Программа внеурочной деятельности для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Андреева Юлия Васильевна

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности составленна в соответствии с требованиями ФГОС. Внеурочная деятельность является составной частью учебно - воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОЛОСОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ АДАПТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол №____

От_____________

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР

___________ / Каргозёровой Л.А.

УТВЕРЖДАЮ:

И. о. директора школы – интерната

___________ / Кондратьева О. В.

Приказ №_______

от_____________

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 4 КЛАССА

Образовательная область: внеурочная деятельность

Учебный предмет: внеурочная деятельность

Составитель программы: Андреева Ю. В.

2020 – 2021
учебный год        


Оглавление

Пояснительная записка        3

Принципы программы        5

Направления реализации программы        5

Условия реализации программы        8

Материально – техническое обеспечение        9

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью        9

Место предмета в учебном плане        9

Планируемые результаты освоения программы        10

Тематическое планирование        14

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса        14


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности, составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основании следующих нормативно – правовых документов:

  1. п.2 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»         
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  3. СанПиН 2.4.2.3286 – 15
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015         
  5. 2. Приказ Минобразования России от 10. 04. 2002. № 29 / 2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  6. 3. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 1 вариант).
  7. 4. Школьный учебный план на 2020 – 2021 учебный год
  8. 5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В.Воронковой. – М., Просвещение, 2013.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Задачи:

  1. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  2. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  3. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  4. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), для формирования здорового образа жизни.  
  6. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
  7. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

Принципы программы

Включение учащихся в активную деятельность.

Доступность и наглядность.

Связь теории с практикой.

Учёт возрастных особенностей.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Направления реализации программы

  1. Духовно – нравственное направление

Целесообразность названного направления заключается в обеспечении духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Основные задачи:

  • пробуждение и развитие любви и уважения к родному городу;
  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;
  • формирование основ морали–осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом;
  • укрепление у школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;
  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести)–способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своими чужим поступкам;
  • -принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  1. Общекультурное направление

Целесообразность данного направления заключается в воспитании способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитию обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран.

Основными задачами являются:

  • формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
  • становление активной жизненной позиции;
  • воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры;
  • коррекция нарушений устной речи учащихся.
  1. Социальное направление

Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени начального и основного общего образования, в формировании социальных, коммуникативных и конфликтологических компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.

Основными задачами являются:

  • формирование психологической культуры и коммуникативной компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
  • формирование способности обучающегося сознательно выстраивать и оценивать отношения в социуме;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование основы культуры межэтнического общения;
  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • воспитание у школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшему поколению.
  1. Спортивно – оздоровительное направление

Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
  • развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  • конкретное планирование деятельности,
  • кадровое обеспечение программы,
  • методическое обеспечение программы,
  • педагогические условия,
  • материально-техническое обеспечение.

Материально – техническое обеспечение

  • методические пособия,
  •  интернет-ресурсы,
  • мультимедийный блок.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.

Место предмета в учебном плане

В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на внеурочную деятельность отводится 4 часа в неделю (131 ч/в год). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадение уроков на праздничные дни.

Планируемые результаты освоения программы

В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):

•        воспитательных результатов;

•        эффекта.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами общеобразовательной организации, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому последовательный, постепенный, а сроки перехода могут варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Основные личностные результаты внеурочной деятельности.

Результаты

Направления

  1. Ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России.

Духовно- нравственное

Социальное

Общекультурное

  1. Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие.

Духовно- нравственное

Общекультурное

  1.  Осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона.

Социальное

Духовно- нравственное

Общекультурное

  1. Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

Общекультурное

Духовно- нравственное

  1.  Эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её охраны.

Духовно- нравственное

Социальное

  1. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Общекультурное

Духовно- нравственное

Социальное

  1. Готовность следовать этическим нормам поведения в повседневно жизни и профессиональной деятельности.

Социальное

Духовно- нравственное

  1. Готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Социальное

Духовно- нравственное

  1. Понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности.

Духовно- нравственное

Общекультурное

  1. Потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно- эстетической, спортивно- физкультурной деятельности.

Спортивно- оздоровительное

Духовно- нравственное

Социальное

  1. Развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов.

Социальное

Духовно- нравственное

  1. Расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей.

Социальное

Общекультурное

Духовно- нравственное

  1. Принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе.

Социальное

Духовно- нравственное

  1.  Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.

Общекультурное

Социальное

  1. Способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия.

Спортивно- оздоровительное

Социальное

  1. Способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения.

Социальное

Духовно- нравственное

  1. Способность организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Духовно- нравственное

Социальное

  1. Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Социальное

Общекультурное

Спортивно- оздоровительное

Духовно- нравственное

Тематическое планирование

Направления

Количество часов

Духовно-нравственное направление.

Общекультурное направление.

Социальное направление.

Спортивно-оздоровительное направление.

33

33

33

31

Итого

131

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

  1. Бейсова В.Е. Психолого – медико – педагогический консилиум и коррекционно – развивающая работа в школе/ В. Е. Бейсова – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283, [1] с. – (Сердце отдаю детям).
  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб: Речь, 2007-144 с.
  3. Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 178 с.
  4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб: Издательство «Речь», 2003. – 400 с.: ил.
  5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
  6. Лебедева Л.Д. Практика арт – терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб: Речь, 2008. – 256 с.
  7. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. –СПб: Речь, 2006. – 144с.
  8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
  9. Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб: Речь, 2007. 208с.
  10. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб: Речь, 2007. – 144с.
  11. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии. – СПб: Речь, 2008. – 247 с.
  12. Сучкова А.Н. Арт - терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...