Маленький человек в поисках знаний.
статья (1 класс)

Угрюмова  Елена  Борисовна

Статья рассказывает о взаимодействии взрослых и детей. Как помочь ребёнку постичь тайны мироздания? Как максимально комфортно подготовить дошкольника к началу новой жизни, а именно школьному периоду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii_vseros.urovendlya_aneks.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Маленький человек в поисках знаний.

     Ребёнок начинает познавать окружающий мир ещё в дошкольном возрасте. Ведь, познание – целостный процесс, который обеспечивает малышу спокойную, уверенную, содержательную жизнь, наполненную открытиями.

     Из-за своей природной любознательности дети исследуют окружающую их действительность, начинают понимать свойства и назначения предметов, пытаются связать увиденное, услышанное и ощутимое в целостную картину мира.

       Многие учёные сходятся в едином мнении, что дошкольный возраст особенно важен в интеллектуальном развитии человека. Но, не менее важно научить ребёнка применять свои знания в процессе восприятия окружающего, пытаться заметить известные свойства предметов, а также обнаружить появление новых свойств. При этом необходимо научить дошкольника мыслить, подвести к установлению причинно-следственных связей, позволяющих осознанно воспринимать окружающее и расширять кругозор.

     Кому же отведена самая главная роль в постижении ребёнком мироздания? Конечно взрослым, а конкретно семье маленького исследователя. А как взрослые могут способствовать познавательному развитию малыша? Прежде всего поддерживать возникающий интерес к чему-либо. Не стоит давать готовые ответы на все вопросы ребёнка, его надо направить на самостоятельный поиск решения. Это требует от родителей большого терпения, внимания , времени, любви, уважения интересов ребёнка и его права на ошибку. Отвечать на вопросы малыша можно и нужно по-разному. Вариантов много. Самый простой и доступный-кратко и просто объяснить ребёнку, интересующие его факты. Но этот вариант нельзя брать за основу. Можно похвалить ребёнка за интересный вопрос, а также попробовать ответить самостоятельно и при этом указать адекватные его возрасту пути познания.

       Иногда  для разрешения какого-либо вопроса, ситуация требует проведение какого-либо опыта или эксперимента. Тут взрослый просто обязан побеспокоиться о безопасности малыша, но и объяснить правила взаимодействия предметов, объектов с различными материалами.

     Иногда у ребёнка не появляются готовые вопросы или не возникает интерес к приметным фактам. В таких случаях взрослый может сам тактично заинтересовать его, поставив проблемные вопросы.

     Познавательное развитие нуждается в постоянной поддержке. Угасание интереса ребёнка к окружающему приводит к умственной пассивности и безразличию, что может негативно сказаться на дальнейших успехах в школе.

      Жизнь сама подсказывает нам ситуации, которые можно использовать для познавательного развития. В первую очередь, к таковым ситуациям относятся игры. Через игру дети расширяют представления о предметах и их свойствах, материалах, осознают их назначение. В играх моделируется взаимодействия и отношения людей, наполняют смыслом общественные и трудовые функции взрослых. В игре развивается фантазия, воображение, совершенствуется речь, отражаются и формируются познавательные интересы.

     В старшем дошкольном возрасте в содержании игры постепенно перемещаются акценты: от действий человека с предметами на взаимодействие людей друг с другом.

      Самый результативный воспитательный подход – когда ребёнок проявляет интерес к игре совместно с разными участниками, быстро осваивает правила, может предложить их изменение, контролирует игровые действия, не допускает скрытого нарушения правил в собственном игровом поведении.

     Важное значение в познавательном развитии ребёнка играют рассматривание и наблюдение. Чаще всего спонтанное рассматривание поверхностно, но именно оно формирует первоначальный интерес к окружающему и стремление занять себя. Для познавательного развития наибольший интерес и пользу представляет целенаправленное, подготовленное взрослым рассматривание и наблюдение ( напр.: рассматривание картин, иллюстраций, предметных картинок, рисунков, слайдов). Содержание наблюдений меняется в зависимости от возрастных интересов детей. Мотивированное и организационное взрослым наблюдение позволяет ребёнку проявить активность, высказать свои впечатления.

      Поисковая деятельность дошкольника может быть организована взрослым и в форме экспериментирования. Оно направлено на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. Экспериментирование, которое ребёнок проводит самостоятельно, не должно оставаться бесконтрольным.

     Также очень важным для познания окружающего в дошкольном возрасте является словесный путь познания. Беседа, доверительный разговор, комментарии, обсуждение художественной и познавательной литературы, общение по поводу увиденного мультфильма – все эти средства родители должны широко использовать, если они заботятся о своевременном продвижении ребёнка. Содержание беседы обычно определяется интересом ребёнка или тем, к чему родители хотели бы привлечь его внимание. Самое главное, беседа должна иметь непринуждённый характер. Особое значение имеют ситуативные беседы, которые происходят в повседневной жизни.

      Одним из самых любимых занятий у дошкольников является конструирование из различного материала. Конструируя по замыслу, ребёнок должен предвидеть результат производимых им действий, определять этапы выполнения работы, способы её организации, что развивает умение планировать, важное при подготовке ребёнка к школьному обучению. Конструирование из бумаги и природного материала относится к художественному конструированию. Не все родители владеют способами художественного конструирования, но они в состоянии создать условия для воплощения детьми замыслов, воспроизведения того, что мастерил ребёнок в детском саду. Наилучшим стимулом для художественного конструирования станет изготовление поделок в подарок родным и к праздникам.

     Познавательное развитие нуждается в постоянном расширении границ окружающей действительности. Очень большую пользу принесут кратковременные или долговременные экскурсии, организованные родителями.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленький Принц в поисках учительского сердца.

Данный сценарий разрабатывала для конкурса "Рождественский турнир", посвященному Году Учителя....

познавательный час правовой направленности "Большие права маленького человека"

Мероприятие проводится с целью формирования знаний о правах школьников, закрепления знаний об основных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка, Конституция ...

Открытый урок (развитие речи) Я – сердце маленького человека. Услышь меня.

Цели:1.Развитие речи учащихся.2.Обогощение словарного запаса3. Воспитание у учащихся чувства милосердия, доброты, отзывчивости, сострадания....

Процесс формирования речевой и нравственной культуры маленького человека

Язык – великая сила, и задача педагога привить интерес к слову, научить маленького ученика слушать, читать и писать....

Кружок «ЗОЖ маленького человека».

Актуальность обучения детей школьного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах б...