Пришвин- детям Методическая разработка
план-конспект занятия (3 класс)

Левина Татьяна Васильевна

Внеклассное мероприятие «Пришвин- детям»

(проводится как заключительное мероприятие после уроков по произведениям Пришвина и внеклассного чтения произведений М. М. Пришвина)

Цель: продолжить знакомство обучающихся с творчеством писателя, прививать интерес к рассказам писателя – натуралиста М.М. Пришвина; воспитывать любовь к родной природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_prishvin-detyam.docx48.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Кумылженская средняя школа №1

имени Знаменского А. Д.

Кумылженского муниципального района Волгоградской области

Пришвин- детям

Методическая разработка

        Выполнил: Левина Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

Ст. Кумылженская

2023

Внеклассное мероприятие «Пришвин- детям»

(проводится как заключительное мероприятие после уроков по произведениям Пришвина и внеклассного чтения произведений М. М. Пришвина)

Цель: продолжить знакомство обучающихся с творчеством писателя, прививать интерес к рассказам писателя – натуралиста М.М. Пришвина; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: ПК, презентация, рисунки детей, которые они выполнили заранее, карточки с пословицами, листочки, ручки, карандаши.

Ход мероприятия:

-Ребята, сегодня я получила сообщение, в котором было написано:

DFМLUИVLIХYSАQWИRYЛUI

SМDFИGХJLNАVZЙSDЛFRОWВRИGDЧ

QWПYUРIRWИQSШDFGВHZИVNRНW

-Помогите разобраться, что тут зашифровано. Выбирайте только русские буквы.

(Михаил Михайлович Пришвин)

- Жил на земле такой добрый волшебник. Он понимал язык птиц и зверей, сам с ними разговаривал. И разговор деревьев он понимал, и с цветами здоровался, и воду из шляпки гриба пил …Кто же был этот волшебник? А был это хороший, добрый писатель Михаил Михайлович Пришвин. (слайд с портретом М.М.Пришвина)

- А Игнат как раз подготовил стихотворение о этом человеке:

М. Цуранов «Старик»

Всю жизнь бродил он по лесам

Деревьев знал язык,

Птиц различал по голосам

Знакомый мне старик.

Всегда он ведал наперёд

Средь сосен и дубрав,

Где слаще ягода растёт

И где полно грибов.

Никто не мог так передать

Красы полей и рек,

И так о лесе рассказать

Как этот человек.

Зимой вдали, за снежной мглой

Бывало, слышал он,

Как колокольчик луговой

Роняет синий звон.

Порой в бору, что мхом оброс

Присядет на пенек,

И верный спутник его – лес

Ложится возле ног.

Родных земель щедра краса

И светлый облик мил

Любите дом вы и леса

Как Пришвин их любил.

 – Ребята, вы услышали стихотворение.

-О чем писал М.М. Пришвин? (о природе).

-А как называют писателей, которые пишут о природе?  (писатель-натуралист)

- О ком и о чем же пойдет речь на нашем мероприятии? (о писателе-натуралисте М.М. Пришвине и его произведениях)

- Он любил природу, умел её видеть и слышать. И нас, читателей, учил тому же. Особенно Михаил Михайлович любил наш русский лес. Почитайте его книги, и вы узнаете, сколько чудес он там видел. Пришвин писал так: "Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват». (цитата записана на доске)

- Как вы понимаете эти слова? (только человек виноват в том, что в лесу становится пусто: сохнут деревья, кустарники, погибают звери и птицы. Человек должен беречь природу)

- Мы тоже сейчас отправимся в лес. Всю свою жизнь Пришвин посвятил поискам необычного в природе. Свои путешествия он называл "охотой за находками".  Вот мы с вами и рассмотрим некоторые находки Пришвина. А помогут нам в этом прочитанные вами рассказы М.Пришвина и знания, полученные на уроках окружающего мира.

"И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята,"- писал М.М.Пришвин. (на слайде)

ВИКТОРИНА

1. Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятел).

2. Какая птица в лесу выдаёт зверей человеку, а человека зверю? (Сорока).

3. Где тетерева прячутся зимой от ястреба? (Под снегом).

4. Какая из перечисленных птиц не обитает на болоте: бекас, дупель, овсянка, кукушка? (Кукушка).

5. Какое из перечисленных животных не роет норы: барсук, лиса, кабан? (Кабан).

6. О каком лесном зверьке идёт речь: «Пробилась сквозь снег и мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку…»? (Белка).

7. Этот крупный хищный лесной зверь «… ходит по лесу с великой осторожностью и, зачуяв человека, так удирает от него, что не только всего зверя, а не увидишь даже и мелькнувшего хвостика». (Медведь).

