Сценарий музейного урока «Н И К Т О Н Е З А Б Ы Т, Н И Ч Т О Н Е З А Б Ы Т О»
план-конспект

Щербакова Наталия Васильевна

Сценарий музейного урока

 

 

 «Н И К Т О   Н Е   З А Б Ы Т,

 

Н И Ч Т О   Н Е   З А Б Ы Т О»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс «Самый классный классный»

Конкурсное испытание «Методическая разработка»

Патриотическое воспитание и

формирование российской идентичности

Сценарий музейного урока

 «Н И К Т О   Н Е   З А Б Ы Т,

Н И Ч Т О   Н Е   З А Б Ы Т О»

https://myslide.ru/documents_7/9cfff27b29ad56d911ee1704f187a7bf/img4.jpg

Автор: Щербакова Наталия Васильевна,

учитель начальных классов

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

 города Губкина Белгородской области

Губкин, 2023


Пояснительная записка

1.Тематическое направление

        Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности

2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)

«Никто не забыт, ничто не забыто»

 Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг нашего народа, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее острых. Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества как «патриотическое самосознание» в обществе возрастает, а в полной мере эффективные и систематизированные средства, способствующие повышению результативности воспитательного процесса по этому вопросу, отсутствуют.

В связи с этим перед нами, педагогами, стоит задача формирования у детей чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование патриотизма у школьников с использованием традиционных и современных приемов.

3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия

(с указанием возраста/класса)

Методическая разработка воспитательного мероприятия    предназначена  для учащихся 4 класса  (10-11 лет).

4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)

Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач,  занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание патриотизма, нравственных чувств и этического самосознания.

5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности.

Задачи: 

Образовательные

  • познакомить с героическими периодами истории нашей Родины, родного края;
  • расширить знания школьников о событиях 1941-1945 годов;
  • пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные

  • содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине;
  • воспитывать у учащихся чувства гордости за свою страну;
  • формировать активную жизненную позицию патриотов России;
  • воспитывать честность, благородство, сострадание;
  • воспитывать уважение к подвигу ветеранов ВОВ и чувство благодарности участникам боевых действий;
  • создавать условия для развития познавательных, творческих способностей учащихся, проявления детской инициативы.

Развивающие

  • развивать интерес к изучению истории большой и малой Родины;
  • расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Планируемые результаты: закрепление и углубление исторических знаний учащихся, развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.

Личностные УУД:

  • оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • формировать мотивацию к работе на занятии  и целенаправленной познавательной деятельности;
  • воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);
  • вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
  • быть толерантным к чужим выводам и мнению.

Регулятивные УУД:

  • выдвигать гипотезы;
  • самостоятельно  формулировать тему и цели занятия;
  • работать  с информацией, представленной в разных формах;
  • планировать собственные действия в процессе восприятия информации,  оценивать свою познавательно-творческую деятельность.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • перерабатывать полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до одноклассников: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • оформлять свои мысли в речевой форме и доносить собственную позицию до других;
  • слушать одноклассников, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • взаимодействовать с учителем в процессе творческой деятельности, формировать мыслительную деятельность, (сравнивать, сопоставлять)  расширять словарный запас и кругозор, владеть умениями совместной деятельности.

6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Форма проведения воспитательного мероприятия - «музейный урок», который дает возможность изучать предложенный материал в нетрадиционной форме, делает мероприятие более интересным и содержательным.

7. Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов.

Педагогическая технология: технология критического мышления

Методы:

  • Наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение;
  • Словесные: объяснение, рассказ, беседа.

Приемы: 

  • Логические (постановка проблемы, сравнение, обобщение);
  • Организационные (работа в парах, группах);
  • Технические (демонстрация мультимедийных продуктов).

8.Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические,  информационные и др.).

Кадровое обеспечение:

К проведению «Музейного урока»  привлекаются работники музея.

Материально-техническое обеспечение:

  • музейные экспонаты;
  • компьютер и медиапроектор;
  • колонки

9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Работа по данной методической разработке  учит выполнять задания в группах,  анализировать, группировать информацию, объективно оценивать свои возможности, знания, проявлять интерес к истории родного города, а также позволяет проявить творческий подход.

