Классный час в 4 классе "Дружба и взаимоотношения со сверстниками"
классный час (4 класс)

Суханова Татьяна Борисовна

Формирование у детей дружеских взаимоотношений, формирование чувства коллективизма и доброжелательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_4_klasse.docx30.04 КБ
Файл stihotvorenie.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 4 классе

"Дружба и взаимоотношения со сверстниками»

Цель: формирование у детей дружеских взаимоотношений, чувства коллективизма и доброжелательности.

Ход занятия

1.Определение темы классного часа

На доске вывешены буквы Д, Р, У, Ж, Б, А

Детям предлагается из этих букв составить слово.

2. читаем стихотворение по ролям:

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово “дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной?
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчание в классе?
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стену разукрасил,
Михаил всё видел и молчит?
Разве это дружба, если кто-то
Задачи дома не хотел решать:
Заниматься дома не было охоты,
А дружок даёт ему списать.


Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “ Вы не в школе?”
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?


Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять задания,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё внимание
Две недели, месяц или год…


Если друг твой что-то, к сожалению,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомнения,
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.


Дружба в радости и дружба в ссоре,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.


Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

- Ребята, как увы уже догадались, темой сегодняшнего классного часа будет тема "Дружба"

- А что такое дружбы вы знаете? Как вы понимаете значение этого слово

- А кто такой друг? Каким должен быть друг?

- У вас есть друзья?         

- А вы себя считаете хорошим другом?

2. Обсуждение понятия "Дружба"

Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, «от обратного». Понятие противоположное дружбе – «эгоизм»

Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль с своем знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь».

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, люди, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет человек красиво одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких людей никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность.

Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, уступить место в автобусе, прийти на помощь старшему человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

- Сегодня мы с вами разберемся, что такое дружба. Что значит быть другом

3. Анализ текста В. Осеева "Синие листья"

У Кати было два зеленых карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:

– Дай мне зеленый карандаш.

А Катя и говорит:

– Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:

– Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит:

– Мама-то позволила, а брата я не спросила.

– Ну что ж, спроси еще у брата, – говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

– Ну что, позволил брат? – спрашивает Лена.

– Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

– Я осторожненько, – говорит Лена. – Смотри, – говорит Катя, – не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

– Мне, – говорит Лена, – только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зеленую.

– Это много, – говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на нее Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:

– Ну, что ж ты? Бери!

– Не надо, – отвечает Лена.

На уроке учитель спрашивает:

– Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?

– Карандаша зеленого нет.

– А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:

– Я ей давала, а она не берет.

Посмотрел учитель на обеих:

– Надо так давать, чтобы можно было взять.

-Ребята, понравился вам рассказ?

- О ком идет речь в рассказе? (две подружки Катя и Лена)

- Что происходит между детьми?

- Почему Катя не дает карандаш? Хочет ли она его дать?

-Почему Катя так себя ведет?

-Права ли она?

- Как бы вы поступили на ее месте.

- Как надо было поступить?

 -Почему Лена не взяла карандаш?

-Почему Катя покраснела?

- Как вы думаете, о чем мы должны задуматься, прочитав это произведение? (Истинные друзья должны помогать друг другу искренне и бескорыстно. Катя так долго тянула с решением дать ли подруге карандаш, что Лена в итоге вынуждена была отказаться от ее помощи. Рассказ учит не быть жадным и оказывать помощь друзьям и близким.)

- Каковы главные слова всего произведения? (Надо так давать, чтобы можно было взять)

- Как вы их понимаете?

4.Справа, справа от меня есть одно местечко…7 человек

4. Решение ситуативных задач , те, кто вышел

- Для того, чтобы узнать, хороший ли вы друг (подруга), мы решим несколько ситуативных задач.

1.Если друг предложил прогулять уроки, то я...

2.Если я справился с заданием, а друг затрудняется с решением, то я...

3.Если друг забыл пенал и ему нечем писать в тетради, то я...

4. Если я подшутил над другом, а он обиделся, то я...

5. Если бы у меня были конфеты, то я...

6. Если бы мне друг рассказал секрет, то я...

7. Если друг получил двойку, то я...

5. Игра "Мой друг" на внимание

- Ребята, сейчас мы с вами вырастим цветок. Для этого к середине цветка будем крепить лепестки. На лепестках написаны качества характера. Вы будете крепить те качества, которыми, на ваш взгляд, должен обладать хороший друг.

Доверчивый                    Честный

Безответственный            Безынициативный

Спокойный                      Справедливый

Равнодушный                  Ехидный

Добрый                            Душевный

Завистливый                    Ворчливый

Порядочный                    Исполнительный

Несерьезный                    Грубый

Исполнительный             Искренний

Капризный                      Слабовольный

- А теперь, используя отмеченные положительные качества, расскажите хорошее о своих одноклассниках (Дети по цепочке называют положительные качества одноклассников).

