Воспитательная система в ССУЗе как фактор формирования ответственного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности
статья

Загдажапова  Санжима Доржиевна

Воспитательная система в ССУЗе  на примере Кижингинского филиала "Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchtenie.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система в ССУЗе как фактор формирования ответственного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности

Загдажапова Санжима Доржиевна,

Социальный педагог

Образовательное учреждение является локальным социально-психологическим сообществом, объединенным организационно и территориально; у него достаточно выраженные общие цели, содержание и формы деятельности, одинаковые условия, относительно общее понимание результатов жизнедеятельности. Более того, как правило, для среды образовательного учреждения характерна общность интересов студентов, способов организации ими досуга, схожесть образа жизни, традиций, норм поведения и отношений. Все это делает филиал колледжа весьма удобной, привлекательной, организационно и психологически целостной средой, способной при определенных условиях стать эффективной воспитательной системой, обеспечивающей продуктивное социальное и профессиональное воспитание будущих специалистов. Движущей силой и одновременно отправной точкой в строительстве такой воспитательной системы является целевая установка, которая определяет ее ориентированность на развитие личности будущего специалиста. Определение ценностно-целевых ориентиров воспитательной системы филиала колледжа позволяет сформулировать ряд важных идей – принципов, на которых может и должен строиться процесс профессионально-личностного развития будущих специалистов. Тесно связанные с закономерностями воспитания, принципы профессионального воспитания выражают основные концептуальные идеи, на основе которых разворачивается взаимодействие всех субъектов профессионального воспитания в рамках ссуза, определяются содержание, формы, методы, технологии воспитания будущих специалистов. Среди них – принципы, определяющие характер и содержание жизнедеятельности воспитательной системы, способы ее влияния на профессионально-личностное становление будущих специалистов:

- принцип гуманистической направленности жизнедеятельности воспитательной системы;

- принцип целостности образовательного и воспитательного процесса;

- принцип демократизации жизни коллектива филиала колледжа;

- принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитывающей деятельности;

- принцип творческого начала;

- принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и деятельностно - практическую сферы личности будущего специалиста;

- принцип последовательности и систематичности организуемых воздействий;

- принцип цикличности воспитательных влияний;

- принцип эстетики студенческой жизни;

- принцип ориентации содержания воспитания на развитие социальной активности будущих специалистов.

Основной целевой установкой воспитательной системы является развитие социальной и профессиональной ответственности будущих специалистов. Развитие профессиональной ответственности будущих специалистов в воспитательной системе филиала осуществляется через культивирование в студентах готовности к условиями труда, реальными проблемами и способами их решения в сложных и напряженных условиях работы современного транспортного конвейера. С этой целью в филиале колледжа регулярно проводятся мероприятия по ознакомлению студентов с их будущей работой.

В филиале колледжа создано и успешно функционирует ученическое самоуправление – старостат. Цель самоуправления - создание условий для социального становления обучающихся, их профессионального и личностного развития. Участие обучающихся в органах самоуправления помогает в формировании качеств, необходимых будущему специалисту, таких как: коммуникативной культуры, умения контролировать себя, развитой познавательной сферы, умения создавать благоприятную развивающую среду общения и деятельности и др.

Одним из видов самоуправления является старостат, куда входят старосты всех учебных групп. Он направляет образовательную, общественную и досуговую деятельность учебных групп, дает возможность получить опыт приобретения коммуникативной культуры. Старостат рассматривает вопросы, связанные с анализом результатов образовательного процесса (текущий, рубежный контроль), планированием и организацией внеурочной деятельности.

Профилактическая работа. Систематически перед обучающимся выступают представители КДН, ПДН, профилактический кабинет Центральной районной больницы. Основная цель этой работы – информирование молодежи по проблемам наркомании, табакокурения, алкоголизма. Также проводятся конкурс плакатов, буклетов по теме: «Нет вредным привычкам». Кроме того огромную работу по информированию обучающихся проводит волонтеры СПИД – центр Республики Бурятия и Кижингинского района. Для обучающихся проходят встречи с представителями правоохранительных органов. Встречи с представителями правоохранительных органов проходит во внеурочное время с применением информационных технологий.

Внеучебная общекультурная работа колледжа осуществляется в рамках работы секций и кружков и спецкурсов, организуется посещение культурно-массовых мероприятий, выставок. С целью воспитания культуры досуга традиционно проводятся такие мероприятия:

- вечер для первокурсников «Посвящение в студенты»;

- конкурсы чтецов;

- новогоднее шоу;

- конкурсы стенгазет;

- студенческий праздник «Татьянин день», «День Святого Валентина», «День защитника Отечества»;

- флэш-моб;

Трудовое воспитание. Основной задачей трудового воспитания является привитие любви к труду. Обучающиеся принимают активное участие в субботниках, работают в огороде, кроме того обучающиеся оказывают шефскую помощь пожилым людям.

Обучающиеся принимают активное участие в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, викторинах, профессиональных конкурсах по профессии различного уровня. Обучающиеся по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» принимали участие в в конкурсах профессионального мастерства по профессии «Водитель» среди учреждений среднего профессионального образования Республики Бурятия.

Спортивная работа. Воспитательная работа направлена на пропаганду здорового образа жизни. Обучающиеся принимают активное участие в спортивной жизни, например, «Дни здоровья», спортивные соревнования по армреслингу, волейболу, теннису, мини футболу, баскетболу. Эта работа ведется преподавателями физической культуры.

Воспитательная деятельность подтверждена результатами в области спорта и эстетического направления. Успешная реализация сложных и комплексных задач профессионального воспитания студентов воспитательной системой филиала предполагает обеспечение включенности всех субъектов воспитательного процесса в единую, целостную и продуктивную с точки зрения ее результатов деятельность. Это возможно лишь тогда, когда у каждого из субъектов есть четкое представление о месте и роли каждого из них в общей логике жизнедеятельности воспитательной системы, о специфических функциях и содержании деятельности, реализуемых каждым из субъектов, о конечных результатах их деятельности, критериях и показателях ее успешности с точки зрения профессионального воспитания будущих специалистов. Тогда появляется реальная возможность использования многообразия форм воспитания, набор которых определяется с одной стороны целями и задачами воспитательной системы филиала, возможностями каждого из субъектов, а с другой – содержанием и спецификой образовательной среды. Формы организации профессионального воспитания в совокупности обеспечивают полноту и комплексность охвата всех сторон профессионально-личностного развития будущих специалистов.

Библиографический список

1. Коротких, М. Н. Формирование целостного от- ношения старшеклассников к истории малой родины в воспитательной системе класса (на материале сель- ской школы) [Текст] : дис. … канд. пед. наук / М. Н. Коротких. – Курск, 2006. – 234 с.

2. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем [Текст] / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – М.: Пед. общ-во России, 2000. – 256 с

3. Педагогика профессионального образования [Текст] / под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – С. 79–118.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование экологической культуры поведения, ответственного отношения к природе"

Роль педагога в обучении и воспитании экологической культуры у младших школьников....

Экологическое образование как условие формирования у младших школьников ответственного отношения к природе

«Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средства и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью бе...

Формировании у школьников ответственного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни

Рассматриваются вопросы формирования у школников ответственного отношения к здоровому образу жизни...

Курсовая работа на тему "Формирование межличностных отношений младших школьников средствами внеурочной деятельности"

формирование межличностных отношений младших школьников – одна из важных задач нынешнего образования. Потому что в современном мире условия жизни ставят высокие требования к межличностным отноше...