Организация работы по ранней профориентации детей в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

  Татьяна Петровна Заруцкая

Целью профориентационной работы в начальной школе является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

К задачам профориентационной работы в начальной школе относятся:

– знакомить  учащихся с различными видами профессий;

–формировать  конкретные и наглядные представления о существенных сторонах профессии;

– воспитывать  трудолюбие, бережное отношение к чужому и своему труду, старательность, аккуратность;

-развивать  интерес  к различным профессиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_po_ranney_proforientatsii.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Заруцкая Татьяна Петровна,

Организация работы по ранней профориентации

 детей в начальной школе

Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства.

Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.

-Чему в первую очередь мы должны научить детей? Что им привить?

Давайте  найдём ответ в притче!

Плоды своего труда

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а самому младшему – топор с рукавицами. 

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил вместе с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А старшему достался самый тяжелый труд – работать топором. 

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить. 

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего! А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

-Значит, наша главная задача-привить любовь к труду.

          Ведущей для ребенка в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Ребенок в этот период охотно выполняет различные поручения педагога, стремится к активной деятельности, в этот период происходит формирование трудолюбия и самостоятельности, как качества личности. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели. Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда.

Целью профориентационной работы в начальной школе является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

К задачам профориентационной работы в начальной школе относятся:

– знакомить  учащихся с различными видами профессий;

–формировать  конкретные и наглядные представления о существенных сторонах профессии;

– воспитывать  трудолюбие, бережное отношение к чужому и своему труду, старательность, аккуратность;

-развивать  интерес  к различным профессиям.

Профориентационная работа только тогда приведет к положительным результатам, когда будут соблюдаться следующие принципы:

  • систематичность и преемственность - работа ведется с первого по четвертый класс;
  • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возрастных особенностей учащихся;
  • правильный выбор разнообразных приемов и методов, а также разнообразных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями;
  • связь профориентации с жизнью.

В начальной школе выделяют различные формы профориентационной работы:

1) организация профориентационной работы на уроках;

2) организация профориентационной работы во внеурочное время:

– экскурсии; тематические классные часы;  беседы с детьми;  проекты; конкурсы;  игры;  внеклассные занятия.

        Остановимся подробнее  на  организацию работы по ранней профориентации через учебные предметы

        В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.

        Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач ( Например, «У монтёра было 6 дм медной проволоки и 3 дм алюминиевой. Он израсходовал 7 дм проволоки. Сколько дм проволоки осталось у монтёра?» ИЛИ «Маляр должен покрасить 20 рам. В первый час он покрасил 2 рамы, а потом стал красить по 3 рамы в час. За сколько часов он покрасил все рамы?») , а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей, решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.).  При изучении темы во 2 классе «Рубль. Копейка» дети знакомятся с профессиями банкир, продавец. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией.

*Детям выдаются карточки с различными названиями профессий, после чего они должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).

*Работа с пословицами о труде.

  • Кончил дело - гуляй смело.
  • Терпение и труд всё перетрут
  • От труда здоровеют, а от лени болеют.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • На работу с радостью, а с работы с гордостью.
  • Не игла шьёт, а руки.
  • Хозяин тот, кто трудится.

При изучении словарных слов: футбол, космос, корабль, хоккей и др. (3 класс), почтальон, библиотека, ракета, компьютер и др. (4 класс) ученики тоже знакомятся с различными видами профессий.

На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники).

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

Урок литературного чтения.

Читая разные книги, мы встречаемся с разными героями, которые стали знамениты благодаря своей профессии. И вы их, конечно, узнаете и сможете назвать персонажей и авторов этих произведений.

1.Лучшая в мире няня- гувернантка, прилетевшая однажды на зонтике неизвестно откуда.(Мэри Поппинс, П. Треверс)

2.Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня, - говорила она, - и дети, и собаки становятся шелковыми»(Фрекен Бок, А. Линдгрен)

3.Из трех цариц одна стала царицей, другая - ткачихой, а третья?

(поварихой А.С.Пушкин)

4. Самый известный почтальон, проживающий в д. Простоквашино

( Печкин .Э. Успенский)

6. Сказочный ветеринарный врач

(Айболит К. Чуковский)

Уроки окружающего мира

Уроки окружающего мира также вносят большой  вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. В первом классе при  изучении темы «Профессии» дети знакомятся с людьми различных  профессий, с предметами, которыми пользуются эти люди. Всё это проходит в игровой форме. В рамках изучения темы «Деревья в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.).

- «Как построить дом?» Дети знакомятся со строительством. Узнают о профессии строителя.

- «Все профессии важны» Знакомятся с профессиями в области науки, образования, медицины.

При изучении тем «Растениеводство», «Животноводство» дети знакомятся с профессиями сельского хозяйства.

При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала.

На уроках Технологии дети перевоплощаются в строителей, машинистов, архитекторов и даже рекламных агентов.

Большая  профориентационная работа ведется на уроках ИЗО. Ребята на уроке узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как художник-оформитель, дизайнер, скульптор, декоратор.

На уроках  Музыки  выступают в роли поэтов, композиторов, дирижеров и сценаристов.

Таким образом, на протяжении 4-х лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях.

Организация профориентационной работы во внеурочное время:

В нашей гимназии с 1 по 4 класс ведётся кружок в рамках внеурочной деятельности «Сто дорог-одна моя».

С целью знакомства с различными профессиями, используем различные формы.

– беседы;

– классные часы «Атлас профессий», «Кем я хочу быть»;

– встречи с людьми разных профессий;

– защита проектов;

– экскурсии;

– конкурсы;

– викторины;

– мастер-классы;

– игры.

                        РАЗГОВОРЫ  о ВАЖНОМ. (Театр, День Космонавтики)

На внеурочных мероприятиях учащиеся узнают о новых профессиях, пробуют себя в роли представителей различных специальностей, разыгрывают ролевые сценки, участвуют в конкурсах и проектах. На таких занятиях активное участие принимают родители, которые рассказывают о своих профессиях. Организация экскурсий, встречи с людьми разных профессий способствуют решению задач профориентационной работы в начальной школе.

В профориентационные мероприятия я также  включаю ролевые и комплексные игры, сочетающие в себе элементы театрализации, инсценировки, назначение которых – способствовать расширению и углублению знаний младших школьников о профессиях. Дети с удовольствием участвуют в них, обыгрывая действия, большой интерес вызывают у детей.

Таким образом,  считаю, что  для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.  Созданная в нашей  гимназии  система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся. Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя,  с учащимися и их родителями.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с высокомотивированными обучающимися в начальной школе

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...

Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе

В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...

Презентация по теме: "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"

В презентации представлен опыт работы с одаренными детьми....

Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"

laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...

«Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе в условиях внедрения ФГОС второго поколения»

Цель Проекта:Создание условий для оптимального развития детей, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности, развитие массовых, групповых и индивидуальных ...