Творческая игра в работе с младшими школьниками
статья (1 класс)

Суменкова Мария Павловна

Что может быть увлекательнее и интереснее сказочного мира детских игр, безграничного царства фантазии и веселья, где невозможное возможно, где ты сам себе волшебник и режиссёр, где происходят невероятные приключения и чудеса?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Суменкова Мария Павловна

Учитель начальных классов МОУ СОШ № 289 с углублённым изучением отдельных предметов Мурманская область г. Заозёрск.

Творческая игра в работе с младшими школьниками (из опыта работы)

Что может быть увлекательнее и интереснее сказочного мира детских игр, безграничного царства фантазии и веселья, где невозможное возможно, где ты сам себе волшебник и режиссёр, где происходят невероятные приключения и чудеса?

Играя дети познают окружающий мир и себя в нём, реализуют огромные творческие возможности заложенные в каждом ребёнке, приобретают бесценный опыт общения и необходимые для жизни навыки. Каждый маленький человек изначально талантлив по-своему. Он и мастер, и актёр, и художник, и мыслитель. В глубине души каждый взрослый человек остаётся ребёнком, на всю жизнь сохраняя тягу к игре.

Игра - это естественная и привычная для ребёнка деятельность. Она обязательно вызывает чувство удивления, а значит, живой интерес к процессу познания. Игра позволяет каждому ученику, даже самому робкому и нерешительному, поверить в свои силы, стать более раскованным, открытым к общению. Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного “педагогического поля”. Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности.

Вот почему и Л. С. Выготский видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую "зону ближайшего развития”, в игре возможны высшие достижения ребенка, которые завтра станут его реальностью.

Применение игровых форм обучения способствует снижению информационного давления на учащихся. В процессе игры ребенок незаметно для себя овладевает учебным материалом. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.

Игра в обучении - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Место и роль игровой технологии в учебном и воспитательном процессах, сочетание элементов игры и воспитания во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

- социокультурное назначение игры;

- функция межнациональной коммуникации;

- функция самореализации человека в игре;

- коммуникативная игра;

- диагностическая функция игры;

- игротерапевтическая функция игры;

- функция коррекции в игре;

- развлекательная функция игры.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

- Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими учебного материала;

- Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх школьники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Что дает право называть игру творческой деятельностью?

Игра - отражение жизни. Здесь все "как будто", "понарошку", но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка - только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не "поправдашний" летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для её реализации. Сколько выдумки требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра - всегда импровизация. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством школьников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе.

Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики школьного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль педагога в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому педагогу ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Задачи сегодняшней общеобразовательной школы нацеливают на использование всех возможностей, всех ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и современное требование «учить детей учиться» кажется очевидным и естественным. В самом широком смысле этого слова умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и умений, но и в любой сфере деятельности. Для того чтобы младший школьник учился сознательно, творчески, необходимо использовать все педагогические ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игры в учебной работе с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности

Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всесто...

Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками.

Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза....

Игра как универсальная форма и средство коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками

Игра как  универсальная  форма и  средство коррекционно-развивающей  работы  с младшими школьниками...

"Играем и учимся". Игры в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ

Использование речевых игр и игровых приемов на занятиях позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, способствует развитию внимания, памяти, повышает интерес детей к логопедическим занятиям....

Проектная работа по теме "Роль игры в системе развития младших школьников"

Проектная   работа  по  теме "Роль  игры  в  системе  развития   младших  школьников"...

Презентация "Дидактические игры в работе с младшими школьниками"

Дидактические игры – это метод занятий с детьми в форме специальных развивающих игр, являющихся способом активного обучения. Основу дидактических игр составляет развитие познавательной сферы реб...