Отчёт на педагогический совет
учебно-методический материал

Амерханова Елена Николаевна

"Управление познавательной деятельностью воспитанников во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etot_otchyot_pedsovet_may_2023.docx42.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Управление познавательной деятельностью воспитанников во внеурочное время»                                                                     Май 2023г.

 Амерханова Е.Н.

Развитие познавательной деятельности учащихся с ОВЗ - это сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности и успешная социализация в современном обществе.

 Познавательный интерес не является врожденным, он возникает, формируется и развивается под влиянием общения ребёнка с людьми и, главное, под воздействием специально организованного воспитания и обучения.

         У детей с нарушением здоровья формирование познавательной деятельности является затруднительным и активизация данного качества возможна только при условии комплексной организации коррекционно-развивающей деятельности. В случае не правильного подхода, механическое усвоение знаний не создает необходимых условий для полноценного развития и раскрытия учебного потенциала ребенком. Поэтому возможно неправильное формирование отношения к окружающему миру, самопознания, творческой активности и регресс развития способностей рационального мышления.

В познавательной сфере на первый план выступают нарушения внимания: внимание детей трудно собрать, они не могут сосредоточиться на выполнении заданий, у них повышенная отвлекаемость, рассеянность, в некоторых случаях появляется девиантное поведение, от разочарования в собственных силах.

Формирование познавательной активности на занятиях возможно при условии, что деятельность, которой занимается ребенок, ему интересна. Правильно подобранные воспитателем методы организации процесса деятельности, должны стать интересными и полезными, тогда дети будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень усвоения знаний и ответная рефлексия.

Для развития познавательной деятельности у детей

Я использую ИКТ в работе

Чтобы во время проведения занятия, мероприятия, донести максимум информации всем категориям учащихся.

Ведётся воздействие на все три канала восприятия – визуальный, аудиальный и кинестетический. На три категории памяти: слуховую, зрительную, моторную.  

Возможность подбора представления информации позволяет индивидуализировать процесс под особенности каждого конкретного ребенка.

  • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами; через просмотр презентаций: «Беслан», «Воины-интернационалисты», «Битва за Москву», «Наша Армия родная», «День героев Отечества», «80 лет прорыва Блокады Ленинграда», «Безопасный интернет», «Народы России» и т.д. Дети узнают реальные исторические факты,  уважение к Родине переживают настоящие эмоции, формируется толерантное отношение к людям разных национальностей и культуры
  • включаю в ходе занятия различные физминутки, в том числе и музыкальные
  • виртуальные экскурсии «История моего края», «Знаменитые художники», «Новосибирск-центр Сибири» и т.д.

Не менее эффективным является применение на занятиях наглядных пособий,  инструментов (ручки, карандаши, линейки), яркие карточки, технические средства обучения, а также плакаты и в самом помещение (кабинет, игровая комната) оформлены информационные уголки.

Сочетание словесных и наглядных методов переводят образы в знания, предметы в слова, обеспечивают предметную отнесенность понятий.

Выделяю следующие эффективные формы наглядности:

  • Показ - это предъявление образа действия. активизировать творческое участие (показать образец этапы, последовательность выполнения работы– которую надо выполнить, например – изготовление открыток на 23 февраля, к 8 марта или объёмной поделки, реквизита к празднику и т.д.)

Необходимо обеспечить детям способность видеть все, что им показывают, для этого акцентируя внимание яркими образами и красками.

(Дети сами могут выбрать понравившийся вариант работы).

При помощи показа, создаю положительную мотивацию за счет использования средств привлечения внимания; пример (провела экологические викторины «Птицы наши друзья»,  «Птицы нашего края», «Поможем пернатым!», дети узнали много интересных фактов из жизни птиц и у них возникло желание помочь пернатым. Итог – изготовили кормушки, подкармливали птиц.

  • Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года, явления природы и т. д.).

Чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся:

(В подборке дидактического материала подбираю загадки. Воспитательные и образовательные. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, мышление, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир

  • Демонстрация - показ предметов в движении.

  • Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно отсталыми детьми по ходу занятия. Наиболее часто наблюдение проводится за изменениями в природе (по временам года, за ростом комнатных растений, рассадой цветов, проращиванием семян и т д.) им всегда важен результат, следят за процессом (включаются память, внимание, воображение, мышление).

В процессе применения наглядности рекомендуется вовлекать все органы чувств, чаще пользоваться вопросами, стимулирующими сравнениями ситуаций и явлений. 

Применяю игры, как форму организации работы

Игра формирует определённые умения и навыки, расширяет кругозор, познавательную деятельность;

Развивает внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию. Умение сравнивать, сопоставлять.

Поскольку  игра – явление универсальное и дети в играх копируют окружающую жизнь, её функции разнообразны:

  1. Обучающая 
  2.  Развивающая 
  3.  Воспитательная 
  4.  Коммуникативная  
  5. Развлекательная  
  6. Психологическая  
  7. Релаксационная 

       

     Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип перехода от простого к сложному. Таким образом, я подбираю игры на развитие обще-учебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости.

