Программа кружка "Юный эрудит"
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Пользуйте пожалуйста, на здоровье.Работа по этой программе много лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_erudit_skorik_o.yu_._1-3_god.docx85.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы»

Ново-Савиновского района г.Казани

Рассмотрена на заседании методического объединения отдела «__» _____ 2021 г., протокол №_____

Принята на заседании методического совета «__» ___2021 г., протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

И.О. Директора ЦВР

Ново-Савиновского района г.Казани

________________А.И. Салимова

«____»_____________2021г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЮНЫЙ ЭРУДИТ»

Возраст обучающихся: 8-11 лет

Срок реализации: 3 года

Педагог дополнительного образования:

Скорик Ольга Юрьевна

(ФИО полностью)

Казань, 2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Юный эрудит» составлена на основании Образовательной программы «Центра внешкольной работы» Ново-Савиновского района г.Казани в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

Составляющие интеллекта ребенка формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте. По словам специалистов, к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется более чем на треть, до восьми – на половину, а на двенадцатом на три четверти.

Поэтому одной из важнейших задач объединения «Юный эрудит» является интеллектуальное развитие детей, вовлечениеучащихся в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим. Воспитание у учащихся потребности и привычки к самоотдаче, общественно – полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.

Эффективной формой внеурочной деятельности и интеллектуального развития является игра, которая помогает активизировать учащихся, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.Немаловажное значение имеет и то, что в игре учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать других людей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению.

Методы и приёмы деятельности на занятиях объединения «Юный эрудит» нацелены на развитие познавательных способностей, ориентировано на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, а также познавательной активности детей. Занятия носят не оценочный, а большей степени развивающих характер. Основное внимание обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование, которых важно для формирования полноценной мыслящей личности: внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышления.Методы обучения, используемые в работе объединения, соответствуют возрастным особенностям ребенка: наглядный метод обучения, практические задания, проблемно-поисковый метод. Программа предусматривает использование наглядно-методического материала, представленного в виде презентаций с игровыми заданиями для детей, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала. Программа способствует формированию умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом, создает условия для исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, формирует навык самоконтроля и самооценки, позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку.

Программа «Юный эрудит» рассчитана на учащихся 2-4 класса, срок реализации программы 3 года (по 144 часа в год)

Цели программы:

Образовательная: формирование интереса к процессу обучения, расширение познавательного кругозора.

Развивающая: развитие внимания, памяти, мышления, речи, исследовательских навыков, умения использовать полученные знания на практике.

Воспитательная: привить чувства гордости за свою страну, бережного отношения к природе, чувства коллективизма.

Задачи:

  • формирование запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения;
  • овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение,классификация);

•        формирование умения понимать учебную задачу и выполнять еесамостоятельно:

  • формирование умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • овладение навыками речевого общения;
  • развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Прогнозируемые результаты

После изучения курса учащиеся должны уметь

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработкиданной информации;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владетьрациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

Способы определения результативности

Форма проведения аттестации: тестирование.

Срок проведения аттестации: конец мая.

Основная цель аттестации учащихся: диагностика уровня освоения учебного материала, умения самостоятельно решать задачи, систематизация полученных знаний. Аттестация включает самостоятельную работу с тестовым материалом. Содержание итоговой аттестации составляет оценку знаний и умений по всем разделам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный эрудит».

Критерии оценивания: процент от выполненного объёма работы. До 50 % -низкий уровень освоения, от 50% до 70%-средний, от 80 до 100%-высокий уровень.


Учебно-тематический план1 года обучения

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

В мире много сказок

16

8

8

Приглашение в страну читалию

17

8

9

Мир вежливости

15

8

7

Орфографические сказки русского языка

16

7

9

Математическийкалейдоскоп

15

4

11

Неопознанное рядом

16

6

10

В тридесятом царстве

16

5

11

Таинственный лабиринт

16

4

12

Набираем высоту

17

3

14

Итого

144

53

91

Содержание программы 1 года обучения.