Практическая значимость  разработки заключается в том, что материалы  при незначительных корректировках могут быть использованы для учащихся разного возраста. Помочь учителям, библиотекарям  в проведении уроков краеведения, истории, классных часов, занятий внеурочной деятельностью, экскурсий для школьников и приглашенных гостей.

Основная часть

1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

- учитель совместно с учениками  выбирает тему заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться;

- учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы, тексты стихов, видео,  распечатывает цветные фотографии,  подбирает пословицы, музыкальное оформление, продумывает содержание презентации;

- учитель заранее договаривается с представителями музея об участии в музейном уроке.

2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.).

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

Учитель:

Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую вас на музейном уроке. Сегодня мы поговорим о событиях, над которыми время не властно. Чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. Что же это за события? На этот вопрос мы ответим вместе с вами.

Итак, начинаем…  

  1. Определение темы и цели воспитательного мероприятия. Актуализация опорных знаний. 

Запись на доске, которая появляется в ходе проведения музейного урока.

22 июня 1941 год

Нет в мире краше Родины нашей.

Лето 1943 года

Родина, Россия

Губкин

Человек без Родины, что соловей без песни.

9 мая 1945 год

Родина – мать, умей за неё и постоять.

На доске написаны слова: РОДИНА, РОССИЯ, Губкин (Слайд 1)

Учитель:

– Прочитайте  эти слова!

– Почему эти слова написаны рядом? (ответы детей)

 -Ребята, а что для вас Родина? (ответы детей) 

(Слайд 2. Песня «С чего начинается Родина»)

Учитель:

- Россия – это наша большая Родина, Губкин – малая Родина, где мы  родились и выросли.

(Слайд 3, песня)

 -  Для кого-то Родина – это русская березка, для кого-то – это земля отцов, кто-то образ Родины связывает с именами защитников Отечества                          

3. Актуализация знаний учащихся.

Чтец                         Россия-Родина моя!

Холмы, дубравы и долины

Грома морей и плеск ручья…

Прими, Россия, слово сына! (Сергей Орлов)

Учитель:

-О Родине в народе сложено много пословиц.

-На ваших столах лежат части  пословиц, которые вы должны собрать.

( дети работают по рядам, 3 человека у доски)

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины - что соловей без песни.

Родина- мать, умей за неё  постоять.

Учитель:

- Много на свете важных и нужных профессий. Но одна из них очень важная и почетная – защищать Родину.

4. Работа в группах

 (Слайд 4)

- О какой профессии идет речь? Угадай! Подпиши картинки. (Метки на стене)

(Слайд 5)

 (Пограничник с собакой, десантник, лётчик, танкист, моряк, разведчик)

- Какими качествами, чертами характера должен обладать защитник Родины?

-За период своего многовекового существования на долю нашей Родины выпадало много  испытаний, и тогда  на ее защиту вставали не только военные, но и мирные жители.  Самое тяжелое испытание – это война.

- Сегодня, ребята, мы оправимся с вами в прошлое и познакомимся с событиями  Великой Отечественной войны.

 Помогут нам в этом работник музея _____________________ и наши шефы.  

Учитель:

 (Слайд 6) 22 июня был выходной день. Спали города и села, после выпускных вечеров гуляла молодежь. Выпускники мечтали о своем будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали 4 утра… (Слайд 7) И вдруг из репродуктора разнеслась страшная весть (фонограмма с сообщением Молотова о начале войны. Песня «Священная война»).

Чтец:                     Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-м, в мае…

Учитель:

   -Мирный труд советского народа был нарушен. Началась Великая Отечественная война. (Слайд 8) Война началась внезапно для нашей страны. Одно из первых сражений  произошло у пограничной Брестской крепости. (Слайд 9) Первыми на защиту нашей Родины встали военные – пограничники. Около месяца сражался  героический гарнизон. Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как мужественно стояли пограничники! (Слайд 10) Но силы были слишком не равные. Неся большие потери, гитлеровцы продолжали наступать в глубь нашей страны, они стремились к Москве.

-На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые (Слайд 11)

-Эшелоны уносили солдат защищать Родину, тогда еще не знавших о том, что война не скоро закончится. ( Слайд 12)

-Солдаты отважно защищали свою Родину, не жалея жизни и мечтали о будущем мире в передышках между боями в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. (Слайд 13)

-Тихо звучит песня “Землянка”.

Чтец 1.

