Конспект занятия: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»
план-конспект занятия (2 класс)

Намдакова Сарана Эрдэмовна

Цель:

Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество». 

Задачи:

3. Знакомство с происхождением имён;

2.Формировать у детей элементарные представления о правах;

3. Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя»;

4. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_rebenka_na_imya_i.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

Цель:

Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; учить умению называть полным именем своих родителей, друзей; познакомить с понятием «отчество». Задачи:

3. Знакомство с происхождением имён;

2.Формировать у детей элементарные представления о правах;

3. Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: « Имя»;

4. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Задача:

Представьте себе, что перед вами стоят два мальчика, одинаково одетые, одного и того же роста. Цвет волос и глаз у них тоже одинаковый. Как мы их сможем различать? (фамилия, имя, отчество).

Смотреть приложение 1

Воспитатель: Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

Нас с вами связывает много общего. Однако каждый отличается своей внешностью, характером и именем. Да, у каждого из нас есть имя. Сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.

По имени человека определяется его пол – мужчина он или женщина, молодой он человек или пожилой. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Общаясь с товарищами, подругами, называем их по именам: Данил – Данилочка, Вероника – Ника и т.д.

Вам, наверное, будет интересно узнать, как буряты нарекали детей. В старину существовала традиция называть детей бранными, уничижительными именами, например: Борсой (невзрачный, съежившийся), Шарлуу (рыжий), Харлуу (черный), Ногоолой (зеленоватая), Онгорхой (дырявый), Нопой (немощный, бессильный)., Ангаадха, Ангаашха (разиня). Это были так называемые «имена-обереги». По представлениям древних, таким образом можно было уберечь детей от «злых духов».  Чтобы остановить смертность младенцев, которая в то время была высока, родители нарекали детей подобными именами. Это означало, что в семье родился не человек, а просто существо. Их мечтой было желание видеть дитя свое рослым, сильным, крепким, добрым, милым.

Кто мне скажет, в чем смысл имен Вера, Надежда, Любовь? (ответы детей).

Воспитатель: А сейчас разыграем игру «Обратись по имени»

Игровое правило: обязательно обращаться друг к другу по имени. Вот, например, Аюша, Тебе трудно застегнуть пуговицу. Обратись, пожалуйста, за помощью к Лизе. Как ты должен сказать? Как должна ответить Лиза? (ответы). Или: Алиса, тебе нужен зеленый карандаш, который есть у Данила. Как ты скажешь? Как тебе должен ответить Данил? (ответы детей). Еще пример.

Воспитатель: (по окончанию игры). Вы все молодцы! К друг другу обращались по имени, вежливо, уважительно.

(показывает детям «Свидетельство о рождение» У меня в руках документ, и называется он «Свидетельство о рождении». Сюда записывают фамилию, имя, отчество новорожденного, дату рождения, фамилию, имя и отчество его родителей. Каждому из вас выдано свидетельство. (Как пример читаю рандомное свитетельство).

- А что же такое «Отчество»? Его тоже имеет каждый человек. Отчество – это наименование по отцу. Снова обращаемся к свидетельствам Каранка Андрея и доказываем что это так.

5. А теперь поиграем в игру. Называется она «Имена». Становимся в круг. Игровое правило. Хлопаем три раза в ладоши, поворачиваемся к соседу и называем свое полное имя. Затем – имя и отчество. \

Физминутка.

В небе солнышко взошло

И всем улыбнулось.

Нам вдруг стало хорошо

И больше не взгрустнулось.

6. Ребята, я хочу предложить вам принять участие в конкурсе «Знатоков». Делимся на две команды. Вопросы:

1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.

2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т.д.)

3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).

На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка и Саша мальчик. Таких людей называют «тёзками» каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

7. Подведение итогов занятия.

Итак, каждый человек имеет право на имя. Пожалуйста, назовите еще раз свои имена – полные, уменьшительно-ласкательные. (ответы детей). Объясните, пожалуйста, смысл слова «отчество». (ответы детей). Что представляет собой «Свидетельство о рождении»? (ответы детей).

Приложение:

Значения имени:

1. Что означает имя Алексей: защитник людей (имя Александр греческого происхождения).

2. Арьяна

3. Вероника

4.Кира

5. Нима- Цырен

6.Богдан

7. Данил

8.Женя

9.Сандан

10. Цырен.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская методическая разработка внеклассного занятия «Права ребенка от рождения и на всю жизнь»

Цели и задачи мероприятия: объяснить в игровой форме детям понятие "конвенция", познакомить детей с их правами, которые приняты Конвенцией о правах ребенка, способствовать формированию у детей стремле...

Конспект занятия «Правила и меры безопасности на водоёмах в летний период»

С наступлением долгожданного лета становится актуальным вопрос о безопасности детей на воде. Вода — добрый друг и союзник человека, помогающий получить максимум удовольствия от отдыха и укрепить здоро...

Занятие 5. Конспект занятия " Обследование ребенка 7-11 лет. II этап"

Конспект занятия. Обследование ребенка 7-11 лет...

Конспект занятия «Правила дорожного движения».

Занятие по закреплению правил дорожного движения...

Конспект занятия "Правила ведения телефонного разговора"

Конспект внеурочного занятия по программе "Азбука вежливости"...

Конспект занятия "Правила поведения и этикета" (3 класс)

Тема: «Правила поведения и этикета»Цели деятельности учителя: знакомство детей с понятием «этикет»; формирование понимания правила поведения.Планируемые результаты:Предметные: ...