Система воспитательной работы
статья

Карпова Лилия Викторовна

Система воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vospitatelnroy_raboty.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы

Карпова Лилия Викторовна, учитель начальных классов

Что такое воспитание? 

  • Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества государства.
  • В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:
  • Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
  • Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
  • Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
  • Воспитание – это творчество. Дело воспитания – процесс постоянного “сотворения” личности. Это - подвиг времени. Нужно уделять этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с родителями. А главное наших детей нужно очень-очень сильно любить по-настоящему.

Актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются:

 - воспитание нравственности, патриотизма, культуры поведения и общения, любви к прекрасному;

 - воспитание творчески активной личности, способной жить и творить по законам красоты и гармонии;

 Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

Нормативно-правовая база

В организационно-педагогической основе работы классного руководителя, безусловно, лежат нормативно-правовые документы.

Так, предпочтение в системе образования в настоящее время отдается воспитательному аспекту, который должен быть интегрирован в общий процесс обучения и развития и стать органичной составляющей педагогической деятельности. Подобное предпочтение определено в "Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации. "Концепция модернизации российского образования", государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2021-2025 годы.

Минобразования России подготовлены развернутые "Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях" В данных рекомендациях четко определены цель и задачи классного руководителя, а также функции классного руководителя.

Таким образом, мною была определена цель воспитательной работы.

Цель: содействовать формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в социуме.

Задачи: 

  • способствовать формированию основ культуры общения;
  • поддерживать и обеспечивать становление индивидуальности детей;
  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной оценки и чувства самоуважения;
  • способствовать сплочению классного коллектива;
  • развивать умение учащихся работать в парах, группах, командах.

Путь к достижению цели моей системы воспитания основан на осознании и принятии таких ценностей, как:

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
  • оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);
  • требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
  • любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);
  • самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
  • человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
  • веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно приносит удовлетворение);
  • сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)

Принципы воспитательной работы

Принцип толерантности.

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

Принцип воспитания успехом.

Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности. Необходимо стараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

Принцип создания воспитывающей среды.

Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания ,взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".

Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

Создание условий успешного воспитания

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно.

Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Условия успешности в воспитании на мой взгляд, заключаются в следующем:

  • принятие ребенка как личности;
  • признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять себя и с уважением относиться к этим проявлениям;
  • ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь и поддержать его.
  • Только при этих условиях ребенка можно считать подлинным субъектом воспитания и ему предоставляются возможности:
  • взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими;
  • оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
  • вырабатывать силу воли;
  • учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;
  • удовлетворять свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти над собой, любви, безопасности;
  • учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.

Именно эти ориентиры стали опорами при разработке и апробации данной системы воспитательной работы.

Приоритеты 

  1. Взаимодействие классного руководителя с детьми.
  2. Ребенок – главное действующее лицо процесса воспитания.
  3. Ребенок рассматривается как партнер в условиях сотрудничества.
  4. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка. учесть его точку зрения и внимательное отношение к его чувствам и эмоциям.
  5. Классный руководитель не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным нормам, а исходит из задачи максимально способствовать возможности их роста.
  6. Формирование культуры познания, деятельно-практического отношения к миру.
  7. Поиск средств и способов интеллектуального развития учащихся.

Направления воспитательной работы

  1. «Здоровье и безопасность жизнедеятельности»
  2. «Гражданин и патриот»
  3. «Интеллект и трудолюбие»
  4. «Нравственность»
  5. «Общение»
  6. «Семья»
  7. «Культурно-образовательный досуг»
  8. Работа с родителями, с родительским комитетом

«Здоровье и безопасность жизнедеятельности»

Девиз: “Здоровый человек – здоровая нация”

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи: 

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;

Формы реализации: 

  • классные часы;
  •  беседы;
  • встречи с работниками здравоохранения;
  • конкурсы плакатов и газет;
  • спортивные соревнования.

«Гражданин и патриот»

Девиз: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”

Цель: Сформировать потребность в необходимости соблюдения правовых норм общества.