Дорогая мамочка!
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далек родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

Чтец 2.

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна, родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Свое большое счастье защищая.

Чтец 3.

На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу,
Я далеко, но я еще вернусь.
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

Учитель:

-На священную борьбу с захватчиками вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли в бой тысячи юных патриотов, которым было всего 12 – 14 лет. Они старались ни в чем не уступать взрослым.

Никогда не будут забыты юные герои: Леня Голиков, Валя Котик, Марат Козей, Зина Портнова, Володя Дубинин.(фото пионеров – героев)

(https://youtu.be/IF4sPzj3NEg)

Чтец                       Ветры в походные трубы трубили.

                                Дождь отбивал барабанную дробь.

                                Ребята-герои в разведку ходили

                                Сквозь чащу лесов и болотную топь.

                             

                                Нынче в разведку идут следопыты

                                Туда, где когда-то ровесники шли …

                                Не будут, не будут, не будут забыты

                                Ребята-герои родимой земли!

                                И кажется, снова в борьбе и в походе

                                Сегодня в рядах твоих верных друзей –

                                Голиков Леня, Дубинин Володя,

                                Котик, Матвеева, Зверев, Козей!  

Учитель:

-«Все для фронта, все для победы» — повсюду звучал девиз. А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. (Слайд 14) Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. (Слайд 15) 

Трудно было всем. А впереди была невиданная по масштабам битва Великой Отечественной войны. (Слайд 16)

Музейный работник

- Какая решающая битва состоялась на нашей Белгородской земле?

(-Летом 1943 года под Прохоровкой произошло сражение, названное позже  Курской битвой). (Слайды 17)

- Молодцы ребята. Я приглашаю вас в  наш музей,  который поможет нам увидеть события лета 1943 года.  Экскурсию мы начнем с исторического зала. (Слайд 18-21)

Курская битва занимает в Великой Отечественной войне особое место.

Рассказ экскурсовода

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в музей, который поможет нам увидеть события лета 1943 года. 12 июля в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение. Этот лень стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием "Цитадель" по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Важно отметить, что по количеству боевой техники немецкая сторона превалировала над русскими защитниками, т. е. силы противника превосходили в техническом плане: ими   вводилась в бой усовершенствованная техника. Но, несмотря на все усилия немецких захватчиков, русские воины отстояли право на Мир. Как и во всех других битвах в русской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, глубокая вера в святое дело.

Показывает рукой: Ребята, солдатская каска, мина, керосиновая лампа, портсигар, когда-то принадлежавшие солдату, сейчас трофейные экспонаты, которые имеют свою историю.

5. Работа в парах

- Перед вами лежат макеты боевой техники тех лет. Составьте пазлы и назовите орудия и технику Курской битвы (танки, самолеты, пушки) 

(Слайд 22)

Предлагаю поднять в воздух боевые самолеты.

6. Физминутка.

Самолеты загудели

(вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),

Самолеты полетели

(руки в стороны, поочередно наклоны влево и вправо),

На полянку тихо сели,

(присесть, руки к коленям),

И потом опять взлетели.

Музейный работник

-В редкие минуты отдыха солдаты тихонько пели песни. (Слайд 23)

( Группа детей исполняет попурри из песен военных лет.) 

Учитель:

-Курская битва закончилась разгромом немецких войск, но война продолжалась ещё долгих 2 года.

 Чтец             По курской земле-

То поля, то дубравы,

На курской земле -

Соловьи на заре.

То холмик, то крест,

То Огонь вечной славы

По Курской дуге,

На курской земле.

Еще не залечены

Старые раны.

Россия, Россия,

Ты снова во мгле!

Но строятся храмы,

Но строятся храмы

По Курской дуге,

На курской земле.

(https://youtu.be/fFlFaQ57J2M)

Учитель:

(Слайд 24)

-Посетим другой зал, боевой славы, в котором вы можете познакомиться с предметами военных лет. С музейными экспонатами вас познакомит экскурсовод. 

Рассказ экскурсовода

В Великую Отечественную войну солдатские каски спасали жизни   миллионам солдат. Она изготовлена из легированной броневой стали, в годы войны выпускался металлургическими заводами «Красный Октябрь». Ребята, а это мина. Скрытно установленный боеприпас, взрывающийся при определённых обстоятельствах. Перед вами наземная мина. Обратите внимание на гильзу противотанкового снаряда. Она предназначена для выведения из строя гусеничной и колесной техники противника. Следующий экспонат - часть гильзы от авиационной бомбы,   тоже стала свидетелем тех страшных времён. Ребята, мы посмотрели только малую часть трофеев, бережно хранящих память о тех ратных подвигах наших воинов, которые принесли Великую Победу.

