Программа внеурочной деятельности курса "Удивительный мир слов"
рабочая программа (2 класс)

Богоутдинова Валентина Федоровна

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_mir_slov_2_klass.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова - Заярского»

РАССМОТРЕНО                                      ПРИНЯТО                                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического                   на Педагогическом совете                 директор школы

объединения, протокол № 1                    школы                                                  ___________/Е.А. Левицкая/

от «30» августа 2021 г.                             протокол № 1                                      приказ № 284 от «31» августа 2021 г.

руководитель МО_________                  от «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Удивительный мир слов»

Класс: 2

Учитель:

Количество часов: всего - 34 часа

                                в неделю - 1 час

Нижневартовск, 2021 год

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» предназначена для обучающихся 2 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность “Удивительный мир слов”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по грамматике.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к грамматике должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Основными задачами реализации данной программы являются:

1.Расширение, углубление и закрепление у младших школьников знания по русскому языку. Так же показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

2. Развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка.

3. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование общего языкового развития учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

4. Формирование культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

5.Развитие смекалки и сообразительность; приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развивать умение пользоваться  разнообразными словарями; учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Результаты курса внеурочной деятельности «Удивительный мир слов»

Личностные результаты:

  • Учащихся получат возможность научиться:
  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Познавательные.

Учащиеся научаться:

  • Осуществлять писк необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочный материал.
  • Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД.

  • Учащиеся научатся:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Учащиеся получат возможность научиться:
  • Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения(обращение, вежливые слова.
  • Строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности

Мир полон звуков (6ч)

Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

  • разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
  • игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
  • проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
  • мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

Азбука, прошедшая сквозь века Солунские братья (5ч)

Практическая и игровая деятельность:

  • чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а так же чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
  • экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
  • конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
  • рисование: «Весёлая буква Ё».

Всему название дано (5ч)

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
  • мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;
  • проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
  • конкурс «Придумываем название для новых конфет».

Как делаются слова (7ч)

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару». «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
  • лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
  • конструирование слов по словообразовательным моделям;
  • проект «Как конфеты получают свои названия».

Секреты правильной речи (10ч)

Практическая и игровая деятельность:

  • игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
  • решение кроссвордов;
  • составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
  • составление шуточных рассказов и стихов.

Обобщение (1ч)

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

 «Удивительный мир слов» во 2 классе

Дата

Тема занятия

Количество

часов

1

Фабрика речи. Проект «Как я говорил, когда был маленьким».

1

2

Как рождаются звуки

1

3

Веселые рифмы

1

4-5

Грамматическая сказка. Слог.

2

6-8

Буквы старые и новые. Бессмыслица + бессмыслица = смысл. Анаграммы, шарады, кроссворды.

2

9-10

Загадки русской графики.

2

11

Увлекательные истории о самых простых вещах. Веселые рифмы ЧК и ЧН.

1

12

Мягкий знак ищет слово.

1

13

Безударные гласные. Заколдованные буквы.

1

14

Ударный и безударный. Страна Ошибия

1

15

Влиятельные буквы

1

16

Имена, имена, имена….

1

17

Грамматические сказки

1

18

«Местные жители» и «иностранцы».

1

19

Слова «готовые» и «сделанные».

1

20

Волшебное слово «Самоинструкция»

1

21

Грамматические загадки.

1

22

Память и грамотность.

1

23

Где же хранятся слова?

1

24-26

Поговорим обо  всех приставках сразу!

2

27

Вместе и врозь, или почему нельзя сказать «молодой старик».

1

28

Такие разные суффиксы. Конструирование слов по словообразовательным моделям.

1

29-30

Словари — сокровищница языка. Игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам».

2

31

Слова родственники.

1

32

Как рождаются фразеологизмы? Выбор фразеологизма в речи.

1

33

«Не лезьте за словом в карман!»

1

34

«Пересаженные» корни. Подведем итоги

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

  1. Ноутбук учителя
  2. Телевизор-монитор
  3. Видео, фото-слайды.
  4. Материалы для учителя:
  5. Буйко В. И., Таращенко Л. В. Русский язык в кроссвордах. Состав слова. – Екатеринбург: Литур, 2006
  6. Волина В. В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
  7. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2007
  8. Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
  9. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2005
  10. Жиренко О. Е., Шестопалова Е. А. Словарная работа в начальной школе. – Воронеж: ВОИПКиПРО
  11. Иванова В. а., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990
  12. Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
  13. Колесникова Е. В. Предмет, слово, схема. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: Ювента, 2007
  14. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000
  15. Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
  16. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
  17. Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964
  18. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен, 2012
  19. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
  20. Сухин И. Г. Занимательные материалы: Начальная школа. - М.: ВАКО, 2004
  21. Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007
  22. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. - М.: Альта-Принт, 2007
  23. Хаткина М. А. Русский язык. 2 класс: Захватывающее путешествие в волшебный мир грамматики. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Удивительный мир слов" 3 класс

Рабочая программа "Удивительный мир слов" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир слов" 3 класс

Данный материал содержит программу внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 3-их классов...

Программа внеурочной деятельности "Почувствуй вкус слова"

Программа «Почувствуй вкус слова» по целевой направленности общекультурная, социально-педагогическая, так как помогает становлению и обогащению общей культуры детей.Даная  общеразвивающая програм...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие в слово"

Курс внеурочной деятельности «Путешествие в слово» способствует разностороннему развитию индивидуальных способностей учеников. В рамках урока не всегда удаётся увидеть способности и интерес учащихся к...

рабочая программа внеурочной деятельности "В мире слова"

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления разработана на основе авторской программы факультатива «Удивительный мир слов» для внеурочной деятельности младших школьн...