Составляем цветочки и положительными качествами характеризуют одноклассников

6. О дружбе есть много пословиц.

Я говорю начало пословицы, а вы продолжаете:

- Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.

- Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.

- Старый друг лучше … … /новых двух/.

- Человек без друзей … … /что дерево без корней/.

- Дружба – как стекло … … /разобьешь – не склеишь/.

4. Составление правил настоящего друга (работа в группах).

Вам предложены ситуации, обсудите их в группах и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правило для настоящего друга.

Учащиеся работают в группах, представляют свои правила, на доске прикрепляются карточки с правилами настоящего друга.

1) Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовёт с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: “Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься дзюдо”.

Правильно ли Володя понимает дружбу?

Как вы предложите, поступить Володе.

Правило. Относись с пониманием к интересам и предпочтениям друга

2) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.

Какой совет дадите Маше?

Правило. Не завидуй другу, умей радоваться его успехам.

3) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.

Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?

Правило. Помогай другу, если он что-то не умеет делать – научи его.

4) По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всём будет помогать

Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это.

Для кого выгодна такая дружба?

Какой совет дадите Наташе?

Правило. Истинная дружба бескорыстна.

5) Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино.

Петя часто называет Алёшу “конопушкой”, потому что на лице у Алёши много веснушек. Алёше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.

Какой вы совет дадите Алёше.

Какой совет дадите Пете.

Правило. Будь вежлив со своим другом, не давайте ему прозвищ и кличек.

6) Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.

Что посоветуете Рите?

Что посоветуете Зое?

Правило. Если друг в чём-то не прав, скажи ему сразу об этом.

7) Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.

Что посоветуете Гоше?

Что посоветуете Тиме?

Правило. Останови друга, если он делает что-то плохое.

Не предлагай другу совершать плохие поступки.

7. Законы дружного коллектива:

Синквейн

Выведем основные законы коллективной жизни.

  1. Один за всех и все за одного.
  2. С хорошим другом веселее при удаче, легче в беде.
  3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
  4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
  5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получается. Не сердись и не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать эти законы, то станете настоящими друзьями.

Потренируемся в их выполнении.

III Итог урока

Чтение стихотворения

Сегодня мы с вами поговорили что такое дружба, что значит быть другом.

- И помните, чтобы дружба была крепкая, нужно придерживаться нескольких очень важных правил:

* не ссориться;

* уступать;

* не бояться просить прощения, если обидел друга;

* не злиться;

* не жадничать;

* помогать другу;

* быть честным;

* быть внимательным.



Предварительный просмотр:

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово “дружба” что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?

Может быть, защиту в драке школьной?
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчание в классе?
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стену разукрасил,
Михаил всё видел и молчит?
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься дома не было охоты,
А дружок даёт ему списать.


Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: “ Вы не в школе?”
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?


Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять задания,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё внимание
Две недели, месяц или год…


Если друг твой что-то, к сожалению,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомнения,
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.


Дружба в радости и дружба в ссоре,
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.


Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

Доброжелательность

Грубость

Лживость

Терпеливость

Уступчивость

Отзывчивость

Равнодушие

Заботливость

Вредность

Скупость

Честность

Щедрость

Драчливость

Жадность

Бескорыстность

Нетерпимость

Зависть

Ответственность

Льстивость

Подлость

Эгоизм

Хвастовство

Вежливость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимоотношения учащихся со сверстниками в воспитательном процессе.

Данная статья раскрывает взаимоотношеня детей в воспитательном процессе. Окажет помощь при организации воспитательного процесса в группе продлённого дня....

Классный час "Взаимоотношения"

Классный час представлен в виде презентации.Дана подборка печатных материалов (рассказов,стихов,пословиц).Содержится музыкальное оформление....

Разработка классного часа "Взаимоотношения в коллективе"

Классный час из серии "Мы растим "цветок здоровья" по воспитательной системе "Тропинка здоровья" , способствующий формированию понятия "коллектив"  и выстраиванию положительных взаимоотношений в ...

Классный час "Взаимоотношение природы и человека"

Предлагаю вашкему вниманию презентацию к классному часу...

Классный час "Вежливое общение со сверстниками"

Знакомство с вежливой формой общения со сверстниками.Использование вежливых слов в общении- норма поведения....

Презентация для классного часа 2 класс "Мои товарищи. Вежливое общение со сверстниками"

Презентация предствляет собой набор слайдов на тему "Вежливость,общение со сверстниками,знакомство с приветствиями разных народов", видео-файл со стихотворением С.Я.Маршака "Ежели вы ве...