Пути реализации целей начального школьного образования и приоритетных задач школы.
статья (1 класс)

Пути реализации целей начального школьного образования и приоритетных задач школы.

 

Важнейшими составляющими основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС является программа формирования универсальных учебных действий, программа духовно – нравственного воспитания, программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_realizatsii.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пути реализации целей начального школьного образования и приоритетных задач школы.

Важнейшими составляющими основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС является программа формирования универсальных учебных действий, программа духовно – нравственного воспитания, программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.

Программа духовно – нравственного воспитания и развития обучающихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

Программа реализуется школой в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся и социальными партнёрами школы: районной библиотекой, театрами, музеями СПб, СМИ, Домом детского творчества «Левобережный», Центром технического творчества «Старт +» и др.

Цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся:

Цель: воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Осуществление духовно – нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования и системы дополнительного образования.

Целостный процесс духовно – нравственного воспитания осуществляется через выполнение основных функций:

- создание воспитывающей духовно – нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся);

- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно – нравственного воспитания;

- организации коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

- поддержку ребёнка на индивидуальном пути духовно – нравственного развития, стимулирование его самосознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Эти функции и направлены на решение задач духовно – нравственного воспитания школьников.

Мероприятия школы направленные на реализацию Программы по духовно – нравственному воспитанию представлены в Приложении №


Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)

В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои успехи. Достижение данной цели возможно благодаря формированию универсальных учебных действий учащихся.

Овладение ребёнком УУД означает формирование «умения учиться», т.е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.

В конечном итоге эти приобретённые качества определяют успешность самореализации во всех сферах жизнедеятельности. В образовательном процессе сформированность УУД позволяет обучающемуся ориентироваться в различных предметных областях, в структуре учебной деятельности, придаёт ценностно – смысловую характеристику познавательному процессу. УУД представляет собой целостную систему, в которой можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выбрать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Связь универсальных учебных действий

с содержанием учебных предметов.

Литературное чтение: формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, с приоритетом развития ценностно – смысловой сферы и коммуникации.

Математика: развитие познавательных действий; систематизация и структурирование знаний, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков, логический анализ, формирование общего приема решения задач, моделирование (знаково – символические действия)

Русский язык: формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий (символы, графики, схемы, таблицы)

Окружающий мир: учебная работа по своей мотивационной наполненности близка к игровой деятельности с характерной для неё актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием.

Технология: опорный предмет для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе (планирование, преобразование, анализ, умение распознавать и ставить задачи, добиваться достижения результатов)

Ожидаемыми результатами данной программы являются сформированные универсальные учебные действия, соответствующие данной ступени образования.

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Школа России» в начальной школе представлена в Приложении №


Программа организации внеурочной деятельности обучающихся

 Цель внеурочной деятельности: воспитание всесторонне развитой личности и создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, для гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в интеллектуальном, культурном, физическом и духовно – нравственном развитии.

Основные задачи внеурочной деятельности:

  • формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности
  • организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей
  • приобщение учащихся к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и традициям образовательного учреждения
  • обеспечение развития личности и её социально – психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для жизни
  • воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде обитания
  • развитие воспитательного потенциала семьи
  • поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся
  • воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма к своей стране

В школе реализуется двухуровневая  система внеурочной деятельности:

I – ый уровень предполагает широкий по содержанию и формам набор видов деятельности, который является обязательным для всех обучающихся. К этому уровню относится внеурочная деятельность по направлениям, обозначенным в учебном (образовательном) плане школы, система праздников и тематических мероприятий. традиционными, относящимися к инвариантному минимуму, являются праздники «Букваря», «Прощание с начальной школой», встречи Нового года, «День знаний», а также тематические мероприятия, приуроченные ко Дню Матери, Дню Победы, Дню Учителя, Дню защитника Отечества, Книжкина неделя и др.

Основные направления внеурочной деятельности школы №342 представлены в Приложении №  «Комплексный план воспитательной работы начальной школы».

II – ой уровень – это занятия по интересам, по выбору школьника.

На организацию внеурочной деятельности отводится в рамках учебного плана 10 часов в неделю. Школа представляет учащимся право выбора спектра занятий, направленных на развитие ученика начальной школы. Занятия проводятся в форме: экскурсий, кружков, проектов, школьных олимпиад, классных часов, утренников.

