Национальный фольклор и народные праздники как средство воспитания.
занимательные факты

Платонова Дарья Андреевна

Национальный фольклор и народные праздники как средство воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Национальный фольклор и народные праздники как средство воспитания.

  1. Пословицы, поговорки, загадки как концентрация народной мудрости, их функции в воспитании детей.

Фольклор – «народная мудрость» является одним из важнейших средств сохранения национальной культуры, традиций, обычаев, этнической самобытности.

В процессе образования и воспитания подрастающего поколения фольклор выполняет следующие функции.

1. Образовательная функция, знакомя с традициями, обычаями, бытовыми особенностями этносов, фольклор углубляет знания о духовной и материальной культуре народов.

2. Воспитательная функция, изучая сказки, пословицы, поговорки, народные песни, наполненные моральными и нравственными идеалами, оказывают влияние на формование таких качеств характера как: смелость, чуткость, отзывчивость, уважение к старшим и сверстникам и т.д.

3. Познавательная функция состоит в том, что фольклор является способом знакомства ребенка с окружающим миром.

4. Эстетическая функция - фольклор способствует формированию гармонически развитой личности, вырабатывая у детей умение ценить и понимать прекрасное, формируя художественный вкус.

  1. Роль сказок в воспитании детей к передаче культурного наследия

Сказка — это эпическое, как правило, прозаическое, художественное воспроизведение бытового, героического (богатырского) или волшебного 3 характера не лишенного вымысла. Такая позиция сказки не лишает ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание, тематику, язык, характер сюжетов, деталей повествования.

Сказки играют огромную роль в процессе духовно-нравственного, воспитания детей, развивают воображение, познавательную активность. Воплощая в свих сюжетах идеал человеческого существования, стремление к справедливости, равенству всех людей сказки развивают эмоциональную сферу ребенка. Увлекательность сюжета сказки, оптимизм, образность и забавность делают сказки крайне эффективным педагогическим средством воспитания подрастающего поколения. Воплощение в сказках положительных черт народа, таких как смелость, независимость, борьба за счастье, любовь к родному краю, делает сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Противостояние героев в сказке, положительного – наделенного силой смелостью, красотой, богатством, умением стойко выдерживать тяжелые испытания, выходя из них победителем, завоевывая тем самым право на счастье, и отрицательного - пассивного, а иногда и злого и лукавого, которым движет стремление к выгоде в ущерб другим, корысть или жажда власти в сказках, как правило, заканчивается победой положительного героя. Такое завершение сказки внушают ребенку уверенность в торжестве справедливости, в победе добра над злом. Поскольку сказки отражают жизнь народа, а герои народных сказок красочно и ярко одарены главными национальными чертами характера: храбрость, трудолюбие, смекалка и т.д., сказки способствуют формированию национального сознания.

  1. Народные праздники – древнейший и постоянно воспроизводимый элемент культуры.

Говоря о праздниках русского этноса, следует отметить их мировоззренческий характер и коллективный. Народные праздники в эмоционально-художественной форме всегда были настоящим кодексом неписаных норм и правил поведения, обязанностей, которые должен выполнять представитель русского этноса. Обряды, воспроизводящие нравственные устои русского народа, воспитывали чувства долга, ответственности, верности семье, друзьям (подругам), любви к природе. Отражая уклад жизни земледельцев, праздники ориентировались на летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, а также сезонные изменения в природе. Наиболее известными праздниками русского этноса являются Святки, Масленица Пасха, Троица и т.д

Следует отметить, что национальные праздники народов России носили коллективный характер, объединяющий характер, поскольку в них участвовали все от мала до велика. В любом народном празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, спортивные состязания. Праздники были эмоциональны, являясь синтезом спорта и практических всех видов искусств, праздники обладали огромным воспитательным эффектом, являя собой образцы поведения, норм человеческих взаимоотношений и правил общения.

  1. Русский православный фольклор в эстетическом воспитании детей

Фольклор способствует формированию гармонически развитой личности, вырабатывая у детей умение ценить и понимать прекрасное, формируя художественный вкус.

Сюжеты сказок воспитывают детей живописными образами и убедительными действиями героев, а не общими рассуждениями и поучениями.

Пословицы несут в себе ценностную информацию, затрагивают стержневые проблемы нравственности они выполняет функции воспитания нравственно-ценностных основ способствуют приобщению подрастающего поколения к духовной культуре, как своего этноса, так и культуре народов России, помогая воспитывать сообразительность, чуткость, тонкость восприятия, остроту ума, развивая толерантность, любовь Родине.

5. Обычая и традиции как регулятор социального поведения, отражающие духовно-нравственный облик конкретного народа.

Говоря о праздниках русского этноса, следует отметить их мировоззренческий характер и коллективный. Народные праздники в эмоционально-художественной форме всегда были настоящим кодексом неписаных норм и правил поведения, обязанностей которые должен выполнять представитель русского этноса. Обряды, воспроизводящие нравственные устои русского народа, воспитывали чувства долга, ответственности, верности семье, друзьям (подругам), любви к природе. Отражая уклад жизни земледельцев, праздники ориентировались на летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, а также сезонные изменения в природе. Наиболее известными праздниками русского этноса являются Святки, Масленица Пасха, Троица и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная педагогика как средство воспитания учащихся начальной школы.

Показаны возможности учителя младших классов в возрождении культурно- исторических традиций воспитания....

НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прекрасен сказок мир воздушный-к нему с младенчества привык,мне мил и дорог простодушный,животворящий их язык.К.М. Фофанов. Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможе...

Статья "Русский традиционный фольклор как средство воспитания учащихся младшего возраста коррекционной школы 7 вида"

Статья о  значении использования русского фольклора для воспитания детей в начальной школе....

Школьные праздники как средство воспитания учащихся начальных классов

Ключевые слова:Функции праздника, педагогическое единство, межличностные отношения, технология праздника. Мы живём в сложнейшее время смены исторической формации. Экономические тяготы, поли...

"Народные сказки как средство воспитания культуры поведения младших школьников"

В наше время, культура – это постоянно изменяющаяся структура. Структура, в рамках одного человека, настолько хрупкая, что легко поддается влиянию средств масс-медиа, интернета и т.д. Значимость...

Сохранение народных традиций как средство воспитания патриотизма и толерантности.

В современном российском обществе частично утрачены народные традиции - связь поколений, присущая каждой народной культуре. Особенно заметна эта проблема в крупных мегаполисах. Средства массовой инфор...

Фольклор, как ценное средство воспитания

Заинтересовать учащихся народным фольклором. Погрузить в атмосферу народного творчества....