В мире много сказок (16 часов)

Теория: Вводное занятие. ТБ. Русские народные сказки Литературные сказки А.С. Пушкин «Такой знакомый наш поэт» А.С. Пушкин «Сказки» Волшебная страна Братьев Гримм.Незнакомые татарские сказки.

Практика: Брейг-ринг «Узнал дружок- положи в кузовок», игра «Где живут сказки.» «История рождения», викторина «Угадай-ка»

Приглашаем в страну читалию (17 часов)

Теория: Былины и были. Были Л.Толстого. Читали-значит знали. История одной книжки. Сравнение былей и фантазий. В мире фантазий. В сказки ложь, да намёк. Где урок?Будь добрым и человечным: Е. Чарушин «Наши друзья». Удивительное содружество.Что читает твой друг?Фантазёры. Н. Носов

Н.Носов Фантазии

Практика: Суд книжки над неряхой мальчишкой. Читательский дневник. О чём он? Викторина по произведениям Н. Носова. По секрету всему свету. Загадки сказочных героев (игра).

Мир вежливости (15 часов)

Теория: В школе. Сначала подумай, потом сделай. Решай споры словами, а некулаками. Любим школу- свой дом. В гостях Подарок в твоих руках. О чём разговор?Рассеянный с улицы Бассеиной. Закон или правило. На улице Правило чистого платка. Место прогулки. Родной, чужой. Свои правила. Дома: Мои родные. Словесные перепалки.

Практика: Игры и викторины «Помоги друзьям мириться», «Не поливай цветы компотом», «Где я и мои друзья», «Ты следопыт», «Уходя, смотри, что впереди», «Картинки вежливости», «Мир вежливых – мир королей».

Орфографические сказки русского языка(16 часов)

Теория: О том, как буквы поссорились, как праздновали Новый год и что из этого вышло. Сказка о том, как «ча щки» подружились. Новоселье друзей Жишик. Сказка о ссоре двух глаголов. Сад царя русского языка. Страна загадок. Скороговорки. Зачем она нам такая нужна, эта буквенная страна. Страна запятых.

Практика: викторины «Удивительное путешествие ши и жи», «Сказка о разделительном ь,ъ», «Праздник письма», «Письмо другу Кляксе». Конкурс пословиц и поговорок. «Загадки – простушки» (игра).

Математический калейдоскоп (15 часов)

Теория: Секрет в стихах (задача и секрет- один вопрос). Путешествие в страну невыученных
уроков. Задача всей жизни. Занимательные математические задачи. Знакомство с оценкой. Математический шарады. Магические квадраты.  Г. Остер. «Вредные задачи». Занимательная логика.

Практика: игра «Счастливое число», олимпиада «Ты и королева математика», математический КВН, математический «Брейг-Ринг», игра «Счастливый случай»,

Неопознанное рядом (16 часов)

Теория: Знакомые друзья-домашние питомцы. Дикие животные. Птицы их координация и движение. Вольная птица-самолёт. Домашняя птаха. Насекомые-хозяева Земли. Полезные и вредные насекомые. Мир голубых глубин. Человек: взгляд из-за спины. Человек и его внутренний мир.

Практика: викторины«Знакомые незнакомцы», «Из чего-же, из чего-же?», «Чудо природы человек»

В тридесятом царстве (16 часов)

Теория: Наш дом-солнечная система. Наш корабль «Земля». Наша ближайшая космическая соседка. Далекие планеты. Сказочный мир К.Булычева, «Девочка с Земли».

Практика:игра «Где инопланетянин?». Космический калейдоскоп. Викторина «Ты Звезда», «Собираем галактику», «Наш дом Солнечная система». Игра путешествие «А потом махнём на Марс».Викторина «Веришь-не веришь» по произведению К.Булычева «Девочка с Земли».