Занятия проводятся учителями, воспитателями ГПД школы, педагогами дополнительного образования школы, педагогами дополнительного образования Дома детского творчества «Левобережный» и педагогами дополнительного образования, Центром технического творчества «Старт +», библиотекарями районной детской библиотеки №11.

Предлагаются следующие направления внеурочной деятельности для обучающихся:

- спортивно – оздоровительные

- художественно – эстетическое

- научно – познавательное

- военно – патриотическое

- общественно – полезная деятельность

- проектная деятельность

Все направления внеурочной деятельности и их наполнение представлены в разделе «Учебный план школы»


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни является неотъемлемым принципом образовательной программы школы.

Программа деятельности по данному направлению включает:

- создание в школе безопасной и здоровье сберегающей среды;

- формирование у школьников теоретических знаний и навыков реализации здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности, воспитания ответственности за собственное здоровье.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

- научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

- сформировать представление о правильном (здоровом) питании; его режиме, структуре, полезных продуктах;

- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.) о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье;

- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся.

Все школьные помещения соответствуют санитарными гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая. Организация питания обучающихся в начальной школе в школьной столовой проходит следующим образом: отдельным категориям обучающихся предоставлено право льготного питания.

Бесплатное питание (с компенсацией из бюджета СПб 100% его стоимости) предоставляется:

- для школьников, проживающих в семье, средний душевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге;

- для школьников из многодетных семей

- для школьников, являющихся детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

- для школьников, являющихся инвалидами

- для школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Льготное питание для школьников с оплатой родителями 30% стоимости питания:

- школьники с 1 по 4 класс, не имеющие льгот на бесплатное питание

- школьники, стоящие на учете в  противотуберкулезном диспансере

- школьники, страдающие хроническими заболеваниями, перечень которых установлен Правительство Санкт-Петербурга

Учащиеся, не имеющие льгот, могут приобрести питание за полную стоимость.

Кроме завтраком и обедов у детей имеется возможность приобретения дополнительного питания в буфете. В продаже имеется большой ассортимент выпечки, напитков, овощных, мясных и рыбных салатов.

Ежедневно предоставляются детям варианты экспресс завтраков.

Режим работы столовой с 9.00 – до 15.30:

Завтраки

10.40.(после 2 урока) – 1 – ые, 2 – ые классы

11.45 (после 3 урока) – 3 – и, 4 – ые классы

Обеды

С 13.00 (после 4 урока) – 1 – ые, 2 – ые классы

С 13.30 (после 5 урока) – 3 – и, 4 – ые классы

В школе создан общешкольный совет по питанию в составе 6 (шести) человек: директор школы, медицинская сестра, социальный педагог, учитель, родитель, ученица 11 класса.

Питание школьников организует ОАО Комбинат социального питания «Волна».

Система физкультурно – оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Работает оснащённый спортивный зал, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.

Созданы все условия для проведения уроков физкультуры и реализации спортивных и физкультурных программ во внеурочное время.

На спортивной площадке проходят уроки физической культуры; а также занятия во внеурочное время (волейбол, футбол, минифутбол, лыжи и т.д.)

В воскресенье – самостоятельные спортивные занятия учащихся школы и жителей микрорайона.

Ежедневно с 8.00 – до 9.00 и с 19.00 – до 22.00 стадион открыт для жителей микрорайона.

В школе работает медицинский кабинет.

Медицинское обеспечение обучающихся включает:

- оказание неотложной и скорой медицинской помощи;

- профилактические медицинские осмотры:

  • профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний органов зрения, пищеварения, опорно – двигательного аппарата
  •  выявление ранних и скрытых форм социально  значимых заболеваний

 проведение профилактических прививок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе

Проблемы реализации ФГОС начального общего образования в сельской малокомплектной школе...

Выступление на педсовете "Результаты реализации ФГОС начального общего образования достижения, риски, пути преодоления"

На августовском педсовете подведены результаты реализации ФГОС начального общего образования прошедшего учебного года. Обозначены достижения, риски, пути преодоления возникающих проблем....

Технологические основы организации преемственности дошкольного и школьного образования в условиях реализации стандартов начального общего образования второго поколения

Общие требования к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в период их подготовки к поступлению в школу, новые линии в образовательной работе детского сада и начальн...

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...