Чтец:

                                Победа! Славная Победа!

                                Какое счастье было в ней!

                                Пусть будет ясным вечно небо,

                                А травы будут зеленей        

         Наступали первые майские дни 1945 года. Война шла уже в Германии. Враг сопротивлялся из последних сил. 9 мая 1945 года враг был окончательно разбит! (Слайд 26, Слайд 27, 28) звучит песня «День Победы», парад Победы 10 секунд.

       Учитель:

(Слайд 29)     - Победа нашему народу досталась дорогой ценой. Война унесла жизни почти 27 миллионов человек, а сколько судеб она искалечила! (Слайд 30) Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч населенных пунктов, (Слайд 31)  они совершали неслыханные зверства. (Слайд 32)  Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, - кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто – друга. (Слайд 33) Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами жизнь. Прошу всех встать.

Минута молчания.

-Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны. Есть такие памятники и в нашем городе. (Слайд 34) Какие вы знаете? Аллея героям, (Слайд 35) памятник шахтёрам, погибшим в годы ВОВ (в сквере шахтёрской славы), (Слайд 36) братская могила в переулке Героев и на улице Ленина.

Чтец:

                                Ложатся цветы на могильные плиты.

                                Нет! Никто не забыт, и ничто не забыто!

                                Люди! Покуда сердца стучаться,

                                Помните, какой ценой завоевано счастье.

                                Пожалуйста, помните! Не плачьте!

                                Через года, через века – помните!

                                О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Чтец:

                               Пойте, трубы, песнь победную!

                               Май, шуми на всю страну!

                               Слава выстрелу последнему,

                               Завершившему войну!

5. Итог занятия. Рефлексия.  

Учитель:

- Ребята, чему посвящено было занятие?  

- Вы узнали что – то новое, интересное для себя о нашей родине?

(Слайд 37) - Я хочу, чтобы в нашем классе сегодня звезды победного салюта, украсили дату, которая  каждый год напоминает людям всего мира – самое дорогое, что есть у человека – это мирное небо над головой! (Слайд 38)

Дети наклеивают звездочки на доску.

Библиографический список

1.      Они погибли за Белгород: - Издательский дом «В. Шаповалов», Белгород,1999.-224с.

2.      Лаврентьев В.В., Казаков П.Д. Великая Отечественная: (альбом). - М.:Воениздат,1984.-400с., ил.

3.      Куманев Г.А. 1941-1945. Краткая история, документы, фотографии. - М.:Политиздат,1982.-238с., ил.

4.      Великая Отечественная война. 1941-1945.-М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005.-512с., ил.

5.      Ратная доблесть Белгородцев. - Белгород: Истоки,1995.-396с.

6.     https://youtu.be/fFlFaQ57J2M

7.     https://youtu.be/IF4sPzj3NEg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "«Жизнь и деятельность Н.Ф. Ватутина"

Музейный урок для учащихся начальных классов....

Музейный урок "ПАМЯТЬ СЕРДЦА"

Цели:1)    способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга и готовности к ее защите;2)    установить и поддерживать контакты ста...

Музейный урок по теме:«Ручная набойка – промысел наших предков»

На данном уроке учащиеся знакомятся с традиционным народным  промыслом своих предков - жителей Демидовского поселения, ранее Демидовской волости. На территории Демидовского поселения характерно т...

Разработка музейного урока на тему: «Не забуду этой даты, что покончила с войной». ( для учащихся 1-2 классов)

Урок можно провести в школьном музее, где имеются стенды, посвящённые Великой Отечественной войне. Можно использовать мультимедиа, мастер - класс, музыкальное сопровождение ( в записи + живая музыка)....

2 класс Музейный урок

Материал используется для проведения классного часа. Возможно использовать на уроках краевединия, окружающего мира, чтения.Заочное путешествие в музейЦели:формировать понимание взаимосвязи исторически...

Музейные уроки в Краеведческом музее как один из видов «музейной педагогики»

laquo;Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями»....