на достижение задач урока. Заранее заготовленные графические формы, предназначенные для заполнения, позволяют значительно экономить время. 
      Как видим, основные потери времени урока приходятся на решение организационных вопросов. В то же время направленность на достижение целей урока, тщательный отбор содержания, соблюдение дидактических требований к организации учебной деятельности обеспечивают резерв времени, необходимый для получения качественного результата.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы образования имён существительных. Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе  ( автор С.В. Иванов №Начальная школа ХХ1 века»)  Учитель Верменик О.Г.Тема урока:«Способы образования имён существительных»Тип урока:комбинированный, про...

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Презентация и конспект урока по математике. "Время. Единица времени - час" (Урок введения нового знания). 2 класс.

  Презентация и конспект урока по математике. "Время. Единица времени - час" (Урок введения нового знания). 2 класс....

«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....

Способ определения времени по часам

Способ определения времени по часам...