Раздел посвящении астрономии. Галактика. Наш дом. Планета. Спутник Земли Луна. Сказочный мир К. Булычёва «Девочка с земли» Практические работы в форме игры.

Таинственный лабиринт (16 часов)

Теория:Кроссворды: решение и составление. Как решать ребусы. Что такое шарада и как ее разгадать. Чем сковород отличается от кроссворда, как их разгадать

Практика: решаем кроссворды и составляем их сами. Решение ребусов. Викторина «Царство ребусов». Решение шарад. Игра «Поиграем в прядки» (загадки-шарадки). Разгадываем сканвороды. Эстафета «Скороходы» (разгадывание сканвордов).

Набираем высоту (17 часов)

Теория: Повторение произведений русских и советских авторов: Дядя Фёдор, Чебурашка, Крокодил Гена и все, все, все. Э.Н. Успенский, «Золотой ключик, Мух-цокотуха и др. Полезные советы на лето.

Практика: Игровыезанятия «Друг, мой подскажи», «Следы нечистой силы», «Лихорадка-зарядка», «Бал Мухи- Цокотухи», «Зов джунглей». «Путешествие в стране Махаонии», «Друзья здоровья», «Поле чудес», игра на музыкальную эрудицию «Угадай мелодию» Промежуточная аттестация

Учебно - тематический план 2 год обучения

Наименование разделов и тем

всего

теория

практика

Звёзды и планеты

18

8

10

Точные науки - без скуки

18

5

13

Мир животных

15

7

8

Древний мир

17

10

7

Рыцари и замки.

12

4

8

Путешествия и открытия

14

7

7

Мир изобретателей

16

7

9

Мир техники. Транспорт

34

16

18

Итого

144

71

73

Содержание программы 2 год обучения

Звёзды и планеты (18 ч)

Теория: Вводное занятие. ТБ Изучение неба. Звёзды и созвездия. Галактика. Солнце. Солнечная система.  Планеты. Земля. Вода. Суша. Землетрясения. Горы и вулканы Горные породы и минералы. Климат.

Практика:Работа с картой: равнины, поля, пустыни;океаны и реки; моря, острова;озёра. Проектная деятельность: Чудеса земли;чудеса света;планеты;родные чудеса; Булгары; Свияжск

Точные науки без скуки (18ч.)

Теория: Волшебные сказки. В.Хмельницкий. Орфографические, тематические посиделки. Закон и порядок орфографии.

Практика: Викторина «Турнир грамотности». Вредные задачи, Г.Остер (решение).Закон и порядок орфографии.Задания на смекалку. Турнир «Знатоки точности». Учёные (работа с источниками информации).

Мир животных. (15 ч)

Теория: Древние млекопитающие. Меховой наряд.Органы чувств. Движение. Питание. Пищевые цепочки. Борьба и охота.

Практика: Работа с источниками информации: Красная книга РФ. Социальные животные (проектная работа по теме животные спасатели). Самостоятельная работа: Водные млекопитающие;ночные млекопитающие. Викторина «Животные в опасности». Викторина «Верю-не верю: животные- рекордсмены». Конкурс рисунков: удивительный мир животных. Брейг - ринг «Всё о животных»

Древний мир (17 ч)

Теория: Первые люди. Первые цивилизации. Древний Египет. Пирамиды. Морские купцы. Древний Китай. Кельты. Римляне.

Практика: Проектная работа: «Древняя Русь». Русичи- богатыри (рисунок). Викторина: «Былины. Хронологии». Чтение сказок: Былинные сказки. Наука история (экскурсия)

Рыцари и замки (12ч)

Теория: Первые рыцари Строительство замка. Жизнь в замке. Рыцарский титул. Доспехи. Практика: Турниры: Отдых и развлечения. Последние замки. Хронология. Последний рыцарь. Современные рыцари. Рыцарский турнир знатоков.

Путешествия и открытия (14 ч)

Теория: Древний мир. Таинственный восток. Путешествие викингов. Исламский мир. Кругосветное путешествие. Южные моря. Северный путь.

