Школьные традиции
статья

Морозова Наталья Павловна

Школьные традиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_progimnazii_2.docx65.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               МБОУ «Прогимназия «Радуга»

                                                 Морозова Н.П.

                                                                      учитель начальных классов

Выступление на конференции

«НОО: инновации и перемены»

Тема:

«Традиции прогимназии как средство

 духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников»

2019 год

      Школа - это государство, маленький мир, в котором наши ученики не только получают знания, но и учатся жить. Школьные традиции являются тем звеном, которое объединяет учителей, учеников, выпускников и родителей. Их благотворное влияние мы чувствуем и в праздники, и в повседневной школьной жизни, они придают школе то особое, неповторимое, что отличает нашу школу от других и тем самым сплачивает школьный коллектив, обогащая его жизнь. Культурная жизнь нашей школы очень многогранна, за годы ее существования сложились свои прекрасные традиции: праздничные концерты, музыкальные гостиные, конкурсы чтецов и декоративно – прикладного искусства, торжественные линейки и мн.др…..

     Крылатая  фраза « Всё  начинается с детства»- как нельзя больше сочетается    с   вопросом духовно- нравственного  воспитания. Ребёнок  не рождается  злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные  качества  разовьются  у ребёнка, зависит, прежде всего, от  родителей, педагогов и окружающих  его  взрослых, оттого, как они  его  воспитают, какими  впечатлениями  обогатят.  Наша  работа  по духовно-нравственному  воспитанию  основывается на воспитательной  системе каждого  класса и общеобразовательной программе   и  реализуется  на  уроках и во  внеурочной  деятельности по следующим направлениям:

1.  Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3.Воспитание трудолюбия, воспитание  ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 5. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины.

Традиционными в этом направлении для нашей школы являются:

- классные часы, посвящённые Дню города;

- праздничный концерт ко Дню учителя;

День учителя - всенародный праздник. Он касается каждого человека, это общий праздник учителей детей и родителей, праздник всех поколений. Воспоминания о школе, об образе уважаемого учителя сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни. Все мы – сегодняшние или бывшие – чьи-то ученики. Порой, только став взрослым, мы осознаем, каких усилий требовало от наших наставников ответственное и трудное ремесло педагога. Традиционно в этот день в нашей школе проводится праздничный концерт . Ребята готовят концертные номера и приглашают всех учителей.

- по традиции проводим мероприятие, посвященное Масленице. Это мероприятие проводится в 3 этапа: 1 этап - концерт, 2 этап – игры и состязания на улице, 3 этап – традиционное чаепитие с блинами.

Масленица пользуется неизменной любовью народа. К сожалению, наши дети не знают истоков этого праздника, не знакомы с традициями проведения Масленицы. Поэтому,  нам, кажется, достаточно актуально проводить подобные мероприятия в школе. Знакомство с традициями и обычаями русского народа прививает любовь к родной стране, повышает интерес к ее культуре.

- ежегодно проводим конкурс чтецов «Мы – патриоты России»;

- уроки мужества;

Наша школа всегда помнит и чтит нелегкий труд Защитников во благо нашего спокойствия и спокойствия большой страны. Вспомнить прошлое, отдать дань почести защитникам Родины может каждый, кому не безразлична судьба нашей Отчизны. Во всех классах проходят

 уроки мужества. Они являются частью «месячника военно-патриотической работы», который в свою очередь является частью государственной программы по «патриотическому воспитанию граждан РФ».

- прочно укрепилась у нас традиция проводить  линейки каждую пятницу, где ребята отчитываются о проведённых делах, успехах в учёбе,  о дежурстве по школе, узнают о новых городских или внутришкольных конкурсах. Особое внимание уделяется торжественным линейкам, которые бывают посвящены разным календарным праздникам;

- традиционными являются классные часы и торжественные линейки, посвящённые освобождению города Курска и   9 мая; 

День Победы совершенно особый праздник, который сочетает в себе вселенское горе и безграничную радость. Он объединяет все поколения российского общества. Это торжество беспримерного  героизма нашего народа, освободившего родную землю от фашистских захватчиков.  В этот день у нас проходят встречи с ветеранами. Частым гостем в нашей школе был ветеран Великой Отечественной войны Пётр Кузьмич Горовой.   9 мая ребята и педагоги принимают участие в возложении цветов к мемориалам.

- ежегодно проводится смотр строя и песни, посвящённый Дню Победы (у каждого класса есть своя отрядная песня, девиз, речёвка. Отряды имеют свою атрибутику: пилотки, галстуки, отличительные значки);

- одной из традиций нашей прогимназии является проведение конкурса «Самый классный класс», в котором дети соревнуются в различных номинациях. Итоги этого конкурса подводятся в конце каждой четверти и в конце учебного года;

Осуществление  в полном объёме духовно- нравственного  развития и воспитания только лишь усилиями школы невозможно. Поэтому мы сотрудничаем с музеями нашего города

- с Краеведческим музеем, Археологическим музеем, с военно- историческим музеем «Юные защитники  Родины».

(Мы стараемся посещать выставки, которые организуют эти музеи, приглашаем сотрудников в школу для проведения мастер – классов. Один из недавних мастер - классов – изготовление куклы - травницы (Краеведческий музей));

- троллейбусные экскурсии для 2 – 3 классов «Курск – город воинской славы»;

- экскурсии на железнодорожный вокзал в музей железнодорожников;

- организовываем выездные экскурсии в Прохоровку, Поныри, музей

Н. В.Плевицкой.

