Методы и средства реализации задач по нравственному воспитанию
материал

Нуретдинова Альбина Дамировна

Для того чтобы воздействовать на подрастающее поколение педагог должен быть сам внутренне богат духовно, иметь силы отдавать другим своё тепло.

Мудрец сказал: « Учитель должен познать себя, чтоб научить других познать…» 

А что познать? Простые понятия (духовные ценности), которые ребёнок должен узнать, если не дома, так в нашем учреждений : добро, дружба, сердечность, достоинство, любовь, уважение, забота, честность, справедливость, порядочность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Методы и средства реализации задач по нравственному воспитанию

Цель: повышение педагогической компетентности воспитателей в осуществлении задач нравственного воспитания  

Задачи:

-актуализация знаний педагогов по нравственному воспитанию: методы и средства;

-формирование профессиональных умений педагогов по заданной теме

Ход выступления

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Приятно снова встретиться с вами! Надеемся на тёплое душевное сотрудничество, тем более, что тема нашего семинара «Нравственное воспитание в современных условиях социального приюта»

Для того чтобы воздействовать на подрастающее поколение педагог должен быть сам внутренне богат духовно, иметь силы отдавать другим своё тепло.

Мудрец сказал: « Учитель должен познать себя, чтоб научить других познать…» 

А что познать? Простые понятия (духовные ценности), которые ребёнок должен узнать, если не дома, так в нашем учреждений : добро, дружба, сердечность, достоинство, любовь, уважение, забота, честность, справедливость, порядочность. 

Давайте проведём небольшой экспресс-тест .

Экспресс-тест .

Возьмите лист бумаги и попробуйте ее разделить на 4 части

- Сколько времени тратите на свое здоровье? 

- Сколько времени уделяете своим родным и близким? 
- Вы уделяете время своей работе? 
- Сколько у Вас времени уходит на отдых? 

Вот то, что у Вас осталось - это время, которое Вы оставляете для себя, на осознание своего внутреннего мира. 

Подумайте, хватит ли этого, чтоб поделиться своим внутренним богатством с другими? 

Большое влияние на нравственное развитие детей оказывает личность педагога. В сознании ребенка откладываются поведение педагога, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими детьми, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи

Педагог  требует от детей аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется педагог, будет зависеть и результат. Только при умелой организации деятельности воспитанников формируются основы нравственного поведения, духовной культуры. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.


Сегодня, хочу поделиться с вами опытом работы и вашему вниманию предоставить один из способов ПИТАНИЯ детской ДУШИ –
использование притч 

Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в детях воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками.

Всем вам известно выражение: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».( из стихотворения В.С. Шефнера) Действительно, слово, а в нашем случае это детские притчи, обладает невероятным могуществом.

     Предлагаю послушать притчу, которая называется «Корзину-то возьми».

Состарился отец, ослабел. Жизнь в нем еле теплится. Надоело сыну ухаживать за престарелым отцом, и решил он от него избавиться.

Усадил он отца в корзину и отнёс высоко в горы. Опустил корзину на землю и только собрался уходить, как отец окликнул его:

-Сынок, я не в обиде, что ты принёс меня сюда, но корзину – то возьми!

-На что она мне?

-Твоему сыну пригодится, когда он захочет принести тебя сюда…

Учитывая, что большинство наших воспитанников слабые в учебе и боятся трудностей, в процессе организации деятельности создаем ситуацию успеха (одобрение, хвала,… ); обязательным является так же сопровождение наглядностью, усиливает восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

 

Работа с воспитанниками по содержанию прочитанного

Притчи воспитанникам распечатываем, чтоб каждый мог прочитать индивидуально. И одному из воспитанников, который читает лучше, даем возможность прочитать в слух.

Дальше варианты работ по содержанию рассказа

1 вариант. Выберите из предложенных только те  качества характера, которые проявили герои притчи. Объясните, почему так решили.

ЮНОША

СТАРИК

Легкомыслие

Мудрость

Беззаботность

Спокойствие

Жестокость

Смирение

Бессердечность

Незлобивость

Вежливость

Щедрость

Жадность

Скупость

Доброжелательность

Самоуверенность

Уважительность

Благоразумие

Практичность

Страх

 

2 вариант.  Выберите пословицу из предложенных и соотнесите со смыслом притчи. Вспомните другие пословицы, подходящие к этой притче.

  • Что ты даешь своим родителям – завтра получишь от своих детей.
  • Что посеешь то и пожнешь.
  • Не делай другим того, чего не желаешь себе.
  • Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
  • Жадность подталкивает на подлость

3 вариант. Вспомните и обсудите, слышали или читали вы произведения, либо было в вашей жизни похожее событие, которое близко подходит к смыслу притчи (выберите только одну историю и расскажите другим группам).

способы использования притч в воспитательном процессе: 

• Обсуждение основной идеи и смысла истории;

 • Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);

• Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;

 • Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии, изображения);

 • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;

 • Выделить ключевые понятия;

 • Инсценировка по рассказу (истории);

 • Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);

 • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова;

• Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли и т.п.);

 • Сравнение нескольких притч.