Практика: Исследование Африки (проектная деятельность).Амазонка и Анды. Освоение Австралии (путешествие по карте). Под водой. Покорение неба. Мир путешественников (альманах).

Мир изобретателей (16 ч)

Теория: Письмо и печать. Медицина. Строительство. Сельское хозяйство. В доме. Одежда и ткани. Полезные материалы.

Практика: Игрушки и игры (изготовление моделей). Энергия. Средства связи (экскурсия в кабинет физики). На воде. В космосе (викторина). Энергия будущего. Изобрети для дома(конкурс поделок).

Мир техники. (34 ч)

Теория: Простые механизмы. Двигатели. Электричество. Машина исполины. Бытовые приборы. Техника на кухне. В мастерской. Письмо и печать. Компьютеры. Средства связи. Звук и изображение. В кадре. Лазер. Измерительные приборы.

Практика:Робототехника. В мастерской изобретателя (изготовление моделей из конструктора).Транспорт в древности (рисунки). Автомобили. Гоночные машины. Грузовики. Профессиональныйтранспорт. Железная дорога. Велосипеды. Мотоциклы. Лодки. Корабли. Подводные лодки. Аэростаты. Самолёты. Вертолёты. Космические корабли (конкурс рисунков).Необычный транспорт (проект). Промежуточная аттестация

Учебно-тематический план 3 год обучения

Наименование разделов и тем

всего

теория

практика

« Сказочные загадки»

16 ч.

7

9

«Мир следопыта»

16 ч.

7

9

Калейдоскоп конкурсов, игр, развлечений.

16 ч.

3

13

«Орфографические викторины»

16 ч.

6

10

«Знайкин калейдоскоп»

16 ч.

3

13

«Неопознанное рядом»

16 ч.

8

8

«В тридесятом царстве семьи»

16 ч.

3

13

«Таинственный лабиринт»

16 ч.

4

12

«Набираем высоту»

16 ч

1

15

Итого

144 ч

42

102

Содержание программы 3 год обучения

«Сказочные загадки» (16 ч)

Теория: Вводное занятие. ТБ Сказки народов мира Татарские народные сказки. Огородные сказки. Литературные сказки

Практика: «Латаем, запоминаем» (викторина). А ты народ? (сказки разных народов) А.С. Пушкин «Такой знакомый наш поэт» (викторина). Н. Ершов. Единственная сказка (проектная деятельность). Игра «Лови рифму». История рождения(сочинялки). Викторина «Угадай-ка». Ожившие игрушки Г.Х.Андерсен (проектная деятельность)

Мир следопыта» (16 ч)

Теория: Недописанное четверостишье. В мире фантазий. Стекло Удивительное содружеств: математика, физика, химия

Практика: Читали- значит знали (викторина). Спрятавшиеся слова (игра Поле чудес). Викторина «Колебания, волны, звук». В сказки ложь, да намёк (разбор сказок). В прогресс толчок (поделка). Викторина «Верю-не верю»: Тесты познания. Будь добрым и человечным (проект). Экологическое ассорти (выпуск газеты). Кто хочет быть сказочником? (сочиняем сказки). По секрету всему свету (блиц-турнир по парам). Следы на снегу (экскурсия).

Калейдоскоп конкурсов, игр, развлечений. (16 ч)

Теория: Родной, чужой. Свои правила. Словесные перепалки. Мир вежливых - мир королей.

Практика: Кроссвордомания (решение кроссвордов).Игра «Волшебный квадрат». «Такие старые слова» «Пойми меня» Брейн - ринг «Пять звёзд» «В мире привычных вещей»

Литературный покер: закон или правило. Интеллектуальная игра «Ума палата». Игра «Эрудит»,«Кто хочет стать миллионером?»

Орфографические викторины (16 ч)

Теория: Пугающее ударение. Глухие и звонкие. Заколдованные буквы.