Задачи: 

  • воспитывать патриота своей Родины;
  • воспитывать законопослушного гражданина своей страны;

Формы реализации: 

  • классные часы;
  • вечер встречи;
  • экскурсии;
  • КВН;
  • устный журнал;
  • концерты;
  • разговор по душам;
  • поход.

«Интеллект и трудолюбие»

Девиз: “Ученье - свет, а неученье - тьма”

Цель: способствовать развитию самостоятельности и активности детей в учебном процессе.

Задачи: 

  • изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией;
  • на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся определить приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время;
  • изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения;
  • организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.

«Нравственность»

Девиз: “Каждый ученик – источник нравственности”

Цель: содействовать формированию у школьников ценностного отношения к себе и другим людям.

Задачи: 

  • способствовать развитию осмысленного усвоения учащимися нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;
  • способствовать формированию основ культуры общения;
  • способствовать сплочению классного коллектива;
  • создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитание эстетического вкуса.

Формы реализации: 

  • КТД;
  • праздники;
  • экскурсии;
  • библиотечные уроки;
  • практикум по культуре общения;
  • трудовой десант;
  • поход.

«Семья»

Девиз: “В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей”

Цель: содействовать укреплению связи семьи со школой.

Задачи: 

  • изучение семей учащихся;
  • привлечение родителей в различную деятельность классного коллектива;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Формы реализации: 

  • анкетирование;
  • тематические родительские собрания;
  • индивидуальные консультации;
  • собеседования;
  • классные праздники;
  • походы и экскурсии.

Особенности планирования работы

Планирование работы осуществляется совместно с детьми и их родителями. Чтобы выяснить требования, пожелания и тревоги родителей за ребенка, я обычно провожу анкетирование. Работая с младшими школьниками, уделяю большое внимание совместному определению детьми и родителями основных дел и мероприятий. Они помогают выбирать тематику классных часов, опираясь на свои интересы и потребности.  В отношениях с детьми я соблюдаю следующие правила: проявление уважения к личности ребенка; принятие его личных целей, запросов, интересов; проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребенка; предоставление ребенку возможности задавать вопросы и получать ответы; ориентир на потенциально возможные успехи ребенка.

Направления и содержание воспитательной работы.

 

          Патриотическое воспитание - ценность Родины, родной земли. Почитание Родины, родной земли - фундаментальная духовно-нравственная ценность русского народа.

        Экологическое и трудовое воспитание  - ценность природы, родной земли, труда на земле. Жизнь в гармонии с природой, не выделение себя из мира природных явлений.

        Духовно-нравственное и семейное воспитание - ценность семьи, традиционных семейных отношений, ценностное отношение к матери.

        Образ матери является для ребенка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития.

          Интеллектуальное воспитание -  ценность знания, здорового образа жизни.

        Художественно-эстетическое воспитание - ценность культуры, культурного отношения к наследию предков. Уважение к традиционной отечественной культуре, изучение мирового культурного наследия. 

          Социальное воспитание - ценность Человека. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в начальных классах "Формирование "Я"-концепции"

 Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образ...

Система воспитательной работы по формированию у учащихся чувства сострадания, сопричастности, выработки осознанной гражданской позиции с использованием технологии развития критического мышления

Такой мастер-класс я проводила на конкурсе "Самый классный классный" ТезисыКонспекта проведения мастер-классаНаправление:Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся:Тема: «Система восп...

Система воспитательной работы "Искорки успеха"

Главная задача педагога - раскрыть в каждом ребёнке способности, выявить элементы творчества, активизировать стремление идти вперёд. В основе системы воспитательной работы лежит целостный подход, кото...

Система воспитательной работы "Открытие мира и себя"

В статье вы  получите информацию о воспитании гармонично развитой здоровой личности, познакомитесь с  моделью  ученика начальной школы, найдёте ответы на многие вопросы....

"Проектная деятельность в системе воспитательной работы образовательной организации при работе с родителями"

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения, педагога и родителя.Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего п...

Система воспитательной работы с младшими школьниками, направленная на формирование детской личности. Из опыта работы.

Разработка педагогически и психологически обоснованной системы воспитания младших школьников – это одна из актуальнейших задач. Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но ...