Классный час "Добро и зло"
план-конспект занятия (4 класс)

Агапитова Валентина Игоревна

Классный час "Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_dobro_i_zlo.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Добро и зло»

Класс: 4

Цель: формирование нравственной позиции по отношению к добру и злу.

Задачи :

 - дать определение добра и зла; усвоить моральные нормы и нормы поведения; выявить качества добродетельного человека;

- учить совершать добродетельные поступки сознательно, добровольно, повседневно, бескорыстно, с чувством собственного достоинства;

- приобрести опыт коммуникативной деятельности.

-  Повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, лучи солнышка, дерево доброты, весы, капельки.

Ход занятия

  1. Организация деятельности учащихся. (1мин.)

Учитель: Человеческая доброта удивительна,

А улыбка от души восхитительна!

Вы друг другу улыбнитесь (повернитесь)

И тихонечко садитесь. (и конечно – улыбнитесь.)

  1. Сообщение темы . (1мин.)

Учитель: Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

- Ребята, как вы думаете, о каких  основных  понятиях мы будем говорить–

добро и зло.

Какую цель урока мы можем выдвинуть? Что такое добро и  что такое зло.

- Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

3. Актуализация знаний.(3мин.)

- Ребята,  добро бывает разное. Какое? (рассуждение детей).

      Добро можно услышать – это музыка, стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду.

Как вы понимаете противоположное действие , слову добро-(это зло.)

Какого человека можно назвать злым? (Ответы детей)

  Быть легче добрым или злым?

 Как вы думаете? Почему? (ответы детей)

А чего больше в жизни: добра или зла? Может нам помогут это узнать весы?

На одну чашу весов мы положим «зло» (таблички: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вывод: добрых дел больше, чем злых.

Вот видите ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад,  воспитал ребёнка.

4.Игровой момент: соберите пословицу.(3мин.)

    Существует множество пословиц и поговорок о добре. Я попрошу вас выполнить вот такое задание - собрать пословицу и попытаться объяснить её значение. (на доске таблички-пословицы прикрепить)

Доброе дело, что дождь в засуху.

    Большинство людей считают себя добрыми. Они сочувствуют обиженным, плачут, когда видят чужое несчастье. Им хочется, чтобы все жили в мире и согласии. Давайте и мы попробуем сделать доброе дело и поможем нашему дереву Доброты. На экране будут показаны различные ситуации, а вы должны подумать и сказать,  как бы мы могли помочь, какие добрые дела вы бы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с «добром». 

 «Сделай доброе дело» (3мин.)(ответы детей)

- Бездомным собакам и кошкам;

- пожелтевшим от жары цветам;

- своей бабушке, которая несёт сумки;

- пожилым, больным людям в общественном транспорте;

- уставшей маме.

А  может вы хотите поделиться и рассказать, какие добрые дела вы совершили? (Дети по одному подходят к весам и говорят о своём добром деле)

5. Притча о добре и зле.(4мин.)

Притча – это рассказ с нравоучением .А теперь прослушайте притчу Притча о Добре и Зле.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Скажите, о каких двух волках говорил старик?

Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

 Как вы понимаете последнюю фразу?

– Надо ли учиться доброте?    

    Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере притчи.  Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь.

6. Изготовление солнышка(2мин.)

- А то, какими вы станете, будет зависеть от вас. Добро делать трудно. Давайте представим, что мы с вами лучи  солнца. И сейчас мы поучимся с вами находить эти лучики в себе.

- Ваша задача – на заготовленных лучиках записать те добрые качества, которые присуще именно вам. Каждый ученик в группе пишет по одному доброму слову, у вас на это задание 2 минуты.

-Ребята, а кому бы вам хотелось подарить это солнышко и почему?

- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? (Делать добро очень приятно).

      Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Давайте улыбнёмся друг другу!

Будем стараться воспитывать в себе это чувства и соблюдать эти правила.

 А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки.

    Все вы любите сказки. И одной из главных тем народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Ребята, а теперь попробуем определить какой герой добрый или злой, я предлагаю вам игру «Сказка»

Я буду показывать сказочного героя на экране, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы встаете и радостно хлопайте в ладоши, если злой – топаете ногами. (Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса, Морозко, Мальвина.)

- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)

     На нашей планете Земля будет всегда царить мир, если будет много добрых, справедливых, честных людей.

  12. «Правила доброты» (2мин.)

Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты. Давайте попробуем составить  правила «Спешите делать добро». (на доске появляются отпечатанные правила)

  • Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  • Любить людей знакомых и незнакомых, не обижать их.
  • Призывать окружающих хорошо относиться друг к другу.
  • Делать добро для близких и друзей.
  • Не завидовать.
  • Не вредничать.
  • Не грубить.

Давайте ещё раз зачитаем наши правила (учитель читает правила, прикрепляет дерево)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...