Практика: Викторины: БабыЁжкины друзья. Содружество звуков. Волшебство текста.Изложение и сочинительство (разбор сочинений)

Знайкин калейдоскоп (16 ч)

Теория: Арифметическое содружество. Знаковое значение. Расстояние в жизни.

Практика: Изготовление пособий и шпаргалок. Практика для ремонта (изготовление поделок). Задачи не для жадных (изготовление «сорбонок» для первоклассников).

Неопознанное рядом (16 ч)

Теория: Молекулы и вещество. Свет и тень. Волновое движение.

Практика: Молекулы и вещество (просмотр видео, проведение опытов). Богатство природы (проектная работа о полезных ископаемых).

В тридесятом царстве семьи (16 ч)

Теория: Что такое семья. Поколения.

Практика:Моя семья (дерево семьи). Семейные традиции (проект).Семейные мечты (ролевая игра). Твоя роль (постановка спектакля)

Таинственный лабиринт (16 ч)

Теория:Что такое кроссворд, скандворд. Виды кроссвордов. Ребусы, шарады

Практика:Решение кроссвордов, скандвордов. Составление кроссворда. Решаем ребусы, шарады

«Набираем высоту» (16 ч)

Теория:Выбор темы проектной работы.

Практика:Выращивание рассады. Изготовление книжек-малышек. Экскурсии, культпоходы в музеи. Постановка спектаклей. Итоговое тестирование.

Методическое обеспечение

Методы обучения, используемые в работе объединения, соответствуют возрастным особенностям ребенка: наглядный метод обучения, практические задания, проблемно-поисковый метод. Программа предусматривает использование наглядно-методического материала, представленного в виде презентаций с игровыми заданиями для детей, которые обеспечивают наглядно-практические действия ребенка по усвоению программного материала. Программа способствует формированию умения выполнять самостоятельно учебную задачу, предложенную педагогом, создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, формирует навык самоконтроля и самооценки, позволяет ребенку самостоятельно найти и исправить ошибку.

Список используемой литературы

  1. Педагогическое творчество www.ped.sovet.ru
  2. Журнал «Читаем, учимся, играем»
  3. А. Шлыкович «Нам не скучно»
  4. Мастерская учителя. М.В. Беденко Сборники задач
  5. Энциклопедии
  6. Произведения российских писателей
  7. Г. Остер «Вредные советы» и др.
  8. В.Житомирский Л. Шефрин «Математическая Азбука»
  9. Н.А. Мустаев «Народные приметы»
  10. «Начальная школа» www.n-shkola.ru


Приложение

Объединение «Юный эрудит», первый год обучения
Промежуточная аттестация

Задание 1
Разгадай анаграммы (надо переставить буквы так, чтобы получилось слово). Какое слово будет лишним? Зачеркни его.
ЗЁАРЕБ _______
САНОИ ________

Задание 2
Разгадай закономерность, запиши еще три числа, ответ поясни (как получил числа?):
3, 8, 6, 11, 9, ___, ___, ___

Задание 3
Какое слово среди перечисленных в каждом ряду лишнее? Объясни, почему?
Сентябрь, вторник, апрель, июль_______________
Татьяна, Евгений, Ирина, Елена _______________
Утро, дождь, снег, град ______________________

Задание4
В трех корзинках было одиннадцать грибов. Затем четыре гриба переложили из первой корзинки во вторую, а два гриба переложили из
третьей корзинки в первую. Сколько грибов стало в трех корзинках?

Задание 5
Соедини линией название сказки с недостающим словом:
«Аленький ……….»                 цветок
«………… — семицветик»                 цветочек
«Каменный …………»                 цветик

Объединение «Юный эрудит», второй год обучения
Промежуточная аттестация

Задание1
Разгадай анаграммы (надо переставить буквы так, чтобы получилось слово). Какое слово будет лишним? Зачеркни его.
САИВЛ ____________________
РЕОХ _______________________

Задание 2
Отгадай загадку.
Крылья есть, да не летает.
Глаза есть, да не мигает.
Ног нет, да не догонишь.