Тема: «Одежда»

Игра: « Магазин»

Цели: Развивать и систематизировать знания детей о названиях предметов одежды и их деталей. Назначение одежды в зависимости от времени года. Способствовать развитию мышления, внимания, сообразительности и речи.

Демонстрационный материал: Сюжетные картинки с изображением магазина и картинки с изображением одежды.

Ход игры

Вывешиваются сюжетные картинки с изображением одежды. Чтобы купить какую либо вещь, покупатель должен описать её: как называется, какая по цвету; какие детали есть у этой одежды, в какое время года эту одежду носят.

Игра «Где лежат вещи?»

Цели: Работать над понятием одежда: верхняя, нижняя, праздничная, летняя, зимняя, демисезонная. Обогащать и активизировать словарь по данной теме.

Демонстрационный материал: Сюжетные картинки.

Ход игры

Учитель читает детям рассказ «Почему Саша опоздал в школу?»

Встал Саша, хочет одеться, но не может найти ни носков, ни ботинок, ни рубашки. Рассердился Саша и кричит:

— Где моя рубашка?

— Я под столом. Ты меня вчера сюда бросил, — отвечает рубашка.

— А где носки? – спрашивает Саша.

— Мы на шкафу, — откликаются носки.

— А где ботинки?

— Я здесь, за шкафом лежу, — говорит правый ботинок.

— А я под кроватью, — добавляет левый ботинок.

Наконец Саша оделся, но в школу он опоздал. Почему Саша опоздал в школу?

Дети пересказывают рассказ (по опорным предметам и картинкам).

Дети любят короткие с быстрым результатом игры. Такие игры необходимы в тех случаях, когда у детей нужно снять психологическое напряжение, заполнить непредвиденную паузу, переключить их внимание. Это игры типа «Замри» и «Вулкан». Критерием оценки в подобных случаях служит время. Кто из детей дольше других сумеет сохранить неизменность позы. Всё идёт на время и сопоставление с результатами других. Основанные на выполнении особых правил, эти игры требуют от играющих неукоснительного подчинения им своих действий. Побуждают детей к произвольному напряжению внимания, чёткой фиксации положения тела в пространстве, развивают способность к самооценке собственных действий других, поскольку предполагают сравнение. Эти игры стимулируют развитие аналитического мышления детей. Развивая привычку к волевому действию, они создают почву для произвольного внимания вне игровой деятельности, приводя к развитию способности к элементарной самоконтролю, самоорганизации.

1. Народные игры: «Горелки», «Кот и мышь», «Блуждающий мяч», «Зарница»

«Гуси-лебеди», «Собери яблоки» и т.д.

2. Подвижные игры на свежем воздухе: «Охотники и утки», «Два деда мороза»,

«Перемена мест» и т.д.

3. Игры с использованием спортивного инвентаря: «Меткий стрелок»,

«Скакалочка», «Болото»;

4. Сюжетные игры: «Волк во рву», «Зайцы в огороде», «Кошки мышки»

«Обмен именами», «Чепуха».

5. Игры на формирование культурно-гигиенических навыков и навыков

самообслуживания: «Уложим мишку спать», «Мыльные перчатки», «Фонтанчики», «Умывалочка», и т.д.

Через игру у детей формируются:

- элементарные представления о здоровом образе жизни;

- выполняют несложные физические упражнения, играют в подвижные игры;

- могут провести зарядку для сверстников;

- владеют простейшими навыками личной гигиены.

Игра дает каждому ребенку пережить волнение, радость от удачно выполненной задачи, огорчение по поводу неудачи, желание заново испытать свои силы. Общий эмоциональный подъем захватывает детей, даже обычно пассивных. Дети испытывают радость оттого, что они что-то умеют, знают.

Именно такая обстановка наиболее благоприятна для формирования у детей положительных форм поведения: дисциплинированности, самостоятельности, инициативности.

Применяю коллективные методы работы в группе.

Интерес воспитанников возникает в ходе коллективной деятельности, в процессе взаимопомощи, когда работа одного зависит от работы других и когда от совместных усилий получается положительный результат (например: уборка комнат, территории школы; Занятия творчеством изготовление коллективной поделки или выпуск новогоднего плаката и т.д.)

Основные дидактические и методические условия развития познавательного интереса учащихся на занятиях:

  • Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска, который необходим и возможен при решении проблемных познавательных задач.
  • Обеспечение разнообразия видов деятельности.
  • Установление связей нового материала с уже известными знаниями, полученными на предыдущих занятиях, беседах.
  • Предложение ребятам трудного, но посильного материала.
  • Обсуждение на занятиях новых и интересных научных фактов.

Кроме того занимаемся совместной  деятельностью:

            Оформление тематических стенгазет, плакатов с познавательным и развлекательным материалом к праздникам, датам, ведение календаря природы, принимали участие в выставках творческих работ (коллективная работа к Осеннему балу, Новому году, тематические конкурсы рисунков, конкурсы загадок: В подборке дидактического материала подбираю загадки. Воспитательные и образовательные. Дети изготавливают открытки и сувениры для поздравления

Родителей: мам, пап и педагогов, готовятся атрибуты к праздникам, мероприятиям (День учителя, Новый год, проводы зимы-Масленица, 23 Февраля, 8 Марта, планируем ко дню Космонавтики, 9 Мая и  т.д.) сувениры, цветы, макеты деревьев, огня, масок, костюмов.