  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”

В.А.Сухомлинский.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Главная цель нравственного воспитания – это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях

Нравственное воспитание имеет огромное значение в системе целостного развития ребенка. Это обусловлено его влиянием на становление личности  школьника, в частности, на культуру  общения, поведения и деятельности, на формирование образа себя и окружающего мира, определение своего места в нем.

- ежегодно принимаем участие в областных  художественно – благотворительных  конкурсах  «Рождественский свет», «Пасхальная радость»;

-  в социальных акциях -  «Белый цветок»,  «Волшебная снежинка»;

- ежегодно проводится праздничный концерт, посвящённый Дню матери 

Из всех школьных праздников мы с особой теплотой всегда отмечаем День матери. В преддверии праздника дети изготовляют стенгазеты и подарки для мам.

Традиционно в школе проходит праздничный концерт, с самыми лучшими вокальными и танцевальными номерами, самыми тёплыми и трогательными словами для любимых мам В этот день мы говорим слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

- традиционным для нашей прогимназии является и проведение концертной программы к Рождеству Христову;

- много лет сотрудничаем с филиалом детской библиотеки №13;

- проводим литературные гостиные;

- встречаемся с интересными людьми, такими, как поэт Вадим Михайлович Шеховцов;

Встречи с поэтом проходят в теплой обстановке, в ходе которой Вадим Михайлович рассказывает о своем творчестве, читает отрывки из произведений, отвечает на вопросы ребят.

- ребята 1- х классов  встречаются с курским поэтом  и музыкантом Юрием Суховым;.

 Ю.Сухов рассказывает детям о своем творчестве, исполняет песни, читает стихотворения. Дети с интересом слушают и отгадывают  загадки. Мероприятие проходит очень интересно и, как правило, оставляет  у детей положительный эмоциональный настрой. 

- посещаем Литературный музей и «Центр историко – культурного наследия города Курска».

  • Воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Любовь к природе рождает любовь ко всему прекрасному, пробуждает в человеке глубокие раздумья, наполненные проникновением в мир чудесной мечты, в мир, где стирается грань между мечтой и действительностью. В этой мечте черпает человек новые силы для свершения реальных грандиозных дел, граничащих с фантастикой.

Формированию экологической культуры и экологических знаний у учащихся, воспитанию любви и бережного отношения к природе служат проводимые в школе акции и проекты:

- «Живи, родник» - трудовой десант у источника Серафима Саровского;

- проект «Подари жизнь цветку»;

- школьная акция «Покормите птиц»;

- экологическая акция «Вторичный бум» - общешкольный сбор макулатуры, средства от которого идут на покупку новых книг для школьной библиотеки. В рамках данной акции проходят воспитательные часы о сохранении природных ресурсов страны;

-  принимаем участи в детском городском экологическом марафоне «Природа рядом с нами»;

Учащиеся с большим энтузиазмом участвуют в этих социально – значимых делах, понимая, что их будущее в их руках.

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой, его надо развивать с детских лет. Это позволит в будущем сделать жизнь человека более осмысленной, яркой, богатой. Прекрасное не только доставляет наслаждение, радует, оно вдохновляет на высокие, добрые мысли и чувства.

-  ежегодно принимаем участие в конкурсе чтецов Центрального округа г. Курска «Наши таланты – родному краю»;

- в выставке – конкурсе декоративно – прикладного творчества «Золотой ларец»;

- ежегодно принимаем участие в выставке – конкурсе детского изобразительного искусства  «Волшебная палитра»;

- активно участвуем в школьных конкурсах декоративно – прикладного искусства.

  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Целью воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни является формирование у учащихся школы потребностей и устойчивых навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей ценности, данной им природой.

Очень много времени  в нашей прогимназии уделяется укреплению  

здоровья, созданию здоровьесберегающей среды. Учащиеся принимают

активное участие во всех спортивных мероприятиях школы:

- ежегодно проводятся президентские состязания, где ребята                      

 соревнуются за лучшие личные результаты и лучшие результаты класса;

- проводится конкурс плакатов: «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение»;

- принимаем активное участие в лыжных состязаниях «Лыжня России»;

- проводим эстафеты – соревнования среди учащихся классов;     

         

Это далеко не полный список традиций нашей школы, его можно и продолжить. Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какие отношения складывались у них в школьном коллективе, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь в школе.

   Великий русский  педагог Сухомлинский  писал: «Если  добрые  чувства  не  воспитаны в детстве, их  никогда не воспитаешь. В детстве  человек   должен пройти  эмоциональную  школу – школу воспитания  добрых чувств.»

   Хочется  верить, что  наша школа посеет в  душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет  для  детей  школой воспитания  добрых  чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Школьные традиции"

Статья о школьных театральных неделях. Опубликована в газете "Арбатские вести" №1, 2012...

Воспитательный потенциал школьных традиций

Из опыта работы транслирую свою педагогическую деятельность на протяжении последних 20-ти лет. ...

Воспитательный потенциал школьных традиций

Из опыта работы транслирую свою педагогическую деятельность на протяжении последних 20-ти лет. ...

Сценарий родительского собрания " Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребёнка младшего школьного возраста"

Цель собрания: ·        формирование психолого-педагогической готовности и практических навыков родителей по развитию гражданской идентичности личности младшего...

Программа курса внеурочной деятельности "Школьные традиции"

Программа внеурочной деятельности «Школьные традиции», реализуемая по социальному направлению, ориентирована на доброту, любовь, истину, уважение    к другим людям, сострадание, сочувст...

Воспитательный потенциал школьных традиций. Реализация воспитательной цели на уроках как одна из школьных традиций в рамках реализации духовно-нравственной программы.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной  системы. Учение должно иметь для ребенка личностный смысл, затрагивать его эмоциональ...