Задание 3
Отгадай загадку.
Этот вкусный плод растет
Там, где лето круглый год.
Он как краешек луны,
Все мы знать его должны.

Задание 4
Длина бревна 9 метров. За 2 минуты отпиливают по 1 метру. За сколько минут будет распилено все бревно?

Задание 5
Коля стоит в хороводе. Шестой слева от Коли тот же, восьмой справа. Сколько детей в хороводе?

Объединение «Юный эрудит», третий год обучения
Итоговая аттестация

Задание 1
Разгадай анаграммы (надо переставить буквы так, чтобы получилось слово). Какое слово будет лишним? Объясни ответ.
ААЛТЕРК ________
КОЖАЛ __________
ДМОНЧЕА _______
ШКААЧ __________

Задание 2
Найдите число пчел, напавших на Гулливера, если оно двузначное и к тому же в три раза больше произведения своих цифр.

Задание 3
Отгадай загадку.
Шапочка алая,
жилеточка нетканая,
кафтанчик рябенький.

Задание 4
Отгадай загадку.
Сидит на окошке кошка:
и хвост как у кошки,
и нос как у кошки,
и уши как у кошки,
а не кошка.

Задание 5
(Старинная задача) Девушки пошли в лес. Они водили хороводы и прыгали через костер. Водили хоровод 10 девушек. Прыгали через костер 7 девушек. Сколько девушек пошли в лес, если и то, и другое делали 3 девушки?

Задание 6
Три матроса с корабля Гулливера по фамилии Блэк, Уайт и Грей были одеты в серый, белый и черный бушлаты. Одетый в серый бушлат сказал Уайту: «Смотри, у нас троих цвет бушлата отличаются от цвета фамилии». Какой бушлат был у каждого матроса?

Задание 7
Два лилипута за 2 минуты привязывают 2 веревки. Сколько потребуется лилипутов, чтобы они за 100 минут привязали 100 веревок?

Задание 8
Какого моря не существует? Выпишите ответ.
Красное море, Белое море, Черное море, Синее море, Желтое море.

Задание 9
Какое тело может быть в твердом, жидком или газообразном состоянии?

Задание 10
Почему весной охота строго запрещена?

Ответы к заданиям

Ответ на задание 1:
Тарелка, ложка, чемодан, чашка. Чемодан — лишнее слово, так как все остальные слова — названия посуды.

Ответ на задание 2:
24 пчелы (2*4=8, 24 больше 8 в три раза)

Ответ на задание 3:
Курица

Ответ на задание 4:
Кот

Ответ на задание 5:
14 девушек

Ответ на задание 6:
Уайт одет в черный бушлат, Блэк в серый, Грей в белый

Ответ на задание 7:
100 лилипутов

Ответ на задание 8:
Синее море

Ответ на задание 9:
Вода

Ответ на задание 10:
Потому что звери выкармливают детенышей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Эрудит» для 2 класса.

Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического мат...

Внеурочная деятельность. Программа кружка "Эрудит" 2 класс.

Кружок рассчитан на 34 часа.Цели программы:  создание условий для формирования интеллектуальной активности...

Программа факультатива "Эрудит"

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, с использованием учебников  «Моя математика» 3 класс (авт.Демидова Т.Е., Козлова С.А, Тонких, А.П, М., Баласс,2010г), пос...

Программа кружка «Эрудит» для учащихся 1- 2 классов

Внеурочная деятельность.Направление общеинтеллектуальное Программа кружка «Эрудит» для учащихся  1- 2 классов. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь ...

Программа кружка "Эрудит" 1 класс

Программа будет полезна учителям начальных классов для организации кружка по развитию логического мышления у учащихся начальных классов....

Игровая программа "Правовой эрудит"

Игровая программа по правам детей....

Рабочая программа кружка "ЭРУДИТ"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий кружка....