        Провела мероприятия в группе:(В ходе активизируется познавательная деятельность) викторины: «Дорогою добра», «Люблю тебя, природа, в любое время года!», «Полна загадок чудесница-природа», «Лесные обитатели-птицы нашего края» и пр. А так же Ситуационные  игры: «Мой класс-мои друзья», «Бытовые неприятности», «Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте», «Законы улиц и дорог » Безопасное поведение, «Приятная наука вежливость» и пр.

Беседы направленные на активизацию познавательной деятельности «Россия против террора. Помнить, что бы жизнь продолжалась», «Символика России и Государственные праздники», « Эта благородная профессия  - учитель» (презентация, ко Дню учителя), Международный день толерантности «Мы разные, но мы вместе», Урок мужества. Посвященный дню Неизвестного солдата + выставка рисунков, День Героев Отечества (познавательное занятие) и т.д.  Практические занятия: Учат детей социализации. Операция «Уют своими руками», «Мой труд каждый день»,  «Лечим свои вещи», «Ателье мелкого ремонта», «Уход за комнатными растениями» и т.д.

      Дети участвуя в тематических неделях. (Воспитательская неделя «Славься моё Отечество!», ребята готовили инсценировку «Спор народных символов»). Во время проведения этих мероприятий особенно отчетливо виден интерес учащихся к учебной и творческой деятельности. Дети знакомятся и приобщаются к культуре и традициям страны.

        Больше всего детей привлекает то, что они занимаются подготовкой к мероприятиям и оформлением вместе с  педагогом. В ходе подготовки дети оттачивают навыки коллективной работы и повышают уровень доверия к сверстникам и педагогам. Дети с гордостью демонстрируют учащимся других классов плоды своего труда (поделки: панно из пластилина, сувениры из фетра, тематические рисунки), стараются принимать активное участие в мероприятии (подготовка музыкального номера, разучивание стихов, сценок), переживают за результаты соревнований.

        

Одним из не маловажных коллективных методов восприятия информации и повышения познавательности является экскурси.  (форма работы)

Обучение с помощью экскурсий,  предусматривает развитие наблюдательности, тренировку памяти и коррекцию мышления.

         Экскурсия не носит характер занятия, поэтому воспринимается детьми наиболее положительно. Она всегда проходит, живо, увлекательно. Дети не только сидят и слушают – им предоставляется возможность двигаться, играть. Темы экскурсий продуманы в соответствии с возрастом детей, со временем года или к какому либо мероприятию (Природа осенью, месячник безопасности – посещение ПЧ, посещение магазина, библиотеки, СДК и т.д.) 

Развитие у детей познавательной деятельности к знаниям и трудовым навыкам имеет большое значение для их учебной деятельности. Познавательная деятельность повышает тонус детей, создает радостное настроение, облегчает преодоление трудностей, положительно влияет на темп работы и ее качество. Благодаря этому дети становятся более дисциплинированными, дружными и инициативными. Интересная работа оживляет застенчивых детей, мобилизует активность трудных, неспокойных учеников на полезное дело. Легко отвлекаемые, утомляемые дети становятся более собранными, внимательными и активными. Познавательная деятельность содействует развитию наблюдательности и углублению знаний об окружающих предметах.

        

Литература.

  1. Т.Б.Епифанцева Настольная книга педагога-дефектолога Ростов Н/Д: Феникс 2007 г.
  2. Т.Г.Микуленко Коррекционная педагогика Ростов Н/Д: Феникс 2006 г.
  3. В.В.Шаповалов «О познавательном интересе и приемах его активизации» Журнал «Начальная школа» №7 2009 г.
  4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова // Психология и педагогика. - 2009. - №2. - С. 5-8.
  5. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2002. - С. 345.
  6. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А. Зайцева. - Ноябрьск, 2005. - С. 12-24.
  7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

  1. Обучающая функция. Позволяет решить конкретные задачи воспитания и обучения, которые направлены на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственно-эстетического воспитания детей.
  2. Развивающая функция. Заключается в развитии ребёнка, коррекции того, что в ней заложено и проявлено.
  3. Воспитательная функция. Помогает выявить индивидуальные особенности детей. Позволяет устранить нежелательные проявления в характере своих учеников.
  4. Коммуникативная функция. Состоит в развитии потребности обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
  5. Развлекательная функция. Способствует повышению эмоционально-положительного тонуса, развитию двигательной активности, питает ум ребёнка неожиданными и яркими впечатлениями, создаёт благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребёнком.
  6. Психологическая функция. Состоит в развитии творческих способностей детей.
  7. Релаксационная функция.  Заключается в восстановлении физических и духовных сил ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ"

Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией....

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Справка о выступление на методическом совете и на педагогическом совете

Тема: "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя".Тема: "Создание комфортных психологических условий ...