   

 Притча -это своеобразный учебный материал, являются одним из древнейших способов передачи мысли и обучения молодежи.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль.

«Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.»

                   Притча не только знакомит с нравственными нормами жизни, она побуждает к нравственным поступкам, НО! только при правильном педагогическом воздействии.

                  Чтобы нравственные вопросы, которые затрагивает притча не прошли мимо детей, важно завершить занятие на эмоциональном подъёме. 

           И еще хочу вам напомнить использование в своей работе методики  синквейн

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определённой задачи.

Пример синквейна:

Существительное – семья

Прилагательные (два) – крепкая, дружная

Глаголы (три) – помогает, любит, заботится

Предложение о семье, афоризм или пословица – вся семья вместе – и душа на месте или Я люблю свою семью.

Синоним, или как по-другому можно назвать свою семью – Ячейка общества.  Мой дом.

Синквейн  со словом «Дети»

Дети

Любимые, ласковые

Играют, радуют, умиляют

Дети – цветы жизни

Счастье

ребёнок

умный, подвижный

играет, шалит, трудится

Самое дорогое в жизни  -дети.  Дети- это счастье.

Синквейн на тему «Ребенок»

ребенок

маленький, своенравный

рождается, растет, воспитывается

существо, которое наполняет жизнь смыслом . Ребенок – это личность.

Вывод: Закончить творческо-практическую часть нашего семинара мне  хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас, от педагогов зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям. Ведь всё в наших руках.

Спасибо за внимание.

Примерный план использования притч при проведении бесед, уроков нравственности и доброты.

Темы мероприятий

Притчи, которые можно использовать

  • О  добре и зле;
  • О  добрых и плохих поступках людей;
  • О  милосердии и сострадании

«Окно», «Брошенный камень», «Про кота», «Два волка», «Две подруги», «Город Ангелов», «Девять медалей», «Морские звёзды», «Добрые дела», «О слепце», «Человек в яме», «Про собаку», «Про мост», «Сердце», «Донор», «На мосту», «Странная женщина и темнокожий мужчина», «Богадельня».

  • Воспитай себя сам.

«Гвозди», «Начни с себя», «Всё познаётся в сравнении», «Урок бабочки», «Позитивное видение», «Борьба двух начал», «Богатый и бедный», «Всё в твоих руках», «Жизнь в клетке», «О художнике», «Семь чудес света», «Об общественном мнении», «Хитрец», «Три Я», «Притча о ярости».

  • О  мужестве и героизме.

«Город Ангелов», «Калека», «Донор», «Бирюзовый платок», «Девять медалей», «Сердце», «Про мост».

  • Любовь и уважение к родителям и близким людям

«Воробей», «Ангел-хранитель. Мама», «Близнецы», «О блудном сыне»,  «Отец и сын»,  «Записка», «Забери меня, мама», «Мамочка», «Разговор с мамой»,  «Корзину- то возьми»

  • О жизненных ценностях

«Русская земля», «Богатый и бедный», «Семь чудес света», «О надежде», «О жизни», «О смысле жизни», «О ценности жизни», «Калека», «О художнике», «Как изменить мир», «Предназначение», «То, что можно изменить», «Содержание важнее внешнего вида»

  • О  любви и влюблённости

«Роза», «Бирюзовый платок», «О любви ветра и цветка», «Хрупкая мечта», «Венчальная», «Куда уходит любовь», «Любовь жила», «Любовь и сумасшествие»,  «Любовь и счастье», «Разум и чувства», «Про любовь и влюблённость», «Сам слепи своё счастье», «Улыбка»

  • Об отношениях к братьям нашим меньшим

«Морские звёзды», «Про кота», «Про собаку», «Про бабочку», «Светлячок»

  • Для бесед с родителями

«Наши дети», «Семь чудес света», «Ангел-хранитель. Мама»,  «Богатый и бедный», «За день до своего рождения», «Близнецы», «Притча о гвоздях», «Корзину – то возьми», «Хрупкий подарок», «Записка», «Забери меня, мама», «Почему меня ты, мама, не родила», «Цепочка хромосомная», «Ювенальная юстиция»

  • Радость и горе

«Цветок радости», «Испытание или помощь?», «Счастливый человек», «Когда на сердце спокойно»

  • Доброта и величие характера

«Кто самый достойный?», «Чему нас учат деревья?», «Благородство характера», «Кому помогает небо?»

  • Любовь и дружба

«Лучшее лекарство», «Как помочь другу?», «Зачем нужен друг?»

  • Честность

«Можно ли погубить правду?», «Не обманывай», «Опаснейшая ложь»,«Кто украл масло?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"...

Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС II поколения.

Технология деятельностного метода как средство реализации ФГОС II поколения на уроках математики....

Выступление на тему: «Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве».

Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве...

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Методы и средства реализации задач по нравственному воспитанию

Тема «Методы и средства реализации задач по нравственному воспитанию»Цель: повышение педагогической компетентности учителей в осуществлении задач нравственного воспитания.  Задачи: -а...