8. «У птиц и зверьков в лесу есть свои этажи: мышки живут в корнях – в самом низу; разные птички вроде соловья, вьют свои гнёздышки прямо на земле; дрозды повыше, на кустарниках…». Кто селится на самых верхних этажах? (Хищники: ястребы и орлы «Этажи леса»).

9. «Ушастая, огромных размеров и с огромными кошачьими глазами птица, которая охотится ночью, а прячется днем». (Филин).

10. Светолюбивое дерево, у которого, по выражению М. М. Пришвина, «каждый листик трепещет и со всех сторон купается в свете». (Осина).

11. Кого М. М. Пришвин называл «лесными ткачами, расставляющими наземные и воздушные ловушки»? (Пауки).

12. М. М. Пришвин писал: «У деревьев нет докторов, помощи ждать неоткуда, и они сами себя лечат, затягивая раны свои…». Чем? Что же является лекарством для деревьев? (Смола).

13. Что служило «тарелкой лесной воды» для птичек после дождя в одном из рассказов М. М. Пришвина из цикла «Незабудки»? Если не знаете - попробуйте догадаться. (Шляпка старой сыроежки).

14. Небольшой лесной зверёк серого цвета «с мохнатой мордочкой с чёрным собачьим носиком», умеющий сворачиваться в клубок и пребывающий всю зиму в спячке? (Ежик).

15. У этого лесного обитателя «хвост – небольшая белая пуховочка, и у охотников называется не хвостом, а цветком». (Заяц).

16. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес — голодно, а возьму — забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:— Откуда же это в лесу взялся хлеб? (лисичкин хлеб)

17. Скоро мой жилец выбежал из-под кровати - и прямо к газете; завертелся возле неё, шумел, шумел, наконец, ухитрился: надел себе как-то на колючки уголок газеты и потащил её, огромную, в угол.Тут я и понял его: газета ему была как в лесу сухая листва, он тащил её себе для гнезда. (Ёжик)

- Послушайте следующую загадку:

Частенько, при любой погоде

Люблю гулять я на природе.

Беру с собою свой сачок:

Вдруг – бабочка, а вдруг – жучок.

Красивых столько там цветов!

Туда пойти всегда готов.

Его не тронул деда плуг.

Там был, и есть, и будет …

(Луг).

-А теперь закройте глаза. Представьте себя летом в деревне.

АУДИОЗАПИСЬ:

Золотой луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

“Сережа!” – позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг – золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

--О ком говориться в рассказе?

- Куда отправились братья?

-Кто догадался, какое открытие сделали дети?

- Почему рассказ так назвали?

Физминутка. Танец «Маленьких утят»

-А теперь отправимся в театр. Давайте посмотрим небольшую инсценировку одного из рассказов М. Пришвина и после просмотра отгадаем его название и определим его главную мысль.

Герои: утка, утята, мальчишки, автор

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотистом лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру.

В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед. Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.

- Что вы будете делать с утятами? - строго спросил я ребят.

Они струсили и ответили:

- Пустим.

- Вот то-то "пустим"! - сказал я очень сердито. - Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?

- А вон сидит! - хором ответили ребята. И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.

- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!

Они как будто даже и обрадовались моему приказанию, прямо и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята - пять штук, и так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.

Радостно снял я шапку и, помахав ею, крикнул:

- Счастливый путь, утята! Ребята надо мной засмеялись.

- Что вы смеетесь, глупыши? - сказал я ребятам. - Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Снимайте живо все шапки, кричите "До свиданья"!

И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:

- До свиданья, утята!

– Из какого произведения? (Ребята и утята)

– Какова его главная мысль? (Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Доброе дело лучше ста слов).

На слайде:

missing image file

– Посчитайте числа в порядке возрастания и прочтете предложения из рассказа М.М. Пришвина. Назовите это произведение. («Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина!» Из произведения «Моя Родина».)

- По этому произведению вы будете работать в группах. Для каждой группы своё задание:

1- группа:

– С чего начиналась Родина для М. Пришвина? (С матери.)-

- Чем угощала мать будущего писателя? (Чаем с молоком.)

2-группа:

– Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону? (Потому что Пришвин начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.)

– Всегда ли писатель жил в деревне? (Нет, не всегда.)

3-группа:

– Какое значение Пришвин придаёт раннему подъёму? (Если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!)

– Что значит охранять природу? (Значит охранять родину.)

4-группа:

– К кому обращается писатель? (К своим читателям – детям.)

- Что это за кладовая солнца и сокровища жизни? (Это наша природа.)

– А теперь вопрос всем группам:

– Какова главная мысль очерка «Моя Родина»? (Главная мысль этого произведения заключается в том, что надо любить свою родину и беречь природные богатства.)

-Мы изучили пословицы о Родине.  Начало и конец пословиц нужно соединить:

( на слайде)

В родном краю – … что соловей без песни.

Родина – мать, …. будет Родина крепка.

Человек без Родины,… как в раю

Если дружба велика – … умей за нее постоять.

(В родном краю – как в раю. Родина – мать, умей за нее постоять. Человек без Родины, что соловей без песни. Если дружба велика – будет Родина крепка.)

-Объяснить значение пословиц.

Конкурс чтецов для групп

- Каждая группа подготовила отрывок из произведения М.М.Пришвина. Задание для остальных групп: определить название произведения.

1 –группа:

Дует северный ветер, руки стынут на воздухе. А грибы все растут и растут: волнушки, рыжики, маслята, изредка все еще попадаются белые.

Эх, и хорош же вчера попался на глаза мухомор! Сам темно-красный и спустил из-под шляпки вниз вдоль ножки белые панталоны, и даже со складочками. Рядом с ним сидит хорошенькая волнушка, вся подобранная, губки округлила, облизывается, мокренькая, умненькая.

А масленок масленку рознь: то весь дрызглый, червивый, а то попадется такой упругий и жирный, что даже из рук выскочит, да еще и пискнет.

Вон стоит моховичок: вырастая, он попал на прутик, тот разделил шляпку и сделал гриб похожим на заячью губу.

Один большой гриб стал, как избушка, спустил свою крышу почти до земли — это очень старая сыроежка.

Придут скоро морозы, все завалит листвой, и сколько в лесу останется грибов недосмотренных, и жаль, что просто так пропадут и никому не достанутся. (Недосмотренные грибы)

2 –группа:

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой мотыльком, какой винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья и летят они к реке куда-то вместе с перелетными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже обед. Мы радуемся хорошему теплому дню, но уже больше не ждем летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи – и все кончится. (Осеннее утро)

3-группа:

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна елка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а береза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: «Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?» И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шепот снежинок, как разговор между странными фигурами. (Деревья в лесу)

4-группа:

Продвинулся я осторожно, бесшумно в частом ельнике, приподнял одну веточку: ну, вот и здравствуйте!

Через это лесное оконце мне открылась поляна в лесу, посредине ее две березы, под березами — пень и рядом с пнем в зеленом брусничнике красная сыроежка, такая огромная, каких в жизни своей я еще никогда не видел. Она была такая старая, что края ее, как это бывает только у сыроежек, завернулись вверх.

И от этого вся сыроежка была в точности как большая глубокая тарелка, притом наполненная водой. Повеселело у меня на душе.

Вдруг вижу: слетает с березы серая птичка, садится на край сыроежки и носиком — тюк! — в воду. И головку вверх, чтобы капля в горло прошла.

“Пить, пить!” — пищит ей другая птичка с березы.

Листик там был на воде в тарелке — маленький, сухой, желтый. Вот птичка клюнет, вода дрогнет, и листик загуляет. А я-то из оконца вижу все и радуюсь и не спешу: много ли птичке надо, пусть себе напьется, нам хватит! (Старый гриб)

 Песня -Лесной марш- муз. Чичкова

Нам птицы просигналили подъём

Привычными тропинками проходим мы

Мы каждую берёзку сбережём

В лесах любимой Родины

Припев:

Мы сами написали

В лесной зелёной книжке

О том, что есть у леса

Надёжные друзья

Такие же девчонки

Такие же мальчишки

Такие же счастливые как ты и я (2 раза)

Мелькают наших песен огоньки

Шагаем мы лесами, перелесками

Под кадрами красавицы тайги

Под соснами полескими

Припев:

Нам солнце улыбнётся веселей

И каждый день нам радостным покажется

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев

Припев:

И добрые волшебники леса

Похожи на поэтов и художников

Природа дарит людям чудеса

А мы её помощники.

-И в заключении послушайте ещё один рассказ Пришвина. Слушайте внимательно. Потом будет задание:

ГОСТИ

Сегодня с утра стали собираться к нам гости. Первая прибежала трясогузка, просто так, чтобы только на нас посмотреть. Прилетел к нам в гости журавль и сел на той стороне речки, в жёлтом болоте, среди кочек, и стал там разгуливать.

Ещё скопа прилетела, рыбный хищник, нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые, высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями. Коршун с круглой выемкой на хвосте прилетел и парил высоко.

Прилетел болотный лунь, большой любитель птичьих яиц. Тогда все трясогузки помчались за ним, как комары. К трясогузкам вскоре присоединились вороны и множество птиц, стерегущих свои гнёзда, где выводились птенцы. У громадного хищника был жалкий вид: этакая махина — и улепётывает от птичек во все лопатки.

Неустанно куковала в бору кукушка.

Цапля вымахнула из сухих старых тростников.

Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

Землеройка пискнула в старой листве.

И когда стало ещё теплее, то листья черёмухи, как птички с зелёными крылышками, тоже, как гости, прилетели и сели на голые веточки.

Ранняя ива распушилась, и к ней прилетела пчела, и шмель загудел, и первая бабочка сложила крылышки.

Гусь запускал свою длинную шею в заводь, доставал себе воду клювом, поплёскивал водой на себя, почёсывал что-то под каждым пером, шевелил подвижным, как на пружине, хвостом. А когда всё вымыл, всё вычистил, то поднял вверх к солнцу высоко свой серебряный, мокро сверкающий клюв и загоготал.

Гадюка просыхала на камне, свернувшись в колечко.

Лисица лохматая озабоченно мелькнула в тростниках.

И когда мы сняли палатку, в которой у нас была кухня, то на место палатки прилетели овсянки и стали что-то клевать. И это были сегодня наши последние гости.

- Теперь возьмите листочки и карандаши и всей командой напишите, какие животные вам запомнились. Победит та команда, у которой этот список будет длиннее.

 (ТРЯСОГУЗКА, ЖУРАВЛЬ, СКОПА, КОРШУН, ЛУНЬ, ВОРОНЫ, КУКУШКА, ЦАПЛЯ, ОВСЯНКА, ЗЕМЛЕРОЙКА, ГУСЬ, ЛИСА, ГАДЮКА, ПЧЕЛА, ШМЕЛЬ, БАБОЧКА).

Аудиозапись

"Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах,  разные ценные животные- будем охранять наши леса, степи,  горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

-Все живое в природе поднимается от земли к солнцу: травы, деревья, животные - все растут. Так точно и человек, сливаясь с природой, тоже возвышается и растет. Вся природа содержится в душе человека. И это особенно важно помнить сейчас, ребята, в дни борьбы за сохранение природы родной земли и всей планеты.

        1ученик:         Рассказы Пришвина читаю…

                                   Страницы пожелтевших книг

                                   Я вновь и вновь перелистаю,-

                                    Рассказы Пришвина читаю,

                                    Всё забывая в это миг.

       2 ученик:

   И вместе с ним по тем местам.

   Где он бродил с ружьем когда-то,

   Вдруг окажусь в лучах заката,

   И руки протяну цветам.

       3 ученик:

                 Сокровища родной страны…

                 Кладовой солнца – вся природа!

                 Герои, сами из народа,

                 В леса России влюблены.

    4 ученик:

    И я, как в храм, иду в леса.

    Где «свечки – ёлочки – старушки»,

    В болоте «Блудовом» - лягушки,

   И верю в эти чудеса.

     5 ученик:

                 Где вдаль бежит живой родник,

                 И слышен плач сплетённых веток…

                 Отсюда тайны для заметок

                 И становились явью книг.

     1 ученик:

     Высокой красоте служил.

    Добром пропитаны страницы.

    Мне повезло, друзья, родиться

    На той земле, где Пришвин жил.

                                        (Т.Лапина)

-- С каким волшебником познакомились? Почему М. Пришвина так называют?

- Какие названия рассказов вы запомнили? Какие хотели бы прочитать?

- Как вы поняли, чему учат его книги?

-Представьте себе, что вы на машине времени отправились в гости к М.М. Пришвину. Что бы вы сказали ему? О чем бы спросили? (Прием «Машина времени»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка к уроку литературного чтения о М.М.Пришвине (презентация)

Данная презентация познакомит с жизнью и творчеством М.М.Пришвина...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...

Методическая разработка урока чтения для слабослышащих обучающихся 3 класса 2 отделения по теме: "Рассказ М. Пришвина "Кто чем пишет? Кто как читает?"".

Конспект урока и презентация.Методическая разработка урока чтения для слабослышащих обучающихся 3 класса 2 отделения  по теме: "Рассказ М. Пришвина "Кто чем пишет? Кто как читает?""....

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Методическая разработка: Конспект урока литературного слушания в 1 классе "М.Пришвин "Лисичкин хлеб"

В материале вы найдете подробрый конспект урока.Далее размещаю Презентацию к этому уроку....

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...