Конспект классного часа. я-гражданин России. 3 класс.
классный час (3 класс)

конспект классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherkasova_ya-grazhdanin_rossii_.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО участника экзамена

 

Тема мероприятия

 

Цель мероприятия

Создание условий для формирования знаний о правах и обязанностей гражданина РФ и умений определять государственную символику.

Задачи мероприятия

1.Формировать знания об основных законах, правах и обязанностей гражданина РФ.

2.Развивать умение делать анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Форма(ы) мероприятия

 Круглый стол

Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Средства: ТСО, произведения искусства (литература).

Этап планируемого мероприятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Подготовительный этап

(НАПИСАТЬ СЛАЙДЫ)-Здравствуйте, садитесь.

-Занятие я хочу начать со стихотворения Владимира Степанова.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

 

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

 

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

-Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина?

-Никто не возьмётся перечислить всего, что стоит за этим большим и ёмким словом Родина.

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

-Как называется то место, где вы родились и выросли?

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

-Вы родились в России. Какие ассоциации у вас с этим словом?

-На каждую букву из слова Россия назовите ассоциацию.

Р – родина

О – особенная одна огромная

С – славная сильная

С – смелая свободная

И – искусная историческая идеальная

Я – ясная яркая я.

-Россия – самая большая страна на свете, так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступила ночь. Ни одного государство не имеет такой большой территории более 17 млн. кв. км и такой длинной границы, которая проходит и по суше и по воде.

«На свете много разных стран,

но есть одна страна: от белых льдов до теплых рек раскинулась она».

-Назовите самое главное богатство страны? Народ

-Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

-Каждый человек с рождения является гражданином своей страны.

-Что значит быть гражданином своей страны?

-Подумайте о чем пойдет речь на занятии?

-Тема нашего занятия: «Я – гражданин России!»

-Что мы сегодня узнаем и повторим?

-Цель нашего занятия: повторить символику России и познакомиться с правами и обязанностями гражданина.

-Работать будем по следующему плану. Но пункты планы перепутались, расставьте их в правильном порядке устно.

План:

1.Государственные символы России.

2.Права и обязанности гражданина РФ.

-Озвучьте, по какому плану будем работать.

-Молодцы.

 Прослушивание стихотворения.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирует темы и план урока.

Основной этап

Работа по первому пункту плану. Беседа.

-Повторим с вами символику нашей страны. Но сегодня занятие я вам предлагаю провести в необычной форме.

-Кто знает что такое «круглый стол»?

-Круглый стол – это форма проведения занятия в виде дискуссии, беседы, в которой «на равных» учувствует вся группа учащихся.

-Сегодня каждый будет участвовать в нашей беседе. Будем получать новые знания и делиться ими.

-Если готовы покажите посадкой, тогда вперед!

-Какие понятия включает в себя слово «гражданин»?

Патриотизм

Боль за родную природу

Высокая нравственность

Любовь к родной природе, земле, близким, к своей Родине

-Осознавать свою ответственность за судьбу Родины, ее будущее, любить свою родину, защищать ее от врагов.

Игра «Найди слово»

-Каждый гражданин должен знать государственные символы страны. Чтобы определить, что к ним относится необходимо сыграть «Найди слово».

-Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. (флаг, герб, гимн, президент, столица)

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

1.Официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства – (флаг).

2.Официальная эмблема государства, символ государства – (герб).

3.Торжественная песня, символ государства – (гимн).

4.Главный город страны – (столица).

5.Выборный глава государства в современной России – (президент).

-Молодцы!

Работа с доской.

-Найдите, где изображается герб России?

-Кто знает, что изображено на нем?

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

В геральдике (науке о гербах) символы нашего герба имеют следующее значение:

а) красный цвет - неустрашимость, великодушие, любовь, огонь;

б) золото - сила, богатство, могущество, справедливость;

в) орел - власть, прозорливость, великодушие;

г) двуглавый орел - охрана своих владений на западе и на востоке, в Европе и Азии;

д) короны на гербе являются не только символами монархии (это значение они имели в царской России), сейчас их можно трактовать как символы трех ветвей власти: исполнительной, законодательной и судебной;

е) скипетр — это символ защиты суверенитета;

ж) держава — символ единства, целостности государства;

з) на груди орла - древнейший герб Москвы, всадник, поражающий змея, - это символ победы добра над злом.

-На российском гербе изображен воин, олицетворяющий добро, а черный змей символ зла.

Крылья подняты – показывает свою силу мощь, чтобы все знали, что Россия могучая страна. Древнему гербу уже более 500 лет.

Гимн – торжественная песня о красоте и величии Родины. Гимну 50 лет, кто назовёт автора слов? (С. Михалков)

-На доске представлены части пазла, вам необходимо собрать Флаг России. Кто желает?

-Если выполнено верно, покажите класс.

-Молодец.

Белый цвет – берёзка.

Синий - неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет. СЛАЙД

Государственный флаг постоянно находится на зданиях, где находятся органы всех ветвей и уровней государственной власти, в кабинетах высших должностных лиц государственной власти, на зданиях дипломатических представительств за границей. В дни праздников, торжественных мероприятий и памятных событий Государственный флаг вывешивается на зданиях предприятий и организаций, независимо от форм собственности, а также на жилых домах.

Работа по второму пункту плана.

-Теперь предлагаю поразмыслить над вторым пунктом плана, познакомиться с правами и обязанностями гражданина.

- Ребенок родился…

- И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении».

- Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт.

- Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации.

- Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать. Давайте подумаем:

- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом "гражданин"?

- Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой?

- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?

- Назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.

ФИЗМИНУТКА

Пусть всегда будет солнце! (поднять руки вверх над головой)

Пусть всегда будет небо! (развести руки в стороны над головой)

Пусть всегда будет море! (развести руки в стороны перед собой)

Пусть всегда буду я! (подняться на носочки, погладить себя)

Пусть всегда поют песни! (сделать наклоны головы в стороны)

Пусть всегда будут танцы! (сделать присядку)

Пусть всегда будут птицы! (наклоны в стороны, отводя руки назад)

Пусть всегда будет мир! (хлопки над головлой)

Работа с доской

-На доске представлены рассыпавшиеся буквы, необходимо собрать слово и рассказать, что вы про него знаете?

КОНЯСТИЦУТИ

Да, жизнь в нашем государстве регулируется Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы, определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан. Все граждане страны обязаны жить согласно Конституции. День принятия Конституции 12 декабря 1993г.

Было в древности такое государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали его судьбу. Что вам известно об этом из истории?

- Если младенец рождался крепким и здоровым - пусть живет, а если родился слабым, больным - бросали его со скалы.

- Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

-Конечно же, нет, ведь физически слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым - помогать.

- Совершенно верно, ребята, например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов (на экране слайд – портрет) родился слабым и больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Если вы помните, под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

-В Конституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?

-Здоровье, свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых, образование.

-Самое главное, самое важное - право человека на жизнь.

Беседа. Работа со сказками.

-И я предлагаю с некоторыми из них познакомится чуть ближе. Но знакомство пройдет в необычной форме.

-Все мы помним сказки, но в них есть и нарушение прав человека и гражданина. Давайте же вместе с вами выясним, в каких же сказках есть нарушения.

-Первая сказка, подумайте из какой сказки взяты строки:

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Океан —

Так велел-де царь Салтан.

-Верно А. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

-Подумайте и выберете, какое право здесь нарушается. И объясните свой ответ.

-Кто согласен покажите солнышко.

-Все верно, нарушено право на жизнь и свободу.

-Следующая сказка:

Жила-была хорошая добрая девушка Настенька. Злая мачеха заставляет её работать, не давая продыху. Однажды она решила избавиться от падчерицы и отправила ту замерзать в зимний лес.

-Что это сказка? Какие права человека здесь нарушены?

-Верно, нарушены права на жизнь и на труд. Мачеха заставляла работать Настеньку.

-Вспомните сказку «Волк и семеро козлят». Кто мне кратко перескажет её?

-Молодец, подумайте какое право нарушено?

-Все верно, право жилье.

-«Приключения Буратино». У Карабаса-барабаса все куклы, которые у него жили, были вынуждены работать. Какое право нарушается по отношению кукл?

-Верно, право на труд и на жизнь. Также в сказке нарушено еще одно право, подумайте. Когда кот Базилио и Алиса лиса не дали ему пойти в школу. Нарушается право на образование.

-Например, сказке «Колобок» нарушается право на жизнь, так как Колобка хотели съесть. Также родители Колобка нарушили неисполнение родительских обязанностей.

-Так в сказке «Дюймовочка». Её хотели против своей воли выдать замуж. Какое право нарушается?

-Верно, право на свободу и свободу мысли.

«Простоквашино», когда родители не позволили дяде Федору завести домашнего животного. Нарушается право на…

-Молодцы, право на свободу мнения.

-Помимо прав гражданина должен соблюдать и обязанности.

Основные обязанности гражданина России:

• Соблюдать Конституцию и законы России

• Уважать права и свободы других людей

• Защищать Отечество

• Платить налоги

• Охранять природу и окружающую среду

• Заботиться о детях, их воспитании

• Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

 «ГРАЖДАНИН РОССИИ».

-Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки.

Работа с пословицами

-Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.

1.Человек без Родины … (что соловей без песни).

2.Для Родины своей…( жизни не жалей).

3.Жить -…(Родине служить)

-Давайте проверим, что у вас получилось?

-Кто желает озвучить первую пословицу и объяснить её значение? (остальные пословицы также)

-Кто согласен покажите солнышко.

-Молодцы!

 Отвечают на вопросы учителя.

Определяют слова, показывают их на доске.

Отвечают на вопросы. Определяют по иллюстрации герб страны.

Собирают пазл «Флаг России». Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку, движения повторяют за учителем.

Решают ситуационные задачи и определяют права человека.

Заключительный этап

Итог занятия

-И вот подошёл к концу наше обсуждение на «Круглом столе».

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-В какой книге законов записаны все права и обязанности граждан?

- А ваша какая главная обязанность?( Хорошо учиться)

- А право?

-Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать её славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, её многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы, когда вырастете, станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем!

Рефлексия

-Отметьте мнение о своей работе на уроке:

Зеленый цвет - «На уроке мне всё было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

Желтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое не понятно! Мне требуется помощь!»

- Я вижу, что у большинства положительные ответы. Ребята, мы хорошо поработали, мне очень понравилось, что вы были активными.

Подводят итоги занятия. Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность цветными фишками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для классного часа "Я гражданин России"

Презентация  ориентирована на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и э...

Конспект классного часа " Арктика- фасад России".

Цель:повышение осведомленности обучающихся о природе, истории исследования и освоения, задачах современного освоения Арктики.Задачи:- познакомить  первоклассников с представителями животного и ра...

Методическая разработка классного часа "Я-гражданин России".

Данный классный час разработан с целью систематизировать и расширить знания обучающихся 4 класса о Конституции как  главном законе РФ; определить отношение каждого ребёнка к позиции "быть граждан...

Анализ классного часа "Я гражданин России"

Анализ классного часа "Я гражданин России"...

Конспект классного часа " я гражданин россии" Прасолова Юля

конспект классного часа 4 класс "